ГОУ СПО «Находкинский государственный
гуманитарно-политехнический колледж»
Заочное отделение
Находка, ул. Дзержинского, 9а
Контрольная работа
По предмету: Методика использования технических средств обучения и электронно-вычислительной техники
Тема: Технические средства образования в детском саду
Студента V курса, группа 851
Специальность: Дошкольное образование
Кондратьева Наталья Ивановна
г. Находка, ул. Постышева, д. 27, кв. 34
Контрольная получена заочным отделением:
«_____»______________________200__г.
Оценка работы: ____________________
Дата проверки: _____________________
Преподаватель: Пономаренко Л. М.
Содержание
Введение…………………………………………………………………3
1. Методика применения статичных экранных пособий……………..4
2. Методика применения звуковых средств………………………….20
3. Использование экранно-звуковых средств в учебно-
воспитательном процессе…………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………...41
Список используемой литературы…………………………………….42
Введение
С древнейших времен человек конструирует себе в помощь различные приспособления для облегчения вычислений. Наряду с устройствами, предназначенными для вычислений, развивались и механизмы для автоматической работы по заданной программе (музыкальные автоматы, шарманки, часы с боем и т.п.). В шарманку, например, помещали диски с по-разному расположенными штыками – в зависимости от расположения штыриков звучала та или иная мелодия. С середины 50-х годов начался бурный рост вычислительной техники.
Степень развития общества начинает определять не энерговооруженность, а «инфовооруженность»: количество и производительность ЭВМ в расчете на одного работающего, наличие выхода на мировые сети коммуникаций и т.д.
1. Методика применения статичных экранных пособий
Технические средства статической проекции можно использовать практически на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, актуализации опорных знаний, мотивации учебной деятельности, изложении и усвоении нового материала, обобщении и систематизации изучаемого материала. Содержание экранных пособий и методика их использования определяются дидактической целью того структурного элемента урока, на котором их будут применять. На уроке статические экранные пособия редко используют самостоятельно, обычно комбинируя их с другими техническими средствами (кино, звукотехника) или традиционными наглядными пособиями. Они чаще всего выполняют функции иллюстрации учебного материала в процессе его изучения, обобщения и систематизации. Их применяют как зрительную опору для последующей самостоятельной работы учащихся, как вспомогательное средство при опросе, они могут служить материалом для проверки знаний учащихся, для проведения устных и письменных сочинений.
Применение экранных средств на уроке требует определенной организации соответствующего этапа урока. Прежде всего нужно подготовить детей к просмотру. Наиболее эффективная форма подготовки - беседа, в которой учитель умело поставленными вопросами помогает детям вспомнить все то, что они знают по данной теме. Вступительное слово до показа экранного пособия не следует делать очень длинным, достаточно нескольких минут. Целесообразно поставить два-три узловых вопроса, на которые дети должны ответить, просмотрев экранное пособие. Если диафильм посвящен незнакомому вопросу, вступительное слово связывает известное с неизвестным. Например, при показе природы далеких стран учитель сравнивает ее с родной природой, говорит о различиях, связанных с климатом, и т. п. Перед показом, например, диафильма о зоопарке, вспоминают знакомых животных и т.д. Чем доступнее содержание диафильма, тем короче вступительное слово.
После демонстрацииучитель проводит беседу, в ходе которой он выясняет, как усвоен материал, уточняет и дополняет полученные представления. На этом этапе целесообразно использовать другие средства наглядности. Продолжительность показа пособий определяется в зависимости оттого, насколько учащиеся успевают понять каждый кадр и выполнить, если потребуется, работу с ним. Длительная демонстрация утомляет учащихся, особенно дошкольников и младших школьников. Обычно по ее окончании изображение выключается, и беседа по увиденному идет по памяти. Используется и прием повторного показа пособий. В этом случае сокращаете время демонстрации и последующие объяснения дают сами учащиеся.
Стадии восприятия кадра:
1) целостный охват всего кадра. Необходимо сообщить название кадра и дать его для целостного восприятия, выдержав некоторую паузу;
2) рассматривание. Объяснение кадра;
3) синтез деталей. Возвращение к целостному восприятию после анализа.
Диапозитивыдопускают более вариативное использование, чем диафильмы. В течение урока можно показать до 15 цветных или до 20 черно-белых диапозитивов, но, как показали специальные исследования независимо от возраста детей лучше всего воспринимаются 5-10 кадров. Учитель может отбирать нужные кадры и использовать в тобой последовательности, варьировать их сочетание и количестве в зависимости от целей, структуры и методики проведения урока. Набор диапозитивов надо постоянно пополнять, что позволяют делать современные способы фотосъемок.
Диапозитивы отличаются краткостью субтитров. Подпись под кадром, как правило, не раскрывает его содержания, а лишь показывает, что изображено на нем («Лермонтов на Кавказе», «Горная река» и т.п.). Краткость субтитров или их отсутствие позволяет часто один и тот же кадр диапозитива применять в разных классах, при изучении различных тем, показывать как при изучении нового материала, так и в процессе систематизации и обобщения знаний, или при опросе учащихся и т.д.
Если в диафильме кадры связаны сюжетной линией или по иному признаку, то в серии диапозитивов такая система расположения материала может и не использоваться, что делает их более маневренными. Учитель демонстрирует кадры в той последовательности, которая наиболее целесообразна при выбранной им методике изложения материала.
Диапозитивы, как и диафильмы, при объяснении учителя выполняют главным образом иллюстративную функцию, помогая учащимся воспринимать учебный материал, так как создают более полное наглядное представление об изучаемом объекте.
Отсутствие пояснительного текста или информативную незаконченность диапозитива можно использовать для создания проблемной ситуации, когда соответствующий комментарий учителя не содержит полной информации. Поиск и дополнение этой информации на глазах у учащихся или самими учениками позволяет разрешить возникшую ситуацию. В этих случаях учителю по сравнению с использованием диафильмов предоставляется большая возможность творчески включать экранный материал в структуру урока в соответствии с учебными целями и применяемыми на уроке активными методами обучения. Такие вопросы и задания в сочетании с иллюстрациями заставляют учащихся анализировать, сопоставлять развивают логическое мышление, пробуждают творческую активность, приводят к самостоятельным рассуждениям и выводам.
Например, кадры из серии диапозитивов по географии «Общие географические закономерности» в сочетании с правильно поставленными вопросами позволяют методом эвристической беседы сформировать представления и понятия об основных закономерностях развития Земли, ее годового движения. Так к кадру, иллюстрирующему причины смены времен года, учитель может поставить такой вопрос: «Рассмотрите последовательные положения Земли на орбите, соответствующие дням солнцестояний и равноденствий. Какое значение имеет угол наклона земной оси для смены времен года? Если бы земная ось была перпендикулярна плоскости орбиты, как менялись бы времена года?»
Подробные и свернутые диасерии по той или иной теме позволяют осуществлять индивидуальный подход в процессе обучения. Сильным ученикам целесообразно предложить для работы серию более короткую, а ученикам с проблемами в обучении - развернутую. Для слабых учеников можно создавать вариативные серии с учетом трудностей, которые у них возникают.
Диафильмы чаще всего применяют в качестве основного источника информации при изучении нового материала. В этом случае учитель показывает фрагмент диафильма (несколько фрагментов, а иногда и диафильм целиком) и, подчиняясь логике изложения учебного материала в диафильме, проводит объяснение.
Например, во время демонстрации фрагмента «Понятие о побеге. Почки» из диафильма «Стебель» учащиеся знакомятся с побегом, рассматривают внешнее и внутреннее строение вегетативной и генеративной почек, расположение почек на стебле. После того как учащиеся рассмотрят материал фрагмента, им можно предложить самостоятельную работу с раздаточным натуральным материалом по изучению почек и их расположения на стебле.
Количество кадров в учебном диафильме не должно превышать 25.
Для начальных классов особенно большое значение имеет изобразительный ряд диафильмов. Он может состоять из документального материала (фотографии, документы) и быть рисованным. На документальном материале строятся главным образом диафильмы очеркового характера, а на рисованном - сюжетного. Диафильмы по литературным произведениям прививают литературный вкус, пробуждают чувство прекрасного, всесторонне знакомят с богатством оттенков русского языка и помогают точнее и ярче воспринимать и осознавать литературные образы.
В учебно-воспитательных целях используются диафильмы и диапозитивные серии следующих жанров:
Диафильм-сказка. Все лучшие произведения русского и мирового сказочного фольклора экранизированы. Сказки пробуждают воображение, творчество, развивают фантазию и эстетические вкусы
детей, являются носителями народной мудрости и нравственных
ценностей.