Именно в этом В.А. Сухомлинский видит высшее предназначение педагога.
«Учительская профессия, – писал Сухомлинский, – это человековедение, постоянное, не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта – постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления – один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду. Я твердо убежден, что этот корень закладывается в человеке еще в детстве и отрочестве, закладывается и в семье, и в школе. Он закладывается заботами старших – отца, матери, учителя, – которые воспитывают ребенка в духе любви к людям, уважения к человеку». Именно так формировался педагогический талант самого В.А. Сухомлинского, источник которого – любовь к детям, глубокая вера в возможность воспитания каждого ребенка так, чтобы не нужно было потом исправлять допущенные в раннем детстве ошибки. Терпимость к детским слабостям, понимание тончайших побудительных мотивов и причин детских шалостей, чуткость, забота о ребенке – всю эту мудрость Сухомлинский вынес из собственного детства.
Заключение
Школа, как обозначил в свое время выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, – это не только место, где дети приобретают знания и умения, но и место формирования духовного мира ребенка. Над тем, чтобы сделать эту среду наиболее благоприятной и совершенной, и бьются педагоги с первого дня основания школьного процесса. На это уходят годы, десятилетия, века. Меняются мир, жизнь, взгляды и нравы, политический и экономический уклад. Тем не менее школа как была, так и остается самым важным и главным институтом воспитания человека. И для любого ребенка и взрослого школа – это в первую очередь учителя и педагоги.
В.А. Сухомлинский, оставивший богатое литературно-педагогическое наследие, характеризуя важнейшие требования к учителю, писал: «Что значит хороший учитель? Это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком» [7, с. 40].
Сухомлинский подчеркивал, что если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках. Именно в этом и заключены, по его мнению, основные требования к педагогу – стать другом своим ученикам.
Список литературы
1. Лушников А.М. История педагогики. – Екатеринбург, 1995.
2. Подласый И.П. Педагогика. – М: Владос, 1996. – 432 с.
3. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах В.А. Сухомлинского. – М., 1991.
4. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в пяти томах. – Киев.: Радянска школа, 1980. – Т.2, 5.
5. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем… – М., 1986.
6. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Школьная пресса, 2003.
7. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М., 1969.
8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Педагогика, 1983. – 318 с.
9. Сухомлинский В.А. Учитель – методист – наставник. – М.: Просвещение, 1988. – 289 с.
10. Харламов И.Ф. Педагогика. – Минск: Изд-во Минского Государственного Университета, 2000. – 560 с.