Смекни!
smekni.com

Творчество военных ансамблей в военно-патриотическом воспитании подростков (стр. 10 из 13)

Определенные изменения происходят и в области темперамента: становятся более яркими и выразительными положительные тенденции, сглаживаются отрицательные. Как правило, воины приобретают уравновешенность и сдержанность, увереннее чувствуют себя при новых обстоятельствах жизни. В армейских условиях воины получают всестороннее общее развитие. Они расширяют свой общеполитический и культурный кругозор, участвуют в общественной работе, овладевают новыми полезными для жизни знаниями, навыками, привычками, становятся более сильными и выносливыми в физическом отношении. Для многих воинов служба в армии является прекрасной школой овладения народным языком, ознакомления с национально-культурными ценностями других народов. Разумеется, все эти и другие положительные сдвиги в содержании культуры личности воинов происходят не самотеком, не стихийно, а при эффективной боевой и политической учебе, умелом проведении политико-воспитательной работы, четкой организации всей службы.

Культурное воспитание

В числе многих факторов, активно влияющих на процесс перестройки советского общества, несомненно, ключевая роль отводится культуре. «Без культуры, — говорил академик Д.С. Лихачев, — нет в стране и нравственности, без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы и не может существовать наука. Если в прошлом культура рассматривалась, прежде всего, как продукт социальных отношений, то теперь она выступает как динамическая сила, формирующая всю жизнь общества, оказывающая громадное, а в ряде случаев решающее воздействие на состояние и развитие всей совокупности общественных отношений. Общественный прогресс в связи с этим во многом оказывается в зависимости от прогресса культурного». Широкий простор для развития культуры открыла перестройка. Она уже многое сделала для культурного возрождения общества, а вместе с ним и армии. С культуры сбиты оковы запретительства и командно-административного диктата, она обретает свободное дыхание. В духовную жизнь возвращается культурное наследие во всем его объеме и многообразии. Интеллигенция получила свободу творчества, какой не знала никогда раньше. Распрямляется и набирает силу потенциал национальных культур народов Казахстана. Заявляют о себе различного рода культурные движения и объединения. Иными словами, культура начала восстанавливать в обществе свою собственную функцию.

Вместе с тем нельзя не видеть, что наметившиеся здесь сдвиги пока что неустойчивы и противоречивы. С одной стороны, духовная жизнь общества бурно обогащается ранее запретными произведениями литературы и искусства, возрождением национальных культурных традиций, расширением участия в культуре церкви, активизацией международных культурных обменов и т. п. С другой — падает посещаемость театров, филармоний, кинотеатров, музеев, библиотек, клубов, распадается массовая художественная самодеятельность, в молодежной среде все большее признание получает антикультура. То есть дает знать о себе тенденция к декультуризации жизни значительной части советских людей.

В нашем обществе накопилась критическая масса духовной бедности. Бездуховность приняла угрожающие размеры, и этому вряд ли кто сегодня возразит.

Последнее обстоятельство со всей очевидностью заслуживает особого разговора. Надо посмотреть, все ли делают армейские культурные учреждения для того, чтобы каждый офицер был действительно человеком высокой культуры и нравственности. Ведь он — воспитатель молодежи, носитель таких понятий, как офицерская честь, воинский долг, защита Отечества. Нельзя сбрасывать со счета и тот факт, что для многих сегодня слова «армия» и «культура» звучат как взаимоисключающие понятия. Мол, армия — это среда, которая, естественно или скорее противоестественно подавляет всякое индивидуальное культурное проявление. Отсюда понятие «культура» кое-кто трактует как нечто чужеродное по отношению к военнослужащим. Армия является не только хранительницей лучших традиций общества, но и наиболее чистым и возвышенным олицетворением духовности. И эти традиция глубокими корнями уходит в отечественную историю. Например, академик Д.С. Лихачев подчеркивает, что лучшие традиции русской армии всегда были, прежде всего, культурными традициями. На протяжении длительного периода истории русская армия олицетворяла огромный культурный и нравственный потенциал. Не случайно многие гении русской и казахской культуры прошли через воинскую службу, в их числе — Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, М.П. Мусоргский, Чокан Валиханов и другие. Это значит, что армия есть сила не только вооруженная, но и духовная.

В ратном труде своих далеких предков мы находим сегодня не только яркие примеры верности воинскому долгу, Отечеству, но и проявления высокой общей культуры, воспитанности. Знаменитый Чокан Валиханов (1835-1865)– яркий ориентир в этом отношении. Он был одним из образованнейших людей своего времени. Годы его странствий и трудов совпали с исторически очень значимым периодом в жизни его народа, когда казахи всех жузов завершали свое вхождение в состав России и вместе с тем свое воссоединение в один большой народ- мирный и поэтический, веселый и честолюбивый, полный сил и энергии, подающий огромнейшие надежды на развитие… И во всем том, что свершилось к 1865 году, составляющему веху в истории казахов, оставался след Чокана, его усилий, понимания своего долга перед народом, его отваги, его исторического предвидения. Растолковать многоязыкой России, что такое Степь и ее кочевой народ, открыть всему человечеству жизнь казахов, их прошлое, их настоящее, их помыслы о будущем…

Сделанные им открытия поставили молодого поручика русской армии в ряд с выдающимися людьми мира. О нем писали и пишут не только историки, путешественники, но и лингвисты, философы, археологи и литературоведы. Передовые офицеры придавали большое значение не только своему военному, но и общему образованию. Широкое знание литературы, истории, иностранных языков считалось в офицерской среде обязательным. Умением поддерживать в обществе разговор на серьезную тему отличался всякий офицер, заботившийся о своей репутации культурного и воспитанного человека.

В старой русской армии офицер, представляясь, произносил кажущуюся сегодня архаичной фразу: «Честь имею!» В наше время понятие офицерской чести должно быть глубже, но не секрет, что для кое-кого оно стерлось, потускнело. Утрата чувства чести привела к тому, что мы стали «стесняться» произносить это слово. Как тут не вспомнить высказывание римского мудреца Апулея «Стыд и честь — как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься». Немаловажное значение имеет и такая проблема, как эстетическая культура. Видный педагог-новатор В.А. Сухомлинский был глубоко убежден в том, что без эстетического воспитания вообще никакого воспитания быть не может. Именно обращение человека к красоте облагораживает его душу, снимает, как говорится, «толстокожесть», утончает его чувства. «...Человек, — говорил В.А. Сухомлинский, — выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, — увидел и изумился и начал создавать новую красоту».

Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве мы открываем прекрасное в самих себе. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого», — гласит старинная украинская мудрость, приписываемая замечательному мыслителю Григорию Сковороде. Зло и подлинная красота несовместимы. И поэтому одна из важных задач эстетического воспитания состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому будущему воину скрипку, чтобы он услышал звучание своих душевных струн. Есть немало родников, питающих эстетическую культуру. Среди них, безусловно, одним из плодотворных, одним из самых мощных является тот, который исходит от армейских культурных учреждений. Но не только клуб, Дом офицеров, музыкальный ансамбль заключают в себе духовно-облагораживающую функцию. Не в меньшей мере это относится и к военным учебным заведениям. Например, очень хорошо, что во всех военно-политических училищах введен курс основ культуры. Многое может сделать для дальнейшего повышения эстетического воспитания на уроках начальной военной подготовки Военное издательство

Министерства обороны РК. К примеру, оно могло бы увеличить выпуск литературы по актуальным проблемам эстетики. Куда более предмет нашел бы процесс воспитания молодежи, если бы педагоги и политработники имели под рукой такие, скажем, издания, как «Эстетика военной формы», «Эстетика поведения военнослужащих», «Литература и искусство в твоей жизни», «Красота и нравственность» и т. д.