• выявлена и обоснована возможность педагогического влияния на процесс социокультурного развития младших школьников путём совместного вхождения педагога и учащихся в культуру современного общества и перевода социальной ситуации развития в педагогическую (со-бытие), стимулирующую смыслопоисковое, самодеятельное и творческое начала ребёнка;
• раскрыты психолого-педагогические механизмы социокультурного развития младших школьников: самоидентификация, самопознание, самоопределение, индивидуализация, самоактуализация, самоорганизация, саморегуляция (блок «развитие субъектных качеств ребёнка») и интериоризация, адаптация, социализация, интеграция, инкультурация, совместная деятельность, коллективные связи (блок «развитие социумности»);
• разработан и теоретически обоснован комплекс педагогических средств социокультурного развития младших школьников, объединяющий связанные друг с другом компоненты: целевой (программно-методическое обеспечение), структурно-содержательный (содержание, технологии, методы, приемы, формы в их взаимосвязи), динамический (включение индивидуального опыта учащихся в познание, освоение и преобразование окружающего мира);
• определён критериально-диагностический инструментарий, позволяющий проследить динамику социокультурного развития учащихся в образовательном процессе начальной школы.
Важным ориентиром при этом является «возрастной портрет» ученика начальной школы. К 6-7 годам ребёнок представляет собой в известном смысле личность, характерные черты которой - положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и чувство собственного достоинства, открытость внешнему миру, доброжелательность и отзывчивость к переживаниям другого человека, инициативность и самостоятельность в игре, общении, в решении элементарных социальных и бытовых задач.
Младшему школьному возрасту свойственна общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни (В.С. Мухина), что содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. В этот период жизни начинается процесс саморазвития личности за счет развития структур сознания ребенка, своеобразная «закладка» мотивов самосовершенствования и самоопределения ребёнка, возникает потребность в самооценке как основе формирования самопознания и внутренней позиции личности (Л.И. Божович), правда, еще с ориентацией на авторитет внешней оценки. Для этого возраста характерно «образное схватывание культурных норм и ценностей» (И.С.Кон), расширение предметного использования арте-
фактов, становление круга интересов и черт индивидуальности, укрепление устойчивой потребности в автономности душевной жизни и ее сбережении.
Поэтому суть понятия «социокультурное развитие младших школьников» состоит в рассмотрении процесса социокультурного развития младшего школьника как совместного бытия педагога и ребёнка в определённом пространстве и времени. При этом педагог профессионально использует объективное влияние «социальных агентов», придаёт этому влиянию целевую направленность, переводя социальную ситуацию развития в педагогическую (событие), стимулирующую смыслопоисковое, самодеятельное и творческое начала ребёнка.
Разработка комплекса педагогических средств социокультурного развития младших школьников включала: определение содержания педагогической деятельности; поиск педагогических технологий, методов, приёмов, форм образовательного процесса; моделирование педагогического пространства социокультурного развития и определение его основных качественных характеристик.
Материально-техническая база включает:
Тренажерный зал для школьников среднего и старшего возраста, спортивный зал (для дошкольников),музыкальный кабинет, изостудия, актовый зал, компьютерный зал ,библиотека (с библиотечным фондом 6000 экземпляров книг),кабинет социальной службы; кабинет службы по семейным формам воспитания, методический кабинет дошкольного воспитания (с методической литературой и пособиями), учебный класс, комната психологической разгрузки, кабинет технологии.
На территории детского дома оборудованы:
3 спортивные площадки (комплексная - баскетбольная, футбольная, волейбольная, большой теннис, хоккей; гимнастические снаряды и шашечное поле; площадка для настольного тенниса); игровые площадки для дошкольников; имеется фестивальная площадка со сценой на 300 мест (для проведения праздников на территории детского дома). Высажено 50 кустов роз, 500 тюльпанов, 25 кустов клубники, 15 плодовых и 20 еловых и лиственных деревьев , 400 цветов.
Цель культурно-досуговой деятельности - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, адаптация их к жизни в социуме, приобщение к свободному образу жизни, содействие личностному и профессиональному самоопределению кружковцев и школьников города в учебное и особенно в каникулярное время.
ВЫВОД: 1. Организация культурно-досуговой деятельности ведется планово, с учетом возрастных особенностей детей.
2. Разнообразие тематики программ и праздников способствует разностороннему воспитанию кружковцев и школьников.
3. Результаты анкетирования, проведенного среди педагогов школ, показывают, что качество программ соответствует целям и задачам гуманистического воспитания детей.
4. Участие в концертах на различном региональном уровне способствует творческому росту кружковцев.
5. Отсутствие системы бюджетного финансирования не позволяет обновлять атрибуты, костюмы, звуко- и светотехнику, что снижает творческий потенциал и эмоциональное восприятие проводимых мероприятий.
6. В целях сплочения коллектива детей-родителей-педагогов необходимо расширять диапазон коллективных досуговых программ.
7. Для внедрения новых технологий необходимо обучение культорганизаторов в центрах организации досуга в регионах СНГ.
8. Культурно-досуговая деятельность ДДЮТ соответствует типу ДДЮТ - образовательное учреждение дополнительного образования.
Особенности целей и задач культурно-досуговых программ:
Цели таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной "Я"-концепции.
Эти цели могут достигаться через комплекс примерно следующих задач:
развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;
· приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;
·формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;
укрепление здоровья детей;
формирование опыта организации содержательного досуга.
Содержание культурно-досуговой программы связано с:
приобщением детей к культуре, и более всего к художественной;
овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;
развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;
постижением искусства общения, поведения, культуры речи;
воспитанием гуманности, толерантности;
формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;
освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).
То или иное сочетание вариативных блоков, соответствующих перечисленным выше направлениям, может составлять содержание культурно-досуговых программ.
В содержании любой из них может быть вычленено, по меньшей мере, четыре раздела, связанных с:
приобщением детей к художественной культуре,
воспитанием у них культуры общения,
формированием культуры организации досуга,
обучением их основам культуры быта.
Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.
Особый раздел культурно-досуговой программы – составляет характеристика конкретных форм ее реализации. Речь идет о тех или иных мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь.
У разных авторов можно найти разные подходы к классификации подобного рода мероприятий:
1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);
2) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) - экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.;
3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений - нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);
4) "репертуарные" мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей.
Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.
Другую классификацию мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, предлагает Н.С. Карпова – педагог-психолог Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» (Санкт-Петербург)[16]. Ее классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.
I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации –