СОДЕРЖАНИЕ
Введение.. 2
1. Воспитание и обучение детей в России до 19 в. 4
2. Педагогическая мысль в 18 в. 7
3. Педагогическая мысль в 19 в. 11
Создание государственной системы народного образования. 11
В.Ф. Одоевский о первоначальном воспитании и обучении детей. 11
Педагогическая теория 30-40 гг. (В.Г. Белинский, А.И. Герцен) 13
Развитие педагогической мысли в 60 гг. (Н.И. Пирогов) 15
4. Педагогическая деятельность и теория великого русского педагога К.Д. Ушинского. 17
Основные идеи педагогической теории Ушинского. 17
Идея народности воспитания. 17
Место родного языка в воспитании и обучении детей. 17
Психологические основы воспитания и обучения. 18
Пути и средства нравственного воспитания детей. 18
5. Педагогические теории в России в конце 19 – начала 20 вв. (П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, Е.И. Тихеева, Л.К. Шлегер) 19
6. Развитие советской педагогической науки в первой половине 20 в. 22
Педагогическая теория А.С. Макаренко. 22
Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского. 24
7. 21 в. – инновационные процессы в образовании. 26
Мировой кризис образования. 27
Заключение.. 29
Список литературы... 31
"Депутаты Госдумы РФ признали необходимость разработки профессиональных стандартов педагога и совершенствования воспитательной работы. "Одним из ключевых положений окончательного варианта рекомендаций станет повышение социального статуса педагогических работников. Учитель, педагог должен стать значимой фигурой в обществе", - об этом заявил в ходе круглого стола председатель Комитета по образованию ГД Григорий Балыхин.
Заместитель Председателя Госдумы Светлана Журова, приветствуя участников "круглого стола", отметила, что главная задача учителя - "научить ребенка любить учиться", учиться не только в рамках школьной программы, но и самостоятельно, выходя за пределы изучаемого материала.
Заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин напомнил, что полвека назад отечественная система образования давала поколение, которое входило в тройку наиболее интеллектуальных поколений своего времени. Вместе с тем, согласно последнему докладу ООН о развитии человека, по индексу образования Россия занимает 26-е место.
Одновременно О. Смолин предложил ввести для поступающих в педагогический вуз требование о наличии наряду с аттестатом и сертификатом ЕГЭ документов, подтверждающих опыт практической работы. "Тот, кто поступает в педагогический вуз, должен подтвердить, что он туда поступает не случайно", - аргументировал депутат. По его мнению, целесообразно также ввести специальные практики на первых курсах, призванные определить профессиональную пригодность студента к педагогической работе. В случае профнепригодности студента следует переводить в другой вуз или на другой факультет, диплом которого не дает права работать с детьми, считает О. Смолин.
Для того чтобы педагог вызывал у детей желание учиться, по словам О. Смолина, он должен обладать универсальным образованием, эрудицией, быть прогрессивным, способным вести интересные уроки и давать интересные задания. Выпускник педвуза должен владеть современными информационными и коммуникационными технологиями".
Этот отрывок новостей с информационного сайта (http: // www. amic. ru/news/94882/) приведен мною не случайно. Он показывает, что необходимость перемен в образовательном процессе, во всей государственной системе образования, теперь понимают и рассматривают на правительственном уровне, а не только кучка педагогов новаторов и альтруистов. Возможно, данные высказывания представителей власти станут новым витком в развитии педагогической мысли в современной России. А пока, вернемся к истории. Данная работа посвящена анализу возникновения и развития педагогической мысли в России. Каждому студенту, желающему стать педагогом, прежде чем предлагать новаторские идеи в процесс обучения и воспитания, необходимо знать историю развития педагогической мысли. Поэтому, я считаю эту темой актуальной и обоснованной для ее подробного изучения.
Зачатки педагогической мысли в Киевском и Московском государствах.
Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость, выносливость, отцы учили их навыкам военного дела.
В IX в. на территории Восточной Европы возникло мощное Киевское государство, оформился феодальный строй. Князья и церковь распространяли в народе переводные сборники поучений, в которых имелись статьи и изречения педагогического характера, взятые из различных религиозных источников. Рекомендовалось воспитывать у детей чувство страха перед богом, беспрекословное повиновение воле старших, духовенства и правителей. Средствами воспитания считалось выполнение детьми с малых лет религиозных христианских обрядов, заучивание молитв, соблюдение постов [4].
Замечательным литературно-педагогическим памятником начала XII в. является “Поучение Владимира Мономаха детям”. Государственных деятель Владимир Мономах заботился о том, чтобы его дети росли храбрыми, смелыми, преданными своей земле. Он стремился привить им уважение к образованию и книге, говорил, что следует подражать его отцу, который знал пять языков и за это имел от чужих земель большой почет.
Выдвигая религиозное воспитание на первое место, Владимир Мономах вместе с тем думал о земной жизни.
Князья нуждались в том, чтобы из их детей вырастали руководители государства, умеющие организовать победу над военными противниками, управлять подвластным народом, следить за тем, чтобы население выполняло установленные порядки. Естественно, что в “Поучении Владимира Мономаха детям все это нашло свое выражение в первую очередь. Вместе с тем “Поучение... является замечательным памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры и развитии педагогической мысли на Руси в период существования Киевского государства.
Распространением грамотности в народе занимались люди, которых называли “мастерами грамоты”. Обычно это были дьячки или “мирские люди, для которых дело обучения грамоте стало их основной профессией. Обычно “мастера грамоты по договоренности с отцом или родственниками ребенка обучали его грамоте у себя дома или в семье ученика. Иногда у мастера обучалось одновременно несколько детей, и таким образом создавалась небольшая школа. Учили по азбуке, часослову, псалтыри, использовали и произведения устного народного творчества.
XV-XVI вв. – политическое объединение русских княжеств вокруг Москвы, образование единого Русского централизованного государства. О характере и направлении семейного воспитания на Руси в этот период дает некоторое представление сборник наставлений, относящихся к семейному быту, - “Домострой”. В этом сборнике много внимания уделялось воспитанию детей. “Домострой”, обособляя семью от всего окружающего мира, рекомендовал суровые формы обращения хозяина дома с домочадцами, отца - с детьми. В детях требовалось воспитывать любовь к богу, страх перед ним, умение почитать служителей церкви, беспрекословно повиноваться старшим. В XVI в. в Москве возникло книгопечатание, печатали многие книги, в том числе и учебные; открывались школы [4].
Во второй половине XVII в. увеличилось, особенно в Москве, количество школ, дающих повышенное образование. Были открыты новые греко-латинские школы, а также школы, называвшиеся грамматическими, в которых изучали грамоту, церковнославянскую и греческую грамматику, риторику, математику.
В 1686 г. открылась Московская славяно-греко-латинская академия. Многие из учеников академии стали авторами учебников, преподавателями академии и других школ, а в XVIII в. - активными участниками петровских просветительных реформ. В академии получил образование составитель прекрасного руководства по арифметике, использовавшегося в русских школах в первой половине XVIII в., Леонтий Магницкий. Здесь же учились великий русский ученый М.В. Ломоносов, первые профессора Московского университета и другие крупные деятели русской культуры.
Во второй половине XVII в. Епифанием Славинецким была составлена замечательная педагогическая "книга под названием “Гражданство обычаев детских”, представлявшая собой свод правил поведения в обществе - среди взрослых (в этом смысле и употреблен термин “гражданство”), сверстников, в школе и дома. В книге содержались правила благонравия – “благочинного”, приличного поведения детей. Правила касались манер ребенка и подростка: выражения лица, мимики, позы, прически, ухода за зубами. В последующих главах рассказывалось о том, как детям вести себя в церкви, за столом во. время еды, при встречах, в училище; как они должны готовиться ко сну, ложиться и вставать утром; в сборнике имелась специальная глава “Об игрании”.
Советы Епифания Славинецкого были для того времени психологически обоснованными. Они проникнуты любовным отношением к ребенку. В книге содержалось много ценных гигиенических правил, способствующих физическому развитию, укреплению здоровья, сохранению бодрого настроения. Говоря о моральных поступках детей, Епифаний Славинецкий подчеркивал, что внешнее поведение ребенка является проявлением его внутренних качеств. Он указывал также на связь нравственности детей с их умственным развитием [4].
Огромное значение для развития в России науки и просвещения имела деятельность гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765).