3. Разработка МОДЕЛИ вариативной системы дошкольного образования в условиях города
3.1 Эффективность типа дошкольных образовательных учреждений
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени - к системе дошкольного образования. Уже вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ для детских садов с обновленным содержанием.
Очередная насущная задача - введение вариативных организационных форм дошкольного образования и разработка основ нормативного и методического обеспечения образовательного процесса для этих форм.
Последнее десятилетие привнесло радикальные изменения в систему общественного дошкольного воспитания. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных учреждений (ДОУ). ДОУ сегодня официально работают по 12 комплексным базисным, 25 парциальным, 2 специальным (для детей с нарушениями речи) образовательным программам. Кроме того, в соответствии с Приложением 3 к приказу Министерства образования РФ от 22 августа 1996 г. № 448, в российском образовательном пространстве «прописаны» 3 категории и 6 видов ДОУ.
Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании по своему масштабу не уступает школьным инновациям.
Однако, на конец 2004 г. уровень охвата детей дошкольными учреждениями составил в среднем уже - 59%. При этом только 55% детей 5-летнего возраста посещают детские сады. В Законе РФ «Об образовании» зафиксирована квалификация дошкольного образования как базисной, необходимой и самоценной ступени единой образовательной системы. Но данная квалификация до сих пор не получила должного государственного закрепления в социально-педагогическом, содержательно-методическом, организационно-управленческом, правовом и финансово-экономическом планах.
Эта трудность сейчас остро проявляется, например, при определении государственного стандарта дошкольного образования. До сих пор отсутствует развернутое обоснование самой идеи дошкольного образования (в отличие от традиционного «дошкольного воспитания» или же получившего массовое распространение в последние годы «дошкольного обучения» в форме квазидидактического тренинга).
Аналитические материалы свидетельствуют о том, что в наиболее развитых странах раннее и дошкольное детство рассматривается как особый национальный ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социального и экономического развития. Не будет преувеличением сказать, что на сегодня ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов, по своей потенциальной содержательной емкости не уступающий ни одной из последующих ступеней. Не использовать его или, что еще хуже, употребить не по его внутреннему назначению, - по меньшей мере, недальновидно.
В связи с современным движением в сторону гуманизации и вариативности дошкольного образования, начавшимся еще в конце 80-х – начале 90-х годов двадцатого века, необходима разработка регулятивного документа нового поколения для практиков, отличающегося от традиционных отечественных программ дошкольного образования (очень конкретно задающих и регламентирующих содержание и форму образовательного процесса).
Этот документ должен определять как бы каркас образовательного процесса, который можно назвать «моделью образовательного процесса» - своего рода общий «стандарт», который может быть положен в основу вариативных образовательных программ.
Для «модельного» описания образовательного процесса принимаются следующие измерения: функции (позиции) взрослого по отношению к детскому сообществу, организация содержаний образования (или развивающих содержаний), структура предметной среды. Эти измерения создают в целом образовательную среду, в которую погружается ребенок в детском саду.
В языке данных измерений все дошкольные программы (как современные, так и существовавшие в истории педагогики) могут быть сведены к трем общим типам моделей образовательного процесса, которые можно условно обозначить следующим образом: учебная модель, комплексно-тематическая модель, предметно-средовая модель.
Учебная модель характеризуется организацией содержаний образования по принципу разделенных учебных предметов (по сферам познания или по видам деятельности), каждый из которых имеет свою логику построения. Такая структура образовательных содержаний тесно связана с определенной функцией (позицией) взрослого – учительской: инициатива и направление деятельности принадлежит всецело взрослому. Модель рассчитана на заблаговременное и жесткое программирование образовательной среды – ее топографии (в виде «сборника» учебных предметов) и временной развертки (развертывание образовательных содержаний в течение года в логике учебного предмета). Образовательный процесс развертывается в дисциплинарной школьно-урочной форме, удерживающей детей в рамках учебного предмета, и не может быть иным. Предметная среда обслуживает урок, и ее организация приобретает вид «учебных пособий». Жесткий изоморфизм развивающих задач, учебных предметов, предметной среды и единственность функциональной позиции взрослого, в идеале, направлены на вызывание изоморфной учебному предмету активности ребенка. Все незапланированные «выбросы» активности, инициативности детей обрубаются (в худшем случае) или игнорируются (в лучшем случае) взрослым.
Живучесть и привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью любому профессионально обученному «функционеру».
Комплексно-тематическая модель (в классической форме идущая от педагогической системы Ж.-О.Декроли) использует более органичную синкретичному видению мира ребенком-дошкольником организацию образовательных содержаний: тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере действительности. Представленное в эмоционально-образной, а не в абстрактно-логической форме. Предварительный подбор взрослым основных тем придает систематичность и культуросообразность образовательному процессу. В то же время, проекция «темы» на разные виды детской активности, («проживание» ее ребенком в игре, рисовании, конструировании) и возможность их выбора самим ребенком делают эту модель менее жесткой, обеспечивают развитие инициативности детей. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности как бы вынуждает взрослого к более свободной позиции, нежели учительская; ее можно обозначить как позицию партнера, сотрудника. Более гибкой в этой модели становится и организация предметной среды, постоянно подстраиваемой под развивающие задачи и инициативу детей.
Отвечая психологическим особенностям дошкольного возраста, комплексно-тематическая модель предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает.
Суть предметно-средовой модели заключается в том, что содержания образования проецируются непосредственно на предметную среду, минуя взрослого как деятельного носителя этих содержаний. Классический вариант этой модели целиком построен на концептуально обоснованной искусственной и жестко ограниченной предметной среде (система М.Монтессори). Взрослый в этой модели – лишь организатор предметной среды, его функция – подбор развивающего материала, который автодидактичен, сам провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Топография образовательной среды не меняется на протяжении всего дошкольного возраста, «меняется» лишь сам ребенок, вычерпывая в процессе многократных упражнений развивающее содержание, заложенное в предметной среде, приближенной к «естественным» формам деятельности ребенка).
Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на «саморазвитие» ребенка в этой модели приводит к исчезновению систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты ребенка. При этом, как и учебная, эта модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.
В истории дошкольной педагогики две последние модели были предложены как альтернативы формализму и жесткости учебной модели (по сути, имитирующей школьную систему), не учитывающей своеобразие дошкольного возраста и неэффективной в образовании дошкольника.
Особенности этих классических моделей как прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для дошкольного возраста.
Такая оптимальная модель должна учитывать, с одной стороны, психологические особенности возраста (закономерности развития), с другой, - ценностные ориентиры общества относительно образования дошкольника, т.е. в целом. Исходить из интегрального нормативного «образа» ребенка на «выходе» из дошкольного возраста.
Если принять во внимание возрастные особенности обучения ребенка, выраженные тезисом Л.С.Выготского: в раннем возрасте ребенок учится по спонтанным программам (своим собственным), в школьном – по реактивным (идущим от требований взрослого – учителя), а в дошкольном возрасте – по спонтанно-реактивным (сочетающим собственные интересы ребенка и педагогические задачи взрослого), то в качестве оптимального вырисовывается сочетание комплексно-тематической и предметно-средовой моделей, с ненавязчивой, «партнерской» позицией взрослого, гибким подбором образовательных содержаний и предметного материала, что позволяет учитывать как педагогические интересы (достаточно системно решать образовательные задачи), так и интересы детей, открывая путь становлению инциативности и самостоятельности во всех сферах их деятельности.