Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт психологии, социологии и социальных отношений
Специальность ‘Психология’
Зачетная работа по дисциплине
Развивающее обучение
«ТЕХНОЛОГИЯ РАННЕГО И ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ПО МЕТОДУ Н.А. ЗАЙЦЕВА»
Кустова Светлана Ивановна
3курс
Научный руководитель;
Голубушина К.К.
Москва 2009
Содержание:
1. Знакомство с методом Н.А. Зайцева
2. Кубики и таблицы
2.1 Как с ними работать
3. Противники метода…
4. Совет родителям
Список литературы
В последнее время у многих взрослых складывается ощущение, что нас окружают сплошные «гении в коротких штанишках». Если раньше нашей самой первой книжкой был букварь и получали мы ее в 7 лет, то сейчас семилетний «профессор» уже может читать, писать, проводить арифметические действия и знает таблицу умножения. Но знает ли? Многочисленные методики раннего развития говорят: естественно знает. Раз к семи годам (как утверждают некоторые из них) он уже может знать школьный курс всех дисциплин. Вот и читают беременные мамаши своему еще не появившемуся чаду азбуку, а младенцу, еще не окрепшему после родов, показывают таблички со словами. Мы постараемся рассказать вам, как не заблудиться в море различных образовательных методик, выбрать полезное и отбросить ненужное (а нередко и вредное). Короче говоря, как сделать так, чтобы развитие у ребенка было не ранним и не поздним, а своевременным.
Начнем знакомство с одной из самых нашумевших в последнее время методик обучения – методом Зайцева. Когда он начал широко продвигаться в среде частных детских садиков, родители ахнули: дети действительно в 3-4 года начинали читать слова. Но когда эти дети подросли и поступили в школу, появились проблемы. Кто такой Николай Зайцев и в чем суть его учения?
Николай Александрович Зайцев – питерский учитель, специалист в английской филологии, автор методики раннего интенсивного обучения грамоте с помощью кубиков, академик Академии творческой педагогики, автор образовательных технологий, основанных на принципиально новых в конце 80-х годов XX века подходах к обучению чтению, математике. Изначально его методика обучения чтению (равно как и большинство существующих методик раннего развития) разрабатывалась для первых классов спецшколы для детей с задержкой умственного развития. Затем она стала применяться для старших групп обычных детских садов, и к 1991 году уже предлагалась для детей 3-4-х лет. Затем пошел процесс «одомашивания» методики: ее стали адаптировать и для родителей, чтобы те могли сами заниматься дома с детьми.
В основе системы Н.А. Зайцева лежит идея о том, что элементарной частицей речи является не буква, не слог, а склад или осознанное мускульное усилие речевого аппарата. Эти усилия может явно ощутить любой человек, легко обхватив рукой шею под основанием челюсти и произнеся что-нибудь вслух. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.
Кубики раcпознаются:
(1) по цвету: "золотой" - желтый; "железный" - серый; "деревянный" - светло-коричневый; белый. По сочетаниям цветов: "железно-золотой", "деревянно-золотой", "железно-деревянный". По одно-двубуквенным складам с буквами трех цветов: Голубого - Г - для Гласных, Синего - С - для Согласных, Зеленого - З для твердого и мягкого Знаков. В целом, по двенадцати цветовым признакам.
(2) По объему: кубики большие и маленькие, большие двойные (склеенные друг с другом), маленькие двойные - по четырем признакам.
(3) По звучанию наполнителя, раздающегося при встряхивании кубиков: "золотые", "железные", "деревянные", "железно-деревянные", отсутствие звука - по пяти признакам.
(4) По вибрации наполнителя, воспринимаемой пальцами руки, держащей кубик - по четырем признакам.
(5) По весу - десять различий.
(6) По сочетаниям признаков - 12 различий, делящих кубики на 12 следующих сортов:
1) "Большой золотой" А-О-У-Ы-Э с голубыми буквами на желтом фоне. Заполняется обрезками консервной жести так, чтобы из кубика при встряхивании исходили "золотые" звуки.
2) "Маленький золотой" Я-Ё-Ю-И-Е с голубыми буквами на желтом фоне. Заполняется как и предыдущий, но с меньшим количеством наполнителя.
3) "Большие железно-золотые" Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ (два), В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ (два кубика), Г-ГА-ГО-ГУ-ГЫ-ГЭ, Д-ДА-ДО-ДУ-ДЫ-ДЭ, З-ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ, Л-ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛЭ, М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ (два), H-HА-HО-HУ-HЫ-HЭ, Р-РА-РО-РУ-РЫ-РЭ. Однобуквенные склады располагаются на гранях серого "Железного" цвета, двубуквенные - на "Железно-золотых" гранях. Каждый кубик заполняется шестью крышечками от бутылок из-под лимонада, издающих при встряхивании "железные" звуки.
4) "Большой двойной желазно-золотой" Ж-ЖЬ-ЖА-ЖЁ-ЖО-ЖУ-ЖИ-ЖЕ, склеенный из двух кубиков таким образом, чтобы на больших плоскостях образовавшихся блоков размещаются по-разному пишущиеся, но одинаково произносимые Ж и ЖЬ, ЖЁ и ЖО. Каждый из кубиков заполняется так же, как и кубики предыдущего сорта.
5) "Маленькие железно-золотые" БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ, ВЬ-ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВИ-ВЕ, ГЬ-ГЯ-ГЁ-ГЮ-ГИ-ГЕ, ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ (два), ЗЬ-ЗЯ-ЗЁ-ЗЮ-ЗИ-ЗЕ, ЛЬ-ЛЯ-ЛЁ-ЛЮ-ЛИ-ЛЕ, МЬ-МЯ-МЁ-МЮ-МИ-МЕ, HЬ-HЯ-HЁ-HЮ-HИ-HЕ, РЬ-РЯ-РЁ-РЮ-РИ-РЕ. Склады с мягкими знаками размещаются на серых, "железных" гранях, остальные - на "железно-золотых". Каждый кубик заполняется четыремя "лимонадными" крышечками.
6) "Маленький весь железный". Й-Й-Й-Й-Й-Й. Заполняется восемью крышечками, чтобы кубик отличался от прочих сортов не только внешне, но и внутрене, по звучанию и весу.
7) "Большие деревянно-золотые" П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ (два кубика), Ф-ФА-ФО-ФУ-ФЫ-ФЭ, К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ (два), Т-ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТЭ, С-СА-СО-СУ-СЫ-СЭ, Х-ХА-ХО-ХУ-ХЫ-ХЭ. Однобуквенные склады располагаются на "деревянных" гранях, остальные - на "деревянно-золотых". В кубик закладывается деревяшка диаметром 2,5 см и сантиметра полтора толщиной. "Что там внутри?" - спрашиваю трехлеток, встряхивающих кубик. "Деревяшки!" - отвечают хором. Можно положить и семь колобашечек сантиметра по два, приготовленных из очищенных от коры прутиков, диаметром около сантиметра.
8) "Большие двойные деревянно-золотые" Ш-ШЬ-ША-ШЁ-ШО-ШУ-ШИ-ШЕ и Ц-ЦА-ЦО-ЦУ-ЦИ-ЦЫ-ЦЕ, склеенных из двух кубиков (по деревяшке или семь колобашечек в каждом) таким образом, что по-разному звучащие, но одинаково произносимые Ш-ШЬ, ШЁ-ШО, ЦИ-ЦЫ оказываются на больших гранях.
9) "Маленькие деревянно-золотые" ПЬ-ПЯ-ПЁ-ПЮ-ПИ-ПЕ, ФЬ-ФЯ-ФЁ-ФЮ-ФИ-ФЕ, КЬ-КЯ-КЁ-КЮ-КИ-КЕ, ТЬ-ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТИ-ТЕ (два кубика), СЬ-СЯ-СЁ-СЮ-СИ-СЕ, ХЬ-ХЯ-ХЁ-ХЮ-ХИ-ХЕ. В каждый кубик вкладывается деревяшка диаметром примерно 2 см и чуть больше сантиметра толщиной или 5 колобашечек. Склады с мягкими знаками - на "деревянных" гранях, остальные - на "деревянно-золотых".
10) "Маленькие двойные деревянно-золотые" Ч-ЧЬ-ЧА-ЧЁ-ЧО-ЧУ-ЧИ-ЧЕ и Щ-ЩЬ-ЩА-ЩЁ-ЩО-ЩУ-ЩИ-ЩЕ, склеенных из двух кубиков (по деревяшке или пять колобашечек в каждом) таким образом, что по-разному звучащие, но одинаково произносимые Ч-ЧЬ, ЧЁ-ЧО, Щ-ЩЬ, ЩЁ-ЩО оказываются в одной плоскости.
11) "Большой деревянно-железный" БЪ-ВЪ-ДЪ-ЗЪ-ТЪ-СЪ с двумя железками и деревяшкой (4 колобашечками) внутри. Есть еще четыре склада с твердыми знаками: ЖЪ - межъевропейский; HЪ - конъюктивит, конъюнктура; РЪ - контръярус; ХЪ - сверхъестественный. Понятно, что при обучении чтению последними четыремя складами можно пренебречь.
12) "Маленький беленький" со знаками препинания: точкой, запятой, вопросительным и восклицательным знаками, черточкой и знаком ударения. Плотно набейте кубик нарезанной бумагой. Считайте, что кубики собраны правильно, если удается поделить их на 12 сортов с завязанными глазами.
Эти кубики помогают детям (от 3,5-4 лет) научится читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течение нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша). Единственное, что при начале занятий с такими маленькими детками следует пересмотреть некоторые утверждения автора и изменить подход в обучении, сделав его еще более игровым, исключив занятия по таблицам, больше внимания уделяя кубикам (методику обучения чтению малышей первого года жизни переложила Лена Данилова).
Таким образом, алфавиту здесь отводится весьма незначительная роль, равно как и звукобуквенному анализу (какой букве какие звуки могут соответствовать). Это продиктовано, в основном, тем, что детям до 5-6 лет бывает трудно разобраться в филологических дебрях. Поэтому Николай Александрович сразу выдает ребенку все возможные склады, дескать, сам научится составлять из них слова, а потом и читать сможет. Кстати, принцип «все и сразу» действует и при зайцевском обучении счету – ребенку выдаются все числа от единицы до ста, а затем до тысячи и далее. Там, где работают по “Кубикам”, уже не удивляются читающим трёхлеткам и даже двухлеткам. Ребята поют, прыгают, бегают, хлопают в ладошки, если есть возможность — висят на канатах, ползают по шведской стенке и... как-то между прочим выучиваются читать. Не испортишь осанки — сидеть подолгу не надо; не испортишь зрения - буквы размещаются на кубиках с ребром 5 или 6 см, нет резких сочетаний цветов — чёрного и красного на белом фоне, что особенно важно при работе со слабовидящими. Как можно об этом не думать, когда у 63% учеников начальной школы наблюдаются нарушения осанки, половина выпускников нуждается в очках, более половины не подходят по состоянию здоровья к армейской службе? Логопеды сообщают, что благодаря “Кубикам” значительно быстрее выправляются недостатки речи, выучиваются читать и реабилитируются к пяти-шести годам. В Ижевске и других местах успешно обучают детей с диагнозом ДЦП. Помогают “Кубики” тугослышащим и глухим. В Краснодаре, Екатеринбурге.Многие заметили, что дети, обучающиеся по кубикам, начинают больше рисовать. Не из одного уже места сообщили, что с помощью “Кубиков” выводят в речь молчащих (аутичных?) детей.