Смекни!
smekni.com

Теоретические основы формирования творческой активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности с художественным содержанием (стр. 2 из 4)

Рассмотрим более подробно некоторые разновидности художественной игры и характер их взаимосвязей.

Скажем, театрализованные игры в своем наиболее раз-вернутом виде включают в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и литературную деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания и т.д.); изобра-зительную (оформление персонажей и места действия); музыкальную (исполнение знакомых песенок от лица пер-сонажей, их инсценирование, напевание и т.д.). Однако особенность театральных игр в том, что они объединены сценическим решением, поэтому сами по себе они отличаются от другой игровой деятельности. Литературная деятельность детей в театрализованных играх подчиняется драматурги-ческим законам – она выступает в виде либо диалогов, либо монологов от лица персонажей; изобразительная деятель-ность здесь носит характер пространственно- изобрази-тельной, оформительской, дети создают рисованные или

11.

аппликативные формы домиков, деревьев, кустов и пр.; музыкальная деятельность проявляется в театрализованных играх особенно активно, нередко играя организующую роль ритмической стороны сценического действия.

Процесс накопления музыкально-слуховых представ-лений до активного включения в пение, как считают спе-циалисты /18;с.150/, происходит очень различно, в зависи-мости от индивидуальных особенностей ребенка. В этом состоит основная сложность организации музыкальных игр. Однако по мере того, как ребенок привыкает к музыкальному звучанию и сам включается в пение, его интерес к данной игровой деятельности повышается. Основное внимание вос-питателя, прежде всего, направлено воспитание выразитель-ности и выработку навыка внимания.

Если обобщить формы организации самостоятельной му-зыкальной деятельности дошкольников, можно отметить две, наиболее часто встречающиеся. Одна из них – музыкальная сюжетно-ролевая игра. Дети выбирают тему под влиянием различных музыкальных впечатлений (“ищем таланты”, “Кон-церт” и т.д.), распределяют роли, сюжет получает свое развитие. Другая форма – игра на детских инструментах.

В основе изобразительной деятельности дошкольников лежит художественный опыт.

Известны разнообразные виды изобразительной дея-тельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Как мы уже отмечали, изобразительная деятельность чаще всего связана с творческой ролевой игрой. Тесная связь наблюдается и с литературной деятельностью дошкольников.

12.

В играх, связанных с художественно-словесным твор-чеством, проявляются качества художественного восприятия и исполнения детей. Особый интерес представляет вос-приятие ребенком сказки. Тайну, заключенную в ней, ре-бенок чувствует. Влияние сказки на детское развитие – предмет многочисленных исследований. В отечественной и в зарубежной психологии имеются исследования такой тема-тики: сказка – это культурное наследие; сказка – это произведение искусства. По мнению Д.Б.Эльконина, основной особенностью процесса понимания художественного произве-дения является то, что он опирается на непосредственное эмоциональное отношение к описываемым событиям. Понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия герою. Ребенок входит в ситуацию действий героя и вместе проживаетего жизнь, переживает его успехи и неудачи.

Дети изображают в играх сказки не только показан-ные, но и рассказанные.

Старшие дошкольники смелее и разнообразнее ком-бинируют в играх свои знания, почерпнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых.

Сказки и рассказы находят отражение в играх детей всех возрастов, но по-разному. Младшие дошкольники обычно разыгрывают отдельные эпизоды сказки, позже они начинают передавать целиком всю сказку, иногда внося в нее изме-нения, вставляя детали, взятые из жизненного опыта. В этих играх, как указывает Б.М.Теплов /14./, наблюдается переход от игры к драматическому искусству, конечно, еще в зачаточной форме. Новое и более сложное в этих играх

13.

заключается в том, что дети играют для зрителей, а не для себя, как это бывает в обычной игре. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни.

И.М.Сеченов дал физиологическое обоснование значе-ния игры для формирования чувств и доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же ка-честв у ребенка. /13;с.106/

Игровое творчество детей проявляется и поисках средств для выполнения замысла, изображения задуманного.

Выразительность действий и речи достигается есте-ственно, без специальной выучки, если дети захвачены сюжетом, вошли в роль, поняли и почувствовали ее.

Вообще говоря, в создании образа особенно велика роль речи. Л.С.Выготский доказал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Например, для глухих детей необходимо специальное обуче-ние игровым действиям./3;с.420/

Для осуществления замысла в художественной игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые по-могают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми призна-ками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляют одну из характерных особенностей детства.

14.

1.3. Развитие творческой активности

дошкольников в художественной

игре как психолого-педагогическая

проблема

Развитие творческой активности детей остается одной из психолого-педагогических проблем современности. Соз-даны всевозможные игры, направленные на физическое и умственное развитие, на совершенствование сенсорного ап-парата, однако художественной игре воспитателями тради-ционно уделяется недостаточно внимания. Порой это про-исходит из-за недостаточного профессионализма самого воспитателя, или формального отношения к работе. Но глав-ная причина, скорее всего, в том, что творчески мыслящая личность долгие годы была не востребована в нашей стра-не, поэтому и развитию творческой активности детей вни-мания уделялось крайне мало. Скажем так, это не считалось приоритетным направлением педагогической теории и прак-тики. Вместе с тем, в нашей стране проводились иссле-дования, предметом которых являлась проблема развития детской индивидуальности в творческих играх. Нередко имели место и дискуссии по рассматриваемому вопросу.

Специалисты, в частности, пришли к выводу, что обу-чение и развитие детского творчества идут в единстве и взаимодействии. Доказывая это, Е.А.Флерина, например, подвергла критике имевшую место “теорию спада” детского творчества, которая состоит в том, что творчество дош-

15.

кольников бессознательно определяется инстинктивными, унаследованными побудителями.

Флерина доказала, что спад может наступить из-за отсутствия обучения или из-за плохого обучения; при правильном же руководстве и обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня./17./

Путь к развитию творчества – овладение навыками. Однако нельзя думать, что сначала надо обучить ребенка рисованию или лепке, а потом развивать его творческие способности. “Творческое начало пронизывает процесс ус-воения навыков”./2./

Для того чтобы углублять представления детей, про-буждать у них интерес к художественной игре, к рисованию, лепке, вызывать определенные эмоции, наблюдения жизни необходимо дополнять художественными образами. В старшем дошкольном возрасте книга, картина становится важным ис-точником игрового творчества. От того, насколько эмо-ционально воспримут дети эти литературно- художественные образы, как глубоко осознают идею произведения, зависит богатство их замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения.

Для развития способности идти от мысли к действию необходимо развивать целенаправленность деятельности ре-бенка. Цель – во что играть, что рисовать. При наличии цели детей можно без особого труда приучить обдумывать предстоящую игру, подготавливать нужный материал. Цель является важнейшим элементом структуры художественной деятельности.

16.

Для развития творческой активности детей необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий.

Объективные условия следующие:

а) источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, пра-здники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;

б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики;

в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выра-жении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмос-феру.

К субъективным условиям относятся:

а) художественные интересы детей, их избиратель-ность, устойчивость;

б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художест-венные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимо-отношения с детьми./12;с.8/

Поскольку любая, в том числе игровая, деятельность состоит из законченных действий, подчиненных общей цели, то ее структуру следует рассматривать в связи с ее про-цессом: возникновение замысла, развертыванием самой дея-тельности и ее заключением. Анализ специальной литературы