Смекни!
smekni.com

Физическая культура и развитие личности дошкольника (стр. 1 из 5)

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ «ПРАЛЕСКА»

Многие прогрессивные деятели науки (И.М.Сеченов, И.Л.Павлов, П.Ф. Лесгафт и другие) утверждали, что физичес­кое и психическое выступают в человеке в единстве и во взаимосвязи, поэтому соответствующая организация двига­тельной деятельности может стать фактором формирова­ния личности в целом.

«Воздействуя на телесное комплексом специфических средств и методов, физическая культура также оказывает вли­яние и на интеллектуальную, эмоциональную, духовную сфе­ры личности в силу единства и взаимной обусловленности функционирования материальных и духовных начал в чело­веке» (Н.Н.Визитей).

Даже самые простые движения дают пищу детской фанта­зии, развивают творчество. Творчество — высший компо­нент в структуре личности (Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Н.Н.Поддьяков и др.). Это одна из наиболее содержательных форм психической активнос­ти ребенка, которую ученые рассматривают как универсаль­ную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов детской деятельности. Это — основ­ной способ существования и развития личности. Ребенок про­являет в нем свое понимание окружающего, отношение к нему, что помогает раскрыть внутренний мир, особенности его восприятия, представлений, интересов, способностей.

Наиболее распространенным толкованием творчества яв­ляется понимание его как деятельности, направленной на создание новых по содержанию и форме материальных, культурных и духовных ценностей, на развитие самой лич­ности.

Детское творчество — первоначальная ступень в разви­тии творческой деятельности. Ценность его не столько в ре­зультате, в продукте творчества, сколько в самом процессе. «Важно не то, что создадут дети, - писал Л.С.Выготский, - важно то, что они создают, творят, упражняются в творчес­ком воображении и его воплощении».

Относительно ребенка Л.С.Выготский называет творчес­кой любую деятельность, результатом которой является не простое воспроизведение бывших в опыте впечатлений или действий, а проявление детского воображения, которое на­ходится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта ребенка.

Такая деятельность детей во многом зависит от их инте­ресов, склонностей, способностей, характера, темперамен­та. Их развитие и взаимное влияние во многом определяют творческую направленность личности. Немаловажную роль играют волевые проявления, среди которых особенно суще­ственны самостоятельность и инициативность. Именно са­мостоятельные действия, отмеченные личностным своеоб­разием, чаще всего относят к действиям творчества (Н.А. Ветлугина).

В процессе творчества формируется новая психология ребенка. Отличительными чертами ее являются креативное мышление, оценочная деятельность по отношению к явле­ниям окружающего мира, саморегуляция поведения, высо­кая адаптированность к изменениям внешнего мира, спо­собность самостоятельно разрешать внутренние конфлик­ты между желаниями и возможностями их удовлетворения.

Творчество дошкольника многообразно в своем прояв­лении. Двигательное творчество раскрывает ребенку мотор­ные характеристики собственного тела, формирует быстро­ту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Средством его развития могут выступать двигательные задания, с помощью которых дети входят в воображаемую ситуацию; посредством движения тела они учатся выражать свои эмоции и состоя­ния, искать какие-то композиции, создавать новые сюжет­ные линии, формы движений.

Характерной особенностью двигательного творчества дошкольника является его импровизационность. Подража­ние — это «модель-толчок» для творческих проявлений ре­бенка. Именно так дети воплощают образы в движении, ис­пользуя элементы танца, имитационные, гимнастические движения, выступают в качестве персонажей игры, подчер­кивая их характерные черты, повадки, раскрывая игровой образ. Вместе с тем, оно может осуществляться и в процессе многообразных форм поисковой деятельности, направлен­ной на получение новых сведений о предметах и явлениях окружающего мира. Примерами такой деятельности могут быть игровые двигательные задания с проблемно-творчес­ким содержанием:

o разрешение двигательных парадоксов (дети находят способ выполнения действий в ситуации, нереальной для выполнения, например: придумывают, как пройти по при­поднятой веревочке и т.п.);

o придумывание новых способов применения физкультур­ных пособий (например: «рисование» мячом невидимого кон­тура цветка, раскачивание на мячике, как на качелях и т.п.);

o придумывание названий выполняемым движениям;

o угадывание выразительных походок;

o повторение действий, изображенных на картинке, а затем их «оживление»;

o загадки, ответы на которые передаются посредством движений и поз;

o игровые путешествия (дети входят в образ морских, лесных животных и т.п.);

o подвижные игры, направленные на развитие твор­ческой активности.

Диапазон двигательных проявлений ребенка достаточно широк и не сводится лишь к вариации двигательных обра­зов в ситуациях изменения способов выполнения действий. Двигательное творчество дошкольника отражает всеобщие формы креативности, свойственные человечеству в целом, и характеризуется следующими параметрами:

когнитивными (познавательными) — способность дифференцировать целое на части, интегрировать из ча­стей целое (выделять формы взаимоотношений между ком­понентами движений, определять свойства частей целого и их соотношение, обобщать разнообразные представле­ния о мире движений);

проектно-конструктивными — способность созда­вать, преобразовывать движения, изменять их структуру, вносить коррекции по ходу выполнения двигательного дей­ствия;

художественно-выразительными — умение выра­жать через движения тела свои эмоции, состояния, раз­мышления, вызывать двигательные образы;

эстетическими — способность достигать эмоцио­нального подъема и эстетического наслаждения, свободно­го, артистического выполнения двигательного действия.

Эти параметры необходимо учитывать при разработке раз­вивающих технологий физического воспитания дошкольни­ков.

Выявлены условия, необходимые для более успешного формирования творческой активности ребенка (Н.А.Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко и др.):

*обогащение жизненного опыта детей;

*возбуждение интереса к процессу творческой деятель­ности;

*наличие средств и способов достижения поставленной цели (обучение языку движений);

*накопление опыта в разнообразных видах двигатель­ной деятельности и способах творческого самовыражения;

*взаимосвязь формирования сознания и чувств;

*благоприятное физическое и психическое состояние.

Необходимо учитывать их в работе с детьми.

Важная характеристика личности — ее направленность, система ведущих мотивов поведения. Мотив — побуж­дение к деятельности, связанное с удовлетворением потреб­ности. Потребности человека отражают требования внутрен­ней среды организма или внешних условий жизни и побуж­дают его к активности.

Мотивационно-потребностный подход к формированию личности рассматривает физическое воспитание как про­цесс создания у детей таких потребностей, которые поддер­живают и укрепляют здоровье, оказывают благоприятное воздействие на физическое и двигательное развитие. Осно­ву потребностей в физическом саморазвитии составляют сложнейшие биологические рефлексы: игровой, имитаци­онный и рефлекс свободы, которые тесным образом связа­ны с двигательной активностью.

Двигательная активность детей создает предпосылки для прочного включения физической культуры в жизнь детей, формирует у них потребность в здоровом образе жизни. В дошкольном учреждении решению этой задачи способству­ет система физкультурно-оздоровительной работы, направ­ленная на:

· укрепление здоровья детей;

· формирование систем и функций организма, обеспе­чивающих гармоничность физического развития;

· овладение детьми азбукой движений;

· формирование системы элементарных знаний о здо­ровом образе жизни;

· развитие двигательных способностей.

Составляющие системно-оздоровительной работы в дет­ском саду разнообразны. Приобщение детей к природе — главный источник физического и духовного развития.

ФИЗКУЛЬТУРНО-оздоровительная работа, предлагаемая программой «Пралеска», включает в себя формы работы, орга­низованные воспитателем (специальные меры закаливания, утреннюю гимнастику, физкультурную минутку, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультурное занятие, домашние задания по физической культуре, актив­ный отдых: спортивные досуги, праздники, дни здоровья), и самостоятельную двигательную деятельность детей, которая организуется в часы утреннего приема, после завтрака, меж­ду занятиями, на прогулке, после сна, на второй прогулке, в бытовой деятельности). Самостоятельные движения детей со­ставляют 2/3 их общей двигательной активности.

Основное содержание физического воспитания в дош­кольных учреждениях базируется на разных вариантах ходь­бы, бега, прыжков, лазания, метания; некоторых видах спортивных упражнений (плавание, ходьба на лыжах, ката­ние на роликовых коньках, езда на велосипеде); спортивных играх (футбол, хоккей, бадминтон, городки, баскетбол и др.); общеразвивающих упражнениях, элементах акробатики и ритмической гимнастики; подвижных играх.

Определенную часть двигательного режима составляют физические упражнения, специально подобранные для фор­мирования систем и функций организма, коррекционной работы с детьми. Нередко возникает необходимость в при­менении заданий на исправление осанки (деятельность, в процессе которой работают мышцы-разгибатели спины, живота, плечевого пояса, формируется функция равновесия); на развитие координационных способностей (появление по­очередных соотношений в работе рук и перекрестных в ра­боте рук и ног); на совершенствование двигательных уме­ний и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необыч­ных условиях). Хорошее тренирующее действие оказывают пешие переходы увеличивающейся продолжительности, спортивное ориентирование.