Смекни!
smekni.com

Театрализованные игры как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста (стр. 4 из 4)

2.3 Сформированность выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста

Проведенное обследование групп 1 и 2 показали следующие результаты, в группе 1, где проводились чаще театрализованные игры у детей уровень выразительности речи выше, чем у детей группы 2. Результаты по проведенным методикам представлены в таблице 1.

Так, в группе 1 высокий уровень выразительности выявился у всех детей (100%), в группе 2 только у 4 детей (44,6%).

Уровни выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по группам в динамике представлены на Рисунке 1.

Таблица 1 – Результаты по проведенным методикам

Задания по методикам
1 2 3 4 5 Всегобаллов 1 2 3 4 5 Всегобаллов
Группа 1 Группа 2
Диана Б. 2 2 2 2 2 10 Олеся К. 1 2 0 1 1 5
Ксения Г. 2 1 2 2 2 9 Юлия К. 2 1 1 1 2 7
Маша Е. 2 2 2 2 2 10 Витя Ф. 1 0 2 1 2 6
Ира Ф. 2 2 1 2 2 9 Коля Г. 0 0 1 1 0 2
Тимур К. 2 2 1 2 2 9 Лариса П. 1 2 1 2 1 7
Миша Г. 2 2 2 1 2 9 Роман П. 2 2 1 2 2 9
Саша Г. 2 2 2 2 2 10 Серёжа С. 2 2 1 1 2 8
Илья П. 1 2 2 2 2 9 Дарья С. 2 1 1 1 0 5
Валя З. 2 2 2 2 2 10 Женя Т. 1 0 1 0 0 2

Театрализованная игра позволяет решать многие задачи программы детского сада: от формирования выразительности речи до формирования элементарных математических знаний физического совершенства.

Рисунок 1 – Уровни выразительности речи по группам

Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Особенно ярко в театрализованных играх проявляется выразительность речи, детское творчество.

В создании театрального образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы , краски ,звуки.

Дети смеются , когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя , всегда готовы прийти к нему на помощь.

Тематика и содержание театрализованный игры, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость.
Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации позволяет через образы игры-драматизации оказывать влияние на детей.

Участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Таким образом проведенный констатирующий эксперимент подтверждает положение о том, что театрализованная игра является средством формирования выразительности речи.


Заключение

В данной работе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы и констатирующий эксперимент по проблеме формирования выразительности речи у старших дошкольников и сделаны соответствующие выводы.

Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Сформировать выразительную речь у детей старшего дошкольного возраста можно только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры в дошкольных образовательных учреждениях.

Проведенный констатирующий эксперимент подтверждает положение о том, что театрализованная игра является средством формирования выразительности речи.

Таким образом, поставленные цели в исследовании достигнуты, задачи выполнены.


Список литературы

1 Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 2001. –127 с.

2 Бородич А.М. Методика формирования речи детей. – М.: 2001 – 126 с.

3 Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 2002. – 191 с.

4 Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – М.: Ярославль: Академия развития, 2002. – 208 с

5 Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.-c.9-16,76-121

6 Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие;. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.

7 Павалаки И.Ф. «Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М.: 2006 – 156 с.

8 Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.

9 Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 61-63; 2003. №2. С.129-130.

10 Шевцова Е.Е., Забродина Л.В.Технологии формирования интонационной стороны речи. – М.: АСТ.2008 – 222 с.


Приложение А

Исследование выразительности речи по методике И.Ф. Павалаки

Обследование темпо-ритмических характеристик речи.

В эксперименте используются магнитофон и секундомер. Подбираются прозаические и стихотворные тексты, содержание которых соответствуют уровню знаний и интересов детей дошкольного возраста. Тексты небольшие по объему с четко прослеживаемой основной мыслью.

Определяется присущий ребенку темп речи при выполнении речевых заданий разной сложности:

а) при пересказе текста, который читал экспериментатор: «Однажды мы с папой ходили в лес. Мы зашли в лес далеко и вдруг увидели лося. Лось был большой, но не страшный. На голове у него были красивые рога».

б) при чтении стихотворения, выбранного самим ребенком.

в) при чтении хорошо знакомого стихотворения в соответствии с инструкцией: «Прочти стихотворение, которое ты хорошо знаешь:

Мишка косолапый

По лесу идет,

Шишки собирает,

Песенки поет.»

г) при произнесении фразы, сложной в артикуляторном плане, которой ребенок предварительно обучался: «Мама Милу мылом мыла»;

д) при произнесении хорошо знакомой фразы: «Мишка косолапый по лесу идет»;

Все речевые задания записываются на магнитопленке. Подсчитывается количество слогов в секунду. Отмечается, в каком темпе говорил ребенок: в медленном, в нормальном, в быстром.

Определяется возможность произнесения стихотворения в заданном темпо-ритме под удары метронома: 2,7 уд/сек., 2 уд/сек., 1,3 уд/сек., 0,6 уд/сек..

Отмечается:

- ребенок свободно читает стихотворение в заданном темпо-ритме – 2 балла

- ребенок затрудняется самостоятельно читать стихотворение в заданном темпо-ритме – 1 балл

- невозможность чтения стихотворения в заданном темпо-ритме 0 баллов

Определяется возможность одновременной реализации движений и речи в соответствии с инструкцией «Произносить фразу «Дует ветер, сильный ветер» и хлопать одновременно в ладоши». Экспериментатор предварительно демонстрирует образец, детям предлагается темпо-ритм, соответствующий по метроному 1,7 – 2 уд/сек., так как согласно исследованиям Б.М.Теплова (1985г.) наиболее благоприятная скорость для субъективной ритмизации является ритм, соответствующий 1,7 – 2 уд/сек..

Отмечается:

говорит и хлопает одновременно – 2 балла

движения и речь не всегда одновременны – 1 балл

невозможность одновременной реализации движений и речи – 0 баллов

Определяется возможность воспроизведения ритмических рисунков, фраз разного стихотворного размера при:

а) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением и под удары метронома.

б) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением;

г) воспроизведении ритмического рисунка без речевого сопровождения;

Отмечается:

правильное и самостоятельное воспроизведение ритмического рисунка – 2 балла

трудности при самостоятельном воспроизведении – 1 балл

невозможность воспроизведения ритмических рисунков – 0 баллов

Оценка ребенком собственного темпа речи.

Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при пересказе текста вслед за логопедом.

Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при чтении стихотворения «Мишка косолапый».

Отмечается:

правильная и самостоятельная оценка собственного темпа речи – 3 балла

правильная, но с помощью экспериментатора – 2 балла

неправильная – 1 балл

отказ от оценки – 0 баллов

Обследование мелодико-интонационных характеристик речи.

Определяется способность ребенка к понижению и повышению собственного голоса при произнесении различного речевого материала.

Определяется способность ребенка правильно расставлять логическое ударение при произнесении различного речевого материала:

а) Экспериментатор читает ребенку фразу без соблюдения логических ударений. Ребенок должен повторить ее, правильно расставив все логические ударения;

б) При повторении ребенком стихотворного текста вслед за экспериментатором;

в) При произнесении ребенком знакомого ему стихотворения.

Отмечается:

ребенок правильно расставляет логическое ударение в речевом материале любой сложности – 2 балла

у ребенка возникают затруднения при расстановке логического ударения – 3 балла

невозможность самостоятельного расставления логического ударения – 0 баллов

Интерпретация результатов:

Высокий уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 7-10 баллов

Средний уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал

3-6 баллов

Низкий уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал

0-2 балла