Смекни!
smekni.com

Теоретические основы формирования творческой активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности с художественным содержанием (стр. 1 из 4)

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ

г.Санкт-Петербург

2002 г.

2.

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

ВВЕДЕНИЕ - 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ХУДОЖЕСТ-

ВЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ - 5

1.1. Сущность и значение игры для

Развития личности дошкольника - 5

1.2. Особенности художественной игры - 9

1.3. Развитие творческой активности

дошкольников в художественной игре как

психолого-педагогическая проблема - 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 23

ЛИТЕРАТУРА - 25

3.

В В Е Д Е Н И Е

Дошкольное детство – это пора жизни, когда перед ребенком открывается окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, и прежде всего в своих играх, которые теперь вышли за узкие рамки мани-пулирования с окружающими предметами и общения с окружаю-щими людьми, ребенок проникает в более широкий мир, осваивая его в действительной форме.

Именно в динамику игры вплетено психическое разви-тие ребенка.

Художественная игра способствует развитию вкуса, воображения и фантазии, таких важных качеств личности, как самостоятельность, наблюдательность, выдержка и др.

Исследованию игровой деятельности ребенка с целью изучения видов игры и ее воспитательных возможностей пос-вящено огромное число работ психологов и педагогов. Вместе с тем, влияние художественной игры на развитие личности дошкольника изучено недостаточно, так как традиционно рассматривалось два вида игр:подвижные – для развития движений и дидактические – для развития пред-ставлений об окружающем.

Художественная игра играет большую роль в развитии индивидуальности ребенка, его нравственных качеств, по-буждает к творческой активности.

Творческая активность предусматривает самостоятель-ную художественную деятельность детей, облеченную в своеобразные и доступные ребенку формы. Проблеме выбора

4.

таких форм и вопросам педагогического руководства игровой деятельности с художественным содержанием посвящена дан-ная курсовая работа.

ЦЕЛЬ курсовой работы – осуществить анализ тео-ретических основ формирования творческой активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности с художест-венным содержанием.

В ЗАДАЧИ работы ходит:

1. Определить сущность и значение игры для развития личности дошкольника.

2. Изучить особенности художественной игры.

3. Рассмотреть развитие творческой активности дош-кольников в художественной игре как психолого-педагоги-ческую проблему.

Теоретической основой работы послужили труды извест-ных психологов и педагогов, среди которых: Л.С.Выготский, К.Д.Ушинский, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин и др.

5.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ

1.1. Сущность и значение игры для

развития личности дошкольника

Игра издавна привлекала к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, ис-кусствоведов. Как особый вид деятельности игра появилась очень давно.

Наиболее ранее, из известных нам, систематическое описание детских игр в России принадлежит Е.А.Покров-скому: “Понятие об “игре” вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово “игра” оз-начало собою действия, свойственные детям, выражая глав-ным образом то, что у нас теперь называется “предаваться ребячеству”. У евреев слову “игра” соответствовало по-нятие о шутке и смехе. У римлян “ludo” означало радость, веселье. По-санскритски “кляда” означало игру, радость… Таким образом, в этот всеобъемлющий круг, соответственно современным понятиям, стало входить все, начиная от дет-ской игры в солдатики до трагического воспроизведения ге-роев на сцене театра, - от детской игры на орехи до биржевой игры на червонцы, - от беганья на палочке верхом до высшего искусства скрипача и т.д.”./9;с.1/

6.

Начало разработки теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей Х1Х века, как Ф.Шиллер, Г.Спен-сер, В.Вундт. Разрабатывая свои философские, психологи-ческие и главным образом эстетические взгляды, они по-путно, только в нескольких положениях, касались и игры как одного из самых распространенных явлений жизни, свя-зывая происхождение игры с происхождением искусства.

Ближе всех к пониманию возникновения игры подошел В.Вундт. Однако и он, как многие другие, был склонен считать источником игры наслаждение./5./

По мнению Д.Б.Эльконина, игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть – ее задачи и нормы отношений между людьми./20;с.20/

Как особый вид деятельности игру рассматривает большинство ученых.

К.Д.Ушинский в своих трудах доказал, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка./15./

Ряд исследователей рассматривали игру как деятель-ность, не зависимую от социальных условий. В их числе К.Гроос, З.Фрейд, А.Адлер и др. Теории этих ученых при-водят к выводу, что выбор объекта подражания в игре объясняется прежде всего силой пробуждающегося инстинкта, подсознательных влечений.Выбор игры зависит от бессоз-нательных импульсов.

Известные отечественные психологи Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн счтают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря

7.

которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития. /8;с.15-16/

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

Изучение детских игр обнаруживает закономерности их развития, связанные с общими закономерностями развития в дошкольном возрасте, формированием мышления, воображения, нравственных качеств, коллективных навыков, творческих способностей. В то же время в игрепроявляются индиви-дуальные особенности детей, их характеры.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дош-кольников.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его ин-тересы, социальные потребности.

Можно сказать, что игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы с детьми. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приу-чают детей в жизни. Именно так трактуется роль игры в программе воспитания в дошкольных учреждениях.

Если говорить об эволюции развития игровой деятель-ности в процессе развития личности ребенка, следует от-метить, что содержание игры – это то, что выделено ребенком в качестве основного момента деятельности взрос-лых, отражаемой в игре. Содержание детских игр разви-

8.

вается от игр, в которых основным стержнем является предметная деятельность людей, к играм, отражающим отно-шения между людьми, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и общественным отношениям между людьми.

Детская игра всегда носит творческий характер.

В возрасте от трех до семи лет игра детей разви-вается как разнообразная, активная, творческая деятель-ность, в которой осваиваются впечатления жизни и фор-мируются все стороны личности ребенка.

Некоторые психологи считают, что детские игры нель-зя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового.

С одной стороны это справедливо. Если подходить к детской игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, термин “творчество” неуместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребенка.

Л.С.Выготский /4;с.432-433/ подметил появление у детей дошкольного возраста замысла, что означает переход к творческой деятельности. В раннем детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивается спо-собность идти от мысли к действию, воплощать свои за-мыслы. Это проявляется во всех видах деятельности, и прежде всего в игре. Появление замысла связано с разви-тием творческого воображения.

Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит,

9.

комбинирует вои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он создает свою роль по ходу игры.

Детские игры очень разнообразны. Специалисты вы-деляют сюжетно-ролевые, дидактические, театральные, музы-кально-дидактические и др.

Особенности, присущие наиболее творческому ее виду - художественной игре, рассмотрим в следующем разделе.

1.2.Особенности художественной игры

Деятельность ребенка может быть названа художе-ственной, если она непосредственно связана с различными видами искусства. К разновидностям художественной игры можно отнести: театрализованные игры, музыкальные игры, игры, связанные с изобразительной и декоративно-приклад-ной практикой, художественно-словесным творчеством.

Все эти игры могут выступать и как самостоятельные, и в их тесных взаимосвязях, являя собой синтетическую художественную деятельность.

Творчество ребенка в художественной игре опирается на воспроизведение знакомого, хотя уже и преобра-зованного, предмета, действия, явления. И наоборот, вос-производя знакомое сочетание красок, услышанную мелодию,

10.

образное литературное выражение, ребенок вводит в них свое толкование, выдумку./12;с.6/

Ребенок всегда стремится к проявлению своих инте-ресов, к выражению художественных переживаний и делает это непосредственно, импульсивно. Некоторые исследователи считают эту особенность стремлением ребенка к самовы-ражению, которое часто понимают как независимое явление, сугубо индивидуальное, опуская при этом роль общест-венного окружения. Вместе с тем, взрослые могут регули-ровать эту сферу.