3. Отличие человеческого языка от «языка» животных и птиц.
«Только человек из всех живых существ одарён речью» (Аристотель).
Данте (XIV в.) указывает, что речь нужна лишь человеку, чтобы разъяснять друг другу свои мысли.
Правда, у животных можно наблюдать некоторые случаи использования звуков для сообщения. Иногда ссылаются на сознательное звукоподражание птиц, соображения о том, что животные с целью подманивания могут имитировать звуки, которые издают их жертвы. Однако всё это – лишь биологические, рефлекторные явления, основанные частью на инстинктах (безусловные рефлексы), частью на опыте (условные рефлексы). Ни «слов», ни выражения «мыслей» здесь нет.
Исследования И.П.Павлова позволяют теоретически правильно решить эти вопросы. И.П.Павлов писал: «… животные и примитивные люди, до тех пор пока последние не развились в настоящих людей и не приблизились к нашему состоянию, сносятся и сносились с окружающим миром только при помощи тех впечатлений, которые они получали от каждого отдельного раздражения в виде всевозможных ощущений – зрительных, звуковых, температурных и т.д. Затем, когда, наконец, появился человек, то эти первые сигналы действительности, которыми мы постоянно ориентируемся, заменились в значительной степени словесными…Понятное дело, что на основе этих первых впечатлений от действительности, на основе этих первых её сигналов у нас развились вторые сигналы в виде слов». Отсюда вытекает теория И.П.Павлова о первой и второй сигнальных системах.
Впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды как общеприродной, так и социальной (исключая слово, слышимое и видимое) – это первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными. Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий и словом: «Огромное преимущество человека над животными заключается в возможности иметь общие понятия, которые образовались при помощи слов… Слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов».
На первый взгляд, кажется, что всё это не касается домашних животных, которые «понимают» человека и его речь. Конечно, домашние животные, живя из поколения в поколение среди людей, тем самым вовлекаются в социальный круг людского общежития, легко поддаются дрессировке и приучаются «слушать» человека, но всё это не выходит за пределы первой сигнальной системы, т.к. речевая деятельность недоступна даже самым «интеллигентным» животным.
II. Происхождение и развитие письма.
1.Исторические разновидности письма:
А) «предметное письмо» и наскальная живопись как предыстория собственно письма.
Письмо относится к величайшим изобретениям человечества. Оно помогает людям общаться в тех случаях, когда общение звуковым языком или невозможно, или затруднительно. Главные затруднения для общения звуковым языком представляют пространство и время. Устное речевое общение возможно только на ограниченном расстоянии от говорящего, в пределах слышимости речи; что же касается преодоления времени, то можно смело говорить о преимуществах письма перед устной речью. Происхождение письма следует относить к тем эпохам, когда у говорящих людей появилась потребность преодолевать в связи с более сложными общественными отношениями пространство для взаимоотношений с отдалёнными членами рода или другими племенами и для увековечения чего-либо во временах. Являясь дополнительным средством общения к устному речевому общению, письмо в своих различных формах и видах в разные эпохи по-разному соотносилось со звуковым языком. В более ранние эпохи письма могли и не передавать элементов языка, но, тем не менее, быть средством общения. В посланиях использовалась как символическая сигнализация с использованием предметов (племена скифов), так и условная сигнализация, когда сами предметы ничего не выражают, а используются как условные знаки (перуанское, ирокезское письмо). О значении условных символов надо заранее договориться тому, кто посылает такое «письмо», и тому, кто его получает. Такими знаниями обычно обладала особая выделившаяся каста жрецов. «Предметное письмо» является элементарным и схематичным.
Начертательное письмо в разных своих формах (надписи на скалах, на погребальных плитах, триумфальные надписи) или прямо соотносится с языком, отражая в графике языковые формы, или же является вспомогательным, но не связанным с языком средством общения. Собственно письмо, связанное с использованием для общения графических(начертательных) знаков (картинок, значков, букв, цифр), имеет большие возможности и передаёт более определённую информацию.
Таким образом, в широкое понятие письма можно включить все виды общения людей при помощи оптических (зрительных) знаков; под это определение подходит не только собственно письмо и печать, а так же и любые воспроизведения письменных и печатных знаков.
Б) пиктография, её специфика и недостатки.
Термин образован от латинского слова pictus (нарисованный) и греческого grapho (пишу). Этим термином обозначается такое письмо, знаки которого представляют собой схематические рисунки, наглядно изображавшие предметы и явления действительности. Пиктография не связана с алфавитом, т.е. набором определённых знаков, и тем самым не связана с обучением чтению и письму, т.к. нужные для передачи вещи и ситуации надо только похоже изобразить; несвязанность пиктографии с формами языка позволяет ей быть удобным средством общения разноязычных племён. В числе особенностей пиктографического письма две очень существенны для понимания того, почему пиктография с течением времени заменяется более совершенным письмом. Вот эти особенности:
а) сочетание пиктограмм передаёт более или менее полное содержание высказывания, но не передаёт его языковую структуру (последовательность слов, их форму, их звучание и т.д.);
б) чем отвлечённее содержание высказывания, тем труднее «изобразить» его набором пиктограмм; для отвлечённых идей пиктограммы не годятся.
В) идеография: отличительные черты, преимущества; древнее и современное иероглифическое письмо.
С развитием понятий и абстрактного мышления возникают такие потребности письма, которые пиктография уже не может выполнять, и тогда возникает идеография (от греч. Idea(понятие) и grapho(пишу)). Таким образом, идеография – это «письмо понятиями», когда обозначаемым является не сам жизненный факт в его непосредственной данности, а те понятия, которые возникают в сознании человека и требуют своего выражения на письме.
На данном этапе развития письма одни и те же рисунки могли иметь и прямое значение (что изображено) и переносное (сопутствующие явления), что очень затрудняет дешифровку письменных памятников этого типа письма. Потребность убыстрения письма и возможность передавать более сложные по содержанию и длинные по размерам тексты привели к схематизации рисунков, к превращению рисунков в условные значки – иероглифы. Существуют несомненные и очевидные преимущества идеографии(логографии) перед пиктографией: а) идеографическое письмо передаёт достаточно полно и точно содержание любого словесного сообщения независимо от степени его конкретности или отвлечённости; б) это письмо передаёт (хотя и неполно) элементы структуры высказывания (словопорядок, словесный состав, некоторые элементы грамматических форм); в) оно пользуется строго фиксированными, устойчивыми по начертанию наборами знаков. Идеография оказалась более устойчивой системой письма и у некоторых народов существует до сих пор (китайское письмо). В известной мере это объясняется тем, что идеографическое письмо имеет некоторые преимущества перед сменившим его фонографическим.
Одно из этих преимуществ: с помощью одних и тех же идеограмм могут общаться люди, говорящие на разных языках.
Другое преимущество идеографии – компактность письма. Одним значком обозначается целое слово, для обозначения которого в фонографической системе письма требуется несколько знаков.
Г). Слоговое и буквенно-звуковое письмо как фонография.
Термин образован от греческих слов phone(звук) и grapho(пишу). Знаки этого письма (фонограммы) обозначают звуковые элементы слова, т.е. слоги или звуки (фонемы); в зависимости от этого принято различать две разновидности фонографии – слоговое письмо и буквенное; примером слогового может служить индийское, примером буквенного – русское.
Количество используемых знаков сокращается в сотни раз. Современные развитые фонографические системы письма насчитывают всего несколько десятков знаков (букв). Фонография обеспечивает точную и строгую фиксацию не только содержания высказывания, но и всех составляющих их структуры – состава звуков, лексико-семантического состава, морфологических элементов и форм, синтаксических особенностей.
2. Происхождение алфавитов:
Алфавит (от греч. Alphabetos) – это совокупность букв какого-либо фонемографического письма, расположенных в исторически установленном порядке. Само слово «алфавит» образованно от названий двух первых букв греческого алфавита: альфа и бета. Аналогично образованно слово «азбука»: от названия двух первых букв славяно-кирилловского алфавита – аз и буки. В алфавитных системах письма отдельная буква передаёт, как правило, один звук.
Считается, что принцип алфавита был изобретён западно-семитскими народами, в частности, древние хаанеяне использовали его уже в клинописи. К родоначальникам всех видов алфавитов часто относят финикийский алфавит (X-XI в.в. до н.э.), который состоял из 22 букв, следующих друг за другом в определённой последовательности, причём обозначались согласные, обозначение гласных на письме отсутствовало. Финикийские буквы имели простую и удобную для написания и запоминания форму. В финикийском алфавите, как и во многих западно-семитских, названия букв были образованы от слов, которые обозначают предметы, начинающиеся с соответствующих звуков. Полагают, что в дальнейшем около 415 известных алфавитов (арамейское, еврейское, иранское, арабское письмо) возникли непосредственно или опосредованно из финикийского алфавита. В своей первичной форме финикийский алфавит был воспринят в Малой Азии, Греции (греческий алфавит), Италии. Этот же источник и у наиболее развитого в древности греческого письма (VIII-VII в.в. до н.э.). Древнегреческое письмо имеет 24 буквы, которые располагались в горизонтальные строчки. Направление письма греки изменили, стали писать не справа налево, а слева направо.