Смекни!
smekni.com

Учет индивидуальных особенностей, склонностей и направленности, учащихся в преподавании предметов эстетического цикла (стр. 4 из 6)

2. Учет индивидуальных особенностей при преподавании предмета эстетического цикла – «Изобразительное искусство»

Под эстетическим воспитанием понимается воспитание спо­собности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в созда­нии прекрасного в искусстве и жизни [16, С.270]. Автор выделяет компоненты эстетического воспитания и культуры человека:

1. внешний — это задачи, содержание, средства и методы эстетического воспитания;

2. внутреннюю — творчески преобразующую деятельность ребенка;

3. знания, на основе которых формируются эстетические представ­ления, понятия, взгляды, вкусы, составляющие эстетический кру­гозор личности;

4. эстетический вкус, позво­ляющий человеку отличать прекрасное от безобразного, настоя­щую красоту от ложной.

Умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в искусстве и жизни не приходит само собой. Его надо целе­устремленно воспитывать.Л.С.Выготский [5, С.21] в своем определяет эстетику как психологию эстетического наслаждения и художественного творчества. Так же он цитирует Фолькельта: «Эстетический объект приобретает свой специфический эстетический характер лишь через восприятие, чувство и фантазию воспринимающего субъекта».

Школа была и остается центральным звеном в эстетическом воспитании детей. Педагогически правильно организованная информация, сочетаемая с творческой самодеятельностью детей, определяет формирование художественного вкуса и оценок уча­щихся.

Американский психолог Дж. Смит [14, С.201] выпустил книгу по творческому воспитанию детей, где описывает условия, способствующие творческому развитию детей:

1. Физические (Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними);

2. Социально-эмоциональные (создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослого);

3. Психологические (формирование у ребенка чувства внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми их творческих начинаний);

4. Интеллектуальные (решение творческих задач).

Педагог по «Изобразительному искусству», постоянно сталкивается с проблемой как оценить работу ученика на уроке. Ведь важно учесть при оценивании и уровень художественных способностей, мотивацию, рост и развитие личности ребенка. Вот что говорит по этому поводу В.Н. Андреев[1, С.115]Проблема оценивания учителем ИЗО художественно-творческих достижений учащихся связана: с вариативностью программ, имеющих различные взгляды на изобразительную деятельность ребенка, их принципиальными подходами к художественному творчеству. Одни программы при оценивании детского рисунка исходят из основ изобразительной грамоты, другие из авторской позиции ребенка по отношению к окружающему миру; с походом к оцениванию только созидательной деятельности детей через конечный продукт – рисунок, без учета их познавательной деятельности на уроке – включенности в процесс приобщения к искусству.

Автор выделяет необходимость переосмысления системы оценивания.

[1, С.116]Считаем принципиально необходимым в основе целеполагания уроков ИЗО иметь ввиду не детский рисунок как результат, а те приращения, возникновение которых позволяют творчески развиваться ребенку. Тогда все внима­ние будет уделяться не конечному продукту (рисунку), а самому художествен­но-творческому процессу, результатом которого будут являться приобретенный определенный уровень развития творческого воображения, мастерства и др., а следствием - детский рисунок, через который прочитывается уровень имею­щихся приращений.

Необходимо, чтобы оцениванию на уроках ИЗО подлежали не только спе­циальные художественные способности школьника, но и его творчество, ини­циатива, составляющие основу созидательной деятельности. Особенно, если учесть, что принцип связи искусства с жизнью осуществляется не только и не столько в рамках урока, то существенным для нас является вопрос оценивания познавательной деятельности учащегося вне школы. Это его работа по выпол­нению домашнего задания, которая может быть представлена в поисково-исследовательской деятельности, самостоятельная работа по выполнению творческих заданий и др.

Важно наряду с художественным творчеством оценивать интеллектуаль­ные инициативные творческие проявления школьника: оригинальность его во­просов, самостоятельных поиском дополнительного материала, высказанных интересных предположений и т.д. Здесь мы исходим из того, что сама творче­ская способность человека предполагает наличие двух составляющих: способ­ность накапливать, осваивать багаж знаний, того, что уже создало человечест­во, и способность нарушить сложившийся стереотип, готовность делать шаг в неведомое. Причем свое социальное признание учащиеся могут получить и во внеклассных мероприятиях: викторинах, конкурсах и т.д.

При определении критериев оценивания художественно-творческих дос­тижений учащихся необходимо учитывать, что нужна такая система оценива­ния, которая позволила бы [1, С.118]:

• отслеживать путь развития ребёнка на протяжении всей его учебной деятельности (познавательной, созидательной);

• оценивать мотивационную деятельность;

• предоставите картину роста личностных достижений для родителей;

• более эффективно участвовать в накопительной системе («портфолио»).

Здесь всю познавательную и созидательную деятельность школьника на уроке автор предлагает оценивать по четырем критериям:

• готовность к сотрудничеству с учителем (см. приложение 1);

• отношение, интересы, способности детей (в том числе к самоанализу), проявляющиеся в художественном творчестве (см. приложение 2);

• мастерство (способы творческих действий) с учетом качества детской продукции (см. приложение 3);

• общественно-полезная значимость результатов художественного тру­да школьников, предусматривающее значимость результата, как для развития школьника, так и окружающих (см. приложение 4).

При работе по данной системе оценивания очень важно, чтобы учитель об­судил вместе с детьми критерии успешности выполнения творческой работы [1, С.121]. Независимо от форм фиксации главное выдержать принцип ухода от сравнивания личностных качеств детей на уровне «ты хуже, а ты лучше». Здесь необходимо оценивать учащегося по уровню достижения им поставленных на уроке целей и задач, имея при этом ввиду, что каждый ребенок индивидуален и имеет свое видение, отличное от взрослых, на решение предлагаемой темы.

Не следует идти по пути «давления» своим авторитетом на школьника. Специфичность заключается в том, чтобы увидеть в ребенке его индивидуаль­ную особенность и помочь ему при сохранении определенных правил изобра­зительной грамотности развиться творчески. Для этого мы можем рекомендо­вать на усмотрение учителя ведение «портфеля индивидуальных достижений учащегося», в котором будут отражены его увлечения в области изобразитель­ной деятельности (объем времяпровождения за рисованием, просмотра телепе­редач, посещение музеев и др.). «Портфель» может представлять собой подбор­ку личных работ ученика: творческие работы, отражающие его интересы; про­дукты учебно-познавательной деятельности - доклады, сообщения и пр. За ос­нову составления таких «портфелей» целесообразно брать анализ художествен­но-творческих способностей ученика и его интересы.

Введение продуманной методики «Портфель личных достижений учени­ка» призвано обогатить систему оценивания, представить учителю, родителю дополнительную информацию об индивидуальном развитии ребенка, поспо­собствовать активизации детей в оценке своей собственной работы (развитии навыков контрольно-оценочной деятельности).

На основе обобщения учителем итоговых результатов по окончании учебного года в сравнении с результатами предыдущих тестовых данных (стартовой работы) ему, возможно, будет выстроить аналитическую работу по корректировке.

Необходимо отметить, что в работе преподавателя образовательной области Изобразительное искусство, важно учитывать не только выше перечисленные аспекты творчества и поведения учащихся. Этот перечень может быть дополнен и более тонкими нюансами психики ребенка. Все будет зависеть от поставленных педагогом целей и задач.


Заключение

В преподавании предмета «Изобразительное искусство» педагогу важно учитывать индивидуальные особенности потому, что данный предмет развивает способность к самовыражению через творчество, формирует общую культуру ребенка, воспитывает чуткость, восприимчивость к прекрасному, эмпатию и другие важные качества. От того насколько учитель знает ребенка, его индивидуальность, будет зависеть характер их взаимодействия. Если учитель не знает своего ученика, или не учитывает его особенностей, то неизбежен конфликт.

Как известно важным условием формирования творческих способностей ребенка является доброжелательная атмосфера на уроке, ситуация принятия ребенка таким какой он есть. Кроме того, предъявляя требования к ученику, в лучшем случае усредненного характера (как ко всем, так и к тебе), в худшем завышенные или заниженные (как себе самому), педагог превращается в ваятеля типичной, среднестатистической личности, либо воссоздающим себе подобных. Фонд личности, внутренние ресурсы ученика подчас действуют сильнее, чем множество объективных ценных влияний. Продумывая познавательную задачу, учитель определяет, какие требования ученик усвоит, но педагог предполагает и какие психические, мыслительные, личностные процессы при этом будут действовать у школьника. Этим он исключает возможность непонимания, дисгармонии взаимоотношений.