3 урок – «Воздух и вода в жизни человека, их охрана».
4 урок – «Почвы, растения и животные, их охрана».
Учитель должен донести до сознания детей идею необходимости бережного отношения к природе, воспитать у школьников любовь к природе во всех ее проявлениях. Очень важно, чтобы знания детей об окружающем мире небыли сведены к набору отдельных сведений, а давались определенной системе и последовательности, чтобы они объяснялись в форме доступной для учащихся. Проблемы охраны природы следует рассматривать ненавязчиво, постепенно, так как главная задача – вызвать интерес к природным объектам, воспитать уважение ко всему живому. Собственный труд детей по уходу за растениями и животными, повышает действенность экологического воспитания, способствует превращению знаний в экологические убеждения. Чувство прекрасного в природе одухотворяет деятельность учащихся по охране окружающего мира ( ).
Правильное поведение в природе, исключающее нанесение ей вреда, формируется у подрастающего поколения при непосредственном участии его в охране природной среды, заботе о сохранении родной земли.
Природоведение 2-3 класс
Изучение вопросов охраны природы является стержнем для всего курса природоведения. Содержание предмета направленно на создание условий непосредственного участия школьников в природоохранной деятельности. В этих целях при изучении каждой темы курса учащиеся знакомятся с мероприятиями по охране природы, привлекаются к посильному участию в этой работе: подкармливание птиц, сбор семян цветочно-декоративных растений, уход за зелеными насаждениями, выращивание растений, работа на пришкольном участке и т.д.
Эстетические знания, эмоции, оценки постоянно накапливаемые учеником на уроках всех школьных курсов, соединяются в конечном счете в развернутый, многообразный, эстетически окрашенный образ мира. Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Основой экологической подготовки, должны быть прочные биологические знания, знания законов живой природы и на основе этого понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонии природы.
Среди принципов природоохранного просвещения и экологического образования, педагогика выдвигает принцип взаимосвязи эстетического и интеллектуального отношения к природе и практической деятельности. Но эстетическим и нравственным воздействием природы на школьника воспитательный процесс не ограничивается. Умение видеть прекрасное – основа художественно-творческого развития человека, общающегося с природой. Однако, только лишь созерцания и наслаждения природной красотой недостаточно для развития у детей творческого отношения к природе. Здесь необходима хорошо организованная систематическая работа учащихся, обеспечивающая формирование у них экологического сознания и нравственно-эстетического отношения к природе. Организовать такую работу легче тому педагогу, который владеет большим количеством методических приемов, направленных на ее активизацию. В художественно-творческую деятельность, в творческое восприятие и охрану природы могут быть вовлечены все без исключения школьники. Чтобы увлечь каждого из них используя его интересы, опираясь именно на его способность, учитель должен знать ученика и предложить такие формы организации самостоятельной творческой деятельности, которые могли бы увлечь всех.
Многолетние исследования отечественных педагогов и психологов, в процессе которых изучались результаты творчества, главным образом литературного, а так же особенности восприятия детьми произведений искусства выявили три этапа эстетического творчества. Каждый этап отличается определенными общими чертами в восприятии и собственном творчестве школьника. Кратко эти этапы можно охарактеризовать так:
1. Низший – констатирующий. Восприятие и творчество отличаются описательностью и перечислительностью.
2. Средний – анализирующий. На этом этапе учащиеся охотно анализируют причинно-следственные связи впечатлений как от искусства, так и от окружающей действительности.
3. Высший – личностный. Гарантирует переход полученных знаний в убеждения и поэтому наиболее благоприятен для эстетического и нравственного воспитания, формирования ценностного отношения к природе и окружающему миру (Петровский, 1979).
Различные виды творческих работ учащихся могут быть направлены на стимулирование такой эстетической и художественно-творческой деятельности, которая воспитывает любовь к природе. Целенаправленная художественно-творческая деятельность формирует сознательное отношение к природе и препятствует разрушительным инстинктам, которые подчас наблюдаются у учащихся. При поощрении художественно-эстетического творчества в условиях общения с природой, закрепляются гуманные отношения к живым существам и формируются нравственные, эстетические и экологические убеждения учащихся.
С воспитания наблюдательности, умения замечать в природе характерные детали, начинают работу со школьниками многие учителя начальных классов. Они организовывают ведение дневников, в которые записываются наблюдения за природой. Регулярно эти дневники сравниваются и обсуждаются. По образцу «Лесной газеты» В. Бианки в школе может быть создана стенгазета, где будут помещаться оперативные сообщения об изменениях в природе. Собственные корреспонденты стенгазеты на местах (на пруду, на опушке леса, в сквере, на речном берегу, в саду, в парке и т.д.) постоянно следят за изменениями природы и дают сообщения в газету. Могут быть и специальные корреспонденты, ответственные за освещение постоянных тем: изменение погоды, поведение животных, внешний вид деревьев, жизнь птиц или насекомых. Важно, чтобы учителя способствовали развитию творческих способностей у учащихся и их нравственно-эстетическому отношению к природе, включая данную работу во все учебные предметы. Любой учитель знает, что если предложить в начальных классах сочинение на свободную тему, то большинство ребят напишет о своей собаке, котенке, ручном ежике, посещении зоопарка. Работа такого типа как сочинение – доступная и органичная форма проявления творческих способностей.
Большие возможности для развития творческих способностей предоставляют и уроки изобразительного искусства, на которых могут осуществляться и межпредметные связи с уроками чтения и природоведения. Эти связи могут выразиться в том, что школьники получают задание по чтению – сделать рисунок к какому либо произведению о природе или по природоведению – нарисовать те или иные растения, тех или иных животных (Печко, 1984).
Существуют виды творческой деятельности, доступной учащимся и связанной с миром звуков. Один из них – это магнитофонные записи пения птиц в различное время года и суток, при разной погоде. Это способствует развитию интереса к природным объектам и наблюдательности. Магнитофонные записи могут стать материалом для увлекательных соревнований: кто точнее знает голоса птиц, кто быстрее угадает записанный голос. Другой вид самостоятельной творческой деятельности, связанный с миром звуков – это фантазии на тему музыкальных произведений, в программу которых авторами заложена тема природы («Времена года», П.И. Чайковский). Фантазии школьников могут носить характер литературных работ: стихов или прозы по мотивам музыкального произведения. Так же они могут быть изобразительными. Наконец, дети могут заниматься подбором фонотеки на тему природы. В этом тоже проявится художественно-творческая активность учащихся.
Интересна и современна организация музея школьного творчества, посвященного природе. В таком музее в качестве экспонатов уместны изделия из природных материалов. Это поощряет творчество учащихся и их стремление учиться данной работе дальше. Здесь найдется место и лепке, и резьбе, и плетению. Могут демонстрироваться фотографии растений выращенных самими школьниками, здесь же следует устраивать конкурсы-выставки выращенных цветов. Все это помогает решению главной задачи – воспитанию любви к природе, стремления и умения видеть прекрасное в ней.
Благотворную роль в экологическом просвещении и воспитании, а так же в развитии читательской культуры могут сыграть регулярные конференции о новинках в мире книг о природе; а на факультативных занятиях можно рекомендовать сравнение репродукций пейзажей разных художников или стихотворений о природе. Особенность материала ярче оттенит своеобразие мироощущения художников, определившее особенности их стиля.
Перспективными представляются соревнования на узнавание, которые могут проводиться во время экскурсий и прогулок на природу. Соревнования могут называться: кто лучше знает названия растений и повадки животных, кто лучше знает голоса птиц, кто больше знает лекарственных растений, какие растения занесены в «красную» книгу, какие дикие животные водятся в данной местности.
Предложенные формы организации художественно творческой деятельности гораздо эффективнее, чем просто восприятие искусства или знаний об искусстве. Личностный уровень эстетического развития наиболее благоприятен для формирования экологического сознания школьников.
Новая социокультурная ориентация школьной биологии предполагает развитие у учеников творческих способностей. Для этого необходимо ознакомление с самой структурой знаний, построение философско-методологических и теоретических стержней, обеспечивающих поиск проблем, открытия, озарения, интеллектуальные и практические изобретения. Пришло время вместо насыщения учащихся готовыми знаниями, с помощью традиционных форм и методов обучения, создать условия для моделирования ситуаций научного поиска, развитие эмоционального отношения к живым системам, постижения жизни одновременно разумом и сердцем. Этому способствуют методы конкретных ситуаций: мозговая атака, учебные игры, погружение и др.