Этот же метод позволяет определить тип семейного воспитания:
чрезмерно стимулирующая семья - интенсивные отношения между ребенком и родителями, высокие требования;
любящая семья - тесные отношения с детьми, но более позитивные, менее строгие;
пассивная семья - родители не особенно интересуются детьми;
строгая семья - мать заботится о ребенке, только когда необходимо, очень строга и ригидна; отец ведет себя жестко.
Тест Бейли включает шкалу ментального и психомоторного развития. В результате оцениваются уровни и психомоторного развития.
Было показано, что у монозиготных близнецов чаще выявляется трудный и пассивный характер, которые в сумме превосходят адаптивные (легкий и стеничный). У монозиготных близнецов на протяжении всего исследуемого периода велика частота трудного характера, а у дизиготных - легкого и пассивного; стеничный темперамент встречается редко. У одиночно рожденных детей - темперамент либо легкий, либо стеничный.
Регулятивные механизмы у близнецов находятся под влиянием генетических, биологических (недоношенность, малый вес) и средовых факторов (родительско-детских отношений).
Проведение факторного анализа позволило выделить следующую структуру темперамента:
в первый фактор входят шкалы отношений с родителями, автономности и защитных реакций; он был назван социабельностью;
во втором факторе представлены шкалы крайних состояний напряжения; неприятных ощущений, причем у монозиготных близнецов это шкалы высокого и низкого напряжения, у дизиготных - среднего, а у одиночно рожденных детей - высокого напряжения;
третий фактор - это шкалы среднего напряжения и ориентации на человека и на предметы;
четвертый - у монозиготных близнецов - шкала отношения с отцом, а у дизиготных и одиночно рожденных детей это фактор интерпретируется слабо.
В исследованиях было показано, что темперамент не обнаруживает возрастной стабильности. Величина генетического вклада в темперамент сильно варьирует в зависимости от возраста.
По типу средового влияния (тип воспитания) семьи монозиготных и дизиготных близнецов оказались схожими: у них преобладают любящие и строгие семьи. При изучении одиночно рожденных детей и их семей было выявлено преобладание любящей семьи, причем практически во всех (за исключением возраста 4 месяца) возрастах.
Уникальными оказались данные о нестабильности стиля семейного воспитания. Так, до 12-ти месячного возраста у монозиготных и дизиготных детей преобладает любящая семья, а в 18 месяцев она сменяется строгой семьей. В 36 месяцев возрастает частота чрезмерно стимулирующих семей. Похоже, что стиль семейного воспитания зависит от стадии социализации ребенка.
Итак, в исследовании не была обнаружена стабильность темперамента и стиля семейного воспитания. Отдельные характеристики темперамента находятся под значительным генетическим влиянием в течение всего периода исследования (от рождения до 36 мес.). Предварительные данные, полученные сотрудниками лаборатории, согласуются с выводами Беллеги и подтверждают тенденцию возрастной динамики темперамента в раннем возрасте.
Возможность возрастной динамики темперамента подтверждается данными о существовании корреляций между семейным типом воспитания и шкалами темперамента детей. Тип семейного воспитания либо способствует саморегуляции поведения, как это было показано у одиночно рожденных детей, либо приводит к его задержке (у монозиготных близнецов).
Многие авторы отмечают, что вопрос о природе темперамента пока остается открытым, поскольку существуют как теоретические, так и эмпирические противоречия, связанные с разными исходными посылками и гипотезами, которые формулируются в различных психологических школах и направлениях.
Все люди различны по своему телесному строению, по росту, очертаниям лица и затем по их характерным особенностям, темпераменту, способу реагировать, чувствовать и действовать. В высшей степени характерно, что именно эти два больших комплекса явлений, строение тела и темперамент, находятся друг с другом во внутренних биологических отношениях. Они составляют добрую долю тех внешних явлений, по которым мы узнаем конституцию человека, т.е. сумму унаследованных им предрасположений.
Соотношение между строением тела и темпераментом устанавливается с помощью эндокринных желез. Во всяком случае, мы видим, что при раннем удалении определенных эндокринных желез наступают явления выпадения тех или других черт в обеих областях. В молодости недостаточное развитие щитовидной железы вызывает одновременно притупление темперамента и отставание в росте тела в характерной форме кретинного карликового роста, в то время как раннее удаление семенных желез (ранняя кастрация) имеет своим последствием флегматический, отличающийся слабыми побуждениями, темперамент и вместе с этим евнухоидное строение тела с чрезмерной длиной конечностей и увеличением срока окончательного обрастания волосами. По аналогии с этими случаями мы могли бы в общем представлять себе отношения между строением тела и темпераментом как обусловленные, по меньшей мере частично, деятельностью желез, причем наряду с более ограниченными эндокринными железами должны были бы быть приняты по возможности во внимание также и большие железы внутренностей, вообще всякая ткань, так или иначе имеющая значение для общего химического состава тела.
Общее впечатление о трех важнейших типах строения человеческого тела.
Пикники в среднем возрасте являются людьми с короткими членами, сутулыми, кругловатыми и упитанными, со свежим цветом лица. Костное строение - хрупкое, мускулатура - слабая, жировой покров лица, шеи и туловища обилен. Они обладают значительным объемом головы, груди и живота при более узких, сдвинутых плечах, что в общем придает туловищу бочкообразную форму. Голова на короткой сутулой шее наклонена немного вперед. Череп в типичных случаях низок и глубок, с плоским очертанием темени и хорошо развитым затылком; лицо - мягкое, широкое и округлое со средним, гармоничным соотношением черт в высоту и хорошо развитыми отдельными формами. Профиль мягко и слабо очерчен, с мясистым носом; фронтальное очертание лица в схеме имеет вид плоского пятиугольника или широкого щита. Руки коротки, широки и мягки, изящного строения. Пикники в среднем обладают мягкими, тонкими, откидывающимися назад волосами на голове, высоким лбом и склонны к преждевременному и сильному облысению, в то время как борода и волосы тела растут обильно.
Мужчины-атлетики стройны и обладают, скорее, длинными членами. Широкий мускулистый пояс плеч преобладает в зрительном впечатлении над сильно уменьшающейся нижней половиной тела, с узким тазом и стройными ногами, что придает фронтальному очертанию туловища вид трапеции. Костное строение - плотное, особенно в плечевом поясе и в концах конечностей. Мускулатура сильно развита и выступает пластичным рельефом под эластичной и бедной жиром кожей. На сильной и высокой шее сидит плотная и высокая голова с высоко поднятым среднего размера лицом, сильными, хорошо развитыми подбородком и рельефом костей. Фронтальное очертание лица напоминает формой вытянутое яйцо.
Мужчины-лептозомы (астениками мы называем более крайние формы) имеют цилиндрическое туловище с вытянутой, узкой грудной клеткой и узкими плечами. Конечности и шея производят впечатление, скорее, длинных. Кости, мускулы и кожа - нежные, тонкие и худые, голова - маленькая или высокая круглая. Вытянутый, остро очерченный нос контрастирует с гипопластической нижней челюстью, благодаря чему, при выдающемся вперед носе и отступающем подбородке, легко создается угловой профиль. Фронтальное очертание лица в типичных случаях приближается к укороченной яйцевидной форме.
Если в качестве руководящих признаков мы возьмем симптомы способности к аффицированию (психэстезия и настроение), то получим 6 главных темпераментов.
6 главных темпераментов
Циклотимики.
1. Гипоманики: пылко подвижные.
2. Синтонные: практичные реалисты, даровитые юмористы.
3. Тяжелокроеные.
Шизотимики
4. Гиперэстетики: раздражительные, нервозные, нежные, самоуглубленные, идеалисты.
5. Шизотимные (среднее положение): хладнокровно энергичные, систематически последовательные, спокойно аристократические.
6. Анэстетики: холодные, холодно нервозные, взбалмошные чудаки, индолентные, аффективно слабые, тупые бездельники.
Отдельные дифференциации шизотимических темпераментов мы можем здесь лишь наметить. Эмпирически гиперэстетические качества проявляются, главным образом, как нежная чувствительность, тонкое чувство по отношению к природе и произведениям искусства, такт и вкус в индивидуальном стиле, мечтательная нежность к определенным лицам, чрезмерная раздражительность и уязвимость, вызываемые каждодневными заботами, наконец, у огрубевших типов, особенно у постпсихотиков и их эквивалентов, - внезапные вспышки гнева. Анэстетические качества шизотимиков проявляются как режущая, активная холодность или пассивная тупость, концентрированно интересов на узколичных областях, полное безразличие или непоколебимое равнодушие. Их неустойчивость иногда является беспечной безудержностью, иногда же - активным капризом. Их упорство проявляется в самых разных формах: как железная энергия, непоколебимое упрямство, педантизм, фанатизм, систематическая последовательность в мышлении и поступках.
Разновидностей диатетических темпераментов гораздо меньше, если не принимать во внимание смешанные типы темпераментов, не включать сутяг, буйных, мнительных, сухих ипохондриков. Гипоманиакальный тип обнаруживает рядом с веселым настроением склонность к гневу и безудержность. Он колеблется между легко вспыхивающим огненным темпераментом, лихим, широким практическим размахом, хлопотливостью и ровной солнечной веселостью.