Родителей часто беспокоит стремление одаренного ребенка преуспеть, так как стиль поведения, способствующий этому, часто болезненно сказывается как на самом ребенке, так и на окружающих.
Здесь надо заметить, что Бенджамин Блум (1982), который возглавлял исследования выдающихся достижений детей в плавании, теннисе, музыке, математике и скульптуре, считает это желание преуспеть одним из признаков признания в будущем. Он утверждает, что это стремление рождается и поддерживается семьей. Опубликованные сообщения об этих исследованиях были бы весьма интересны для родителей, которые пытаются определить свою систему ценностей и сформулировать свои надежды в связи с будущим ребенка.
Особое место в этих исследованиях отводится сообщениям родителей некоторых юных дарований о том, что другие их дети обнаруживали в раннем возрасте такие же или даже большие способности, но никогда не проявляли такого стремления преуспеть, как «звездные» дети.
Тем, кто воспитывает одаренных детей, необходимо присмотреться к своей собственной реакции на ребенка, чтобы найти истоки этого стремления преуспеть. Какие аспекты поведения ребенка обычно находят сильнейший отклик у родителей? О каких ребячьих достижениях с любовной гордостью рассказывают родители в телефонных разговорах, которые обычно слышат и прекрасно понимают впечатлительные малыши? Какие события пересказываются бабушкам и дедушкам?[6] Все это, разумеется, не означает, что проявление способностей и талантов не надо игнорировать, но все же не стоит восторгаться ими сверх меры, за счет других полезных навыков и достижений.
Когда внимание к уникальной способности ребенка в чем-то одном становится гипертрофированным, самовосприятие ребенка может стать совсем не таким, какого желают гордые родители.
Родительские оценки для ребенка — одновременно и награда и мерило его самовосприятия и самооценки. Родители должны спросить себя: «Что я вижу и что ценю в своем ребенке и как мне показать ему это?» Тогда система родительских оценок, в которой ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать одаренного ребенка во всей его многогранности.
Удовольствие, которое ребенок получает от своих способностей, должно быть сбалансировано пониманием того, что его сверстники и товарищи обладают другими, столь же уникальными качествами.
Такие ситуации одаренный ребенок редко встречает в повседневной жизни, и ему трудно понять, как его собственное поведение влияет на других детей. Фразы вроде: «А если бы ты был на его месте?» или «Хорошо бы тебе было, если бы он с тобой так поступил?» — часто не оказывают серьезного воздействия на детей дошкольного возраста. И не вызывают желаемой реакции сопереживания, так как не подкреплены собственным опытом ребенка. Обычный для детей такого возраста эгоцентризм не позволяет им принять чужой опыт близко к сердцу. В этом случае взрослые, окружающие ребенка, должны найти иной способ помочь ему воспринять все так, как следует.
Игра «по ролям» представляется лучшим заменителем обычного опыта и инструментом, с помощью которого родители и учителя могут добиться впечатляющих результатов. Восприимчивые родители, уделяющие внимание игровому обучению, интуитивно улавливают преимущества, которые дает ролевая игра в сравнении с обычной родительской беседой, — и это несмотря на то, что их 5—6-летний ребенок превосходно владеет искусством речевой коммуникации.[6]
Специалисты, занимающиеся изучением человеческого поведения, замечают, что под игнорированием нельзя понимать нейтральное отношение. Это сильно выраженное негативное чувство. Родители, предпочитающие не уделять никакого внимания особым талантам ребенка. В такой ситуации маленький ребенок делает вывод, что важнее всего на свете — быть таким, как все. Тут он начинает скрывать свои способности, из-за которых вынужден воспринимать себя «белой вороной». Детей сбивает с толку само обладание способностями и возможность (или невозможность) их использовать.[10]
Некоторые одаренные дети, даже до столкновения с другими детьми в одной комнате, уже научились вести себя, как все, и не выказывать свои таланты. Может быть, ребенку в этом случае легче сходиться со сверстниками, да и родителям не приходится решать столь сложные задачи. Но ведь для ребенка такое поведение является ложным. Поскольку то, чему он, таким образом, научился, — это не расчетливая адаптация к оцениваемой ситуации, а постоянная фальсификация собственного «Я». Удобная обыденность — не слишком ли большая цена за потерю в потенциальном развитии личности? Равенство возможностей должно предполагать наиболее полное раскрытие всех возможностей каждого. Оно не предполагает и не должно предполагать равные результаты.
Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких способностей и для него самого, и для окружающих. Отношения между ребенком и родителями — это самое важное в воспитании добрых чувств и к нему самому, и ко всему миру.
4. МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Существует дифференцированный подход к воспитанию и обучению. Психологами, педагогами проведен ряд исследований. Объект исследований дети 5-6 лет [7].
Цель исследования - выявить влияние стимулирования воображения, как психологического процесса, на развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. В силу проблем диагностики такие традиционные методы, как беседы, вопросники, оказываются неэффективными. Дошкольники испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать словами свои проблемы. Здесь необходимо установление длительного доверительного контакта, в ходе которого становится возможным свободное, откровенное обсуждение конкретных переживаний ребенка. Таким образом, не имея необходимых условий для продолжительного контакта, приходится использовать графические методы исследования. Что в свою очередь дает хорошие результаты.
Существуют следующие методы и способы.1. Изучение оригинальности решения задач на воображение. (Тест Торренса)Тест Торренса предназначен для исследования развития одаренности детей; выявления детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, недорисованные простые геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши. Проведение исследования. Ребенка 5-6 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).
Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта, но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
Второй тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет.
Третий тип. Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в предыдущих типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок - голова и т. д. ), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения ( треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину ).[7]
2. Работа по развитию воображения, рассчитанная на подключение творческого потенциала ребенка.
Журнал небылицы в лицах.
Мероприятие проводится в виде соревнования. Группа детей делится на две команды. Каждая команда - это так называемая редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер. Ведущий начинает сказку:
Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот наконец настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического космического корабля...
На самом интересном месте ведущий останавливается со словами: "Продолжение следует в журнале "......." в номере ......." Ребенок, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: "Продолжение следует в журнале "......." в номере ......." Прервать сказку может ведущий словами: "Окончание в журнале "......." в номере ......."
В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако дети один раз сочинив продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты.