Смекни!
smekni.com

Физическое развитие детей средствами народного танца (стр. 9 из 13)

В практической части работы нами рассмотрены методы, формы, средства народного танца и организация занятий с использованием коррекционной гимнастики, а также изложены их содержание. В последнее время в прессе и на сайтах INTERNET стали появляться публикации, предлагающие пути введения хореографии в учебные планы школ [33].

Выборка исследования составила 20 детей 7-10 лет, занимающиеся в ансамбле «Родничок» при МДОУ № 177, Ленинского района, г. Нижний Новгород. Это школьники 3-5 классов, занимающиеся хореографией в течение 1-2 лет.

Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы:

1) Интенсивные нагрузки на занятиях хореографии с одной стороны способствуют гармонизации физического развития, но с другой – могут стать причиной нарушения осанки.

2) В такой ситуации важна роль народного танца как основного фактора развития физических качеств у детей.

3) Разработанная система способствует повышению уровня физического развития учащихся. Более того, проводимые занятия народным танцем способствовали более выраженному оздоровлению детей.

Таким образом, нами доказана эффективность народного танца как в гармонизации физического развития, так и в формировании физических качеств, необходимых для успешного овладения детьми, занимающихся в системе дополнительного образования хореографией, сложными танцевальными движениями.

Литература

1. Барышникова Т. Основы хореографии. – М., 2001. – 272 с.

2. Безруких М.М. и др.Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). – М.: ИЦ «Академия», 2002. – С. 393-398.

3. Безуглая Г.А. Координация музыкального и хореографического материала в процессе осуществления музыкального сопровождения урока классического танца // Вестник академии русского балета имени А.Я Вагановой. – №7, 1999. – с. 142-151.

4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. – М., 1966. – 349 с.

5. Борисов А. Балетная школа //Выпуск I. – Самара, 1991.

6. Борисов-Дрондин А.Н. Танец классический: терминология и пластическая структура элементов экзерсиса //Учебно-методическое пособие. – Самара, 2003.

7. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – М., 1984. – 342 с.

8. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. – М.: «Академия», 2002

9. Васильев О.С. Этнофитнес и культура движения // Современные эстрадные танцы, № 1 (13), 2003. – С 42-43.

10. Габриелова Е.В. О хореографической разминке в гимнастике // Гимнастика. Выпуск I, 1975.

11. Грибанова М.А. Упражнения для развития выворотности в начальных классах// Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой – № 6, 1998. – С. 23-27.

12. Дубровский В.И. Спортивная медицина. – М.: ВЛАДОС, 1999.

13. Дубских Т.М. Народно-сценический танец как особый вид социокультурной деятельности / Т.М. Дубских. – М.: Просвещение, С .175-186.

14. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. –444 с.

15. Иваницкая И.Н. Двигательная активность и здоровье детей. – М.: Медицина, 1987. – с. 27-29.

16. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека с основами динамической и спортивной морфологии. – М., 1985.

17. Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. – Л., 1986.

18. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. – М.: ФИС, 1984.

19. Лукьянова Е. Дыхание в хореографии. – М., 1979.

20. Макарова Г.А. Спортивная медицина. – М.: Советский спорт, 2002.

21. Матюгин И.Ю. Школа эйдетизма. Развитие памяти, образного мышления, воображения. – М., Изд-во Эйдос, 1997.

22. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. – Т. 3. – М.: ВЛАДОС, 2000. – с. 143.

23. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., –Педагогическое общество России. – 1998.

24. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976.

25. Сухарев А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. – М.: Медицина, 1996.

26. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.

27. Тарасова, Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учеб. пособие / Н.Б. Тарасова. – СПб.: ИГПУ, 1996.

28. Фомин Н.А. Физиологические основы физического воспитания. – М., 1981. – с. 44-45.

29. Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия. – М., 2004. – с. 64-69.

30. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., 2001. – с. 175-178.

31. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995. – с. 48-54.

32. Шамина Л. Работа с самодеятельным коллективом. – М.: Музыка, 1983. – 184 с.

Электронные ресурсы

33. Формирование моторно-двигательных функций детей 6-7 летнего возраста//http://komkur. info/kultura-i-dosug/za-sohranenie-tradicij--30-1-2008/

34. Шамин А.Н. Народно-сценический танец как средство физического совершенствования //http://www.admhmao.ru/culture/naz_kult.htm


Приложение 1. Основные упражнения экзерсиса, влияющие на физическое развитие детей и их коррекцию в курсе «Народно-сценический танец»

Для танца типично осмысленное отношение к событиям жизни, и если иллюстративные моменты встречаются, то лишь как обдуманный прием. Конечно, танцоры пользуются элементами, имитирующими, к примеру, походку, полеты, повадки гусаков и гусынь.

Поэтому начальным этапом изучения танцевальных движений будут специальные упражнения.

Характерный танец в современном сценическом виде во многом тесно связано классическим. Часть упражнений характерного танца родились в результате заимствований и переделок тренажа классического танца. Это совершенно естественный процесс, так как классический танец, в свою очередь, строился, пользуясь элементами народного танца.

Медленные движения характерного танца, как правило, ближе к классике, быстрые — дальше от нее. Характерный танец изобилует различными движениями [2].

Позиции ног

В народно-сценическом танце применяются те же позиции ног, что и в классическом танце. Однако эти позиции выполняются несколько иначе, а именно, менее выворотно, чем в классике.

Кроме того, в народно-сценическом танце возможны не только выворотные позиции ног, но также:

> параллельные II и IV позиции, в которых носки обеих ног направлены вперед;

> обратные I и II позиции, в которых носки обеих ног направлены внутрь, т. е. один к другому;

> в народно-характерном танце принята VI позиция ног, описание которой дается ниже.

•Первая позиция - пятки сомкнуты, носки равно равно мерно т. е. симметрично, разведены в стороны
Первая обратная позиция – ноги равномерно веден разведены в стороны, носки сомкнуты, пятки разведены
Вторая позиция — одна нога отставлена в сторону на рас- стояние стопы от другой, пятки направлены одна к другой носки равномерно разведены в стороны.
• Вторая параллельная позиция — одна нога находится на расстоянии с нии стопы от другой, обе стопы расположены параллельно, носками впере вперед
• Вторая обратная позиция — одна нога находится на расстоянии стопы стопы от другой, носки направлены внутрь, пятки равномерно разве ены в дены в стороны.
• Третья позиция — пятка одной ноги поставлена спереди к середине стопы стопы другой ноги, носки равномерно разведены в стороны. В этой позиц позиции впереди бывает то правая, то левая нога.
• Четвертая позиция— одна нога впереди другой на расстоянии стопы, пятка одной ноги находится против носка другой ноги, носки равно равномерно разведены в стороны. В этой позиции впереди бывает права то правая, то левая нога.
• Четвертая параллельная позиция — одна нога впереди другой на расстоянии стопы, носки направлены вперед.
• Пятая позиция — пятка одной ноги плотно приставлена к носку другой ноги, носки равномерно разведены в стороны. В этой позиции впереди бывает то правая, то левая нога.
Шестая позиция — обе стопы расположены рядом, параллельно одна другой и сомкнуты, так что носок соприкасается с носком, пятка с пяткой, носки направлены вперед.

Положение стопы и подъема

• Подъем вытянут, т. е. стопа опущена пальцами книзу, носок оттянут вниз.
• Подъем не вытянут (сокращен), т. е. стопа тыльной поверхностью поднята к передней поверхности голени.
• Подъем свободен
• Подъем скошен, т. е. стопа повернута тыльной стороной наружу, внешняя сторона стопы опущена, внутренняя сторона поднята

Позиции и положения рук

• Позиции рук соответствуют позициям классического танца: