Смекни!
smekni.com

Структурные элементы воспитания. Цели, содержание, источники воспитания (стр. 2 из 4)

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных спо­собностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Оно предполагает:[9]

· развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познаватель­ного и образовательного процессов;

· формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

· стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными тех­нологиями;

· а также развитие личностных качеств — самостоятельности, широты круго­зора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образова­ния, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отноше­ния к действительности.

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному воспри­ятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что созерцая художе­ственное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к «прекрасному». Однако лишь бушующий океан или извержение вулкана мы по­стигаем как «возвышенное», которое человек сотворить не в силах.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физиче­ское развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, раз­личные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и ха­рактера, направленное на повышение работоспособности человека.

Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно соблюде­ние элементов повседневного режима: продолжительный сон, калорийное пита­ние, продуманное сочетание различных видов деятельности.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответствен­ного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражда­нин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.

Экономическое воспитание - это система мер, направленная на развитие эко­номического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование де­ловых качеств - бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отно­шение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.[10]

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отно­шение к тем, кто преступает последние.

3. Сущность воспитания и его особенности

Определить сущность предмета - значит найти и обо­значить, что есть этот предмет среди ряда других, что от­личает его от множества других и какой признак делает этот предмет тем, что он есть. А так как любой предмет принадлежит од­новременно разным группам, то, следовательно, необхо­димо предварительно очертить ракурс рассмотрения, по­зицию научно-теоретического взгляда, позволяющего осуществить раскрытие сущностных черт изучаемого предмета.[11]

Личность в процессе воспитания - это человек в его социальных связях и вза­имных социальных отношениях, это член общества, под­вергающийся воздействию среды, и сознательно выстраи­вающий свои отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений. Мера осознанности различна у каж­дого человека, но личностью он становится постольку, по­скольку функционирует как некая автономность в социуме и отдает себе отчет в своих отношениях.

Чтобы содействовать становлению личности, надо знать природу такого становления: как формируются со­циальные отношения ребенка? что выступает фактором такого формирования? каково этапное движение данного процесса? и как при формировании социально ценност­ных отношений ребенок обретает свою индивидуаль­ность?

Педагог не может не интересоваться этими вопроса­ми, ибо ответ на них лежит в основании организуемой педагогом деятельности. Своевольное выстраивание сис­темы без опоры на объективную природу предмета неиз­бежно приводит к педагогическому фиаско.

Формирование личности не совершается в одном ак­те, а протекает процессуально, как движение, вызываемое причинами, проходящее свои этапы, имеющее свои тем­пы, свою историю. Это движение длительное. Оно суще­ствует, пока в личности происходят изменения. И по дос­тижении зрелых лет формирование не приостанавливает­ся, потому что изменяется социальная действительность, меняется и положение личности в обществе, а значит, его социальная роль претерпевает изменения, да и жизнен­ный опыт вынуждает личность перестраивать что-то во взаимоотношениях с миром. Остановка формирования личности - гибель личности; ведь способ существования личности в ее взаимодействии с социальным миром, ко­гда она общается с другими людьми, выражает свое мне­ние по поводу социальных событий, созидает материаль­ные или духовные ценности для общества, осмысливает ход истории, оценивает значимость тех или иных объек­тов для человеческой жизни. Только в социальной среде существует личность и в этой среде утверждает свое Я.

Сначала человек осваивает мир. Один объект за дру­гим попадает в зону его восприятия, находя в его созна­нии свое отражение. Предметное взаимодействие с объек­тами окружающего ребенка мира совершается через ду­ховные усилия; ребенок воспринимает объект, распознает его назначение, проживает ситуацию событийного уча­стия объекта в его личной жизни, производит обобщение объектов до явления жизни.

Но в отражении реальной действительности решаю­щую роль сыграет отношение окружающих ребенка лю­дей. Через призму наблюдаемого поведения взрослых он выстраивает собственное отношение к объекту и пред­ставление о его ценности. Со временем, приобретя опыт и самостоятельность, человек станет осваивать неизвест­ное, но ориентация на поведенческую модель постоянно будет присутствовать в формировании личности в той или иной степени.

Заметим попутно: отчего так трудно идет усвоение норм этикета у школьников, несмотря на многочислен­ные уроки этикета в системе школьного образования? У школьника нет в повседневной жизни примера для под­ражания, у него не было в раннем детстве, когда все ос­ваивается легко и прочно, школы подражания взрослым, соблюдающим элементарный этикет.

Узкая среда ребенка дает скудные представления о мире и бедный поведенческий опыт, тогда палитра его поведенческого выбора однообразна и одноцветна. Дети далеких деревень, невзирая на широкую сеть телевизион­ной связи, являются живым примером влияния ограни­ченной и однообразной среды: они ортодоксальны, их шокирует необычное в человеке, они, как правило, осу­дительно относятся ко всему, что противоречит деревен­ским устоям. Первичные впечатления ребенка глубоки. Их стереть в дальнейшем почти невозможно, они всегда так или иначе проявляют себя и оказывают корректи­рующее воздействие на все последующие впечатления.

Содержанием среды как фактора социального разви­тия личности выступают предметно-пространственное ок­ружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение и информационное окружение; совокупность их разворачивается на фоне природного окружения ребенка. Педагог, профессионально использующий объективное влияние данных социальных агентов, придает этому влиянию целевую направленность, переводя социальную ситуацию развития в педагогическую - тем самым и соз­давая воспитывающую среду. Иногда такой перевод осу­ществляется путем специального наблюдения, иногда такой перевод достигается путем оценки-реплики, иногда учитель совершает перевод через подчер­кивание достоинств происходящего, часто он производится в ходе беседы с детьми об увиденном.

Педагог, не учитывающий влияния окружающей ре­альности, закрывающий глаза или отторгающий даже возможность такого влияния или же пассивно констати­рующий случайный характер факторных средовых влия­ний на ребенка, предоставляет случаю, стихии, обстоя­тельствам определять становление личности - тем самым неизбежно отказывается от воспитания. Так мы приходим к проблеме цели воспитания. Про­фессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности - как мы сказали, организовать жизнь ребенка как постоянное вос­хождение к культуре, взаимодействие с миром на уровне современных достижений культуры, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности и на уровне данного развития он входил в контекст социальной жизни.

Но любая человеческая деятельность нуждается в предваряющем эту деятельность предвидении результата, на достижение которого направляются физические либо духовные усилия. Идеальное предвидение результата называется целью.