Содержание
Введение.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования дизайнерских навыков при укладке керамической плитки.
1.1 Формирование дизайнерских навыков при обучении ремонтно-строительным работам как социально-педагогическая проблема.
1.2 Анализ содержания программ обучения технологии в средней общеобразовательной школе.
1.3Теоретические основы обучения школьников основам ремонтно-строительных работ на уроках технологии.
Глава 2. Содержание, формы, методы и средства формирования дизайнерских навыков в процессе обучения ремонтно-строительным работам на уроках технологии.
2.1 Построение и реализация процесса формирования дизайнерских навыков при обучении укладке керамической плитки
2.2Разработка дидактического средства обучения.
2.3Организация и результаты экспериментальной работы.
Заключение.
Список использованной литературы
Приложения.
Рассматривая человека и окружающую среду в диалектическом единстве, следует подчеркнуть, что его духовная жизнь неразрывно связана с природой и с "миром вещей", который он сам для себя создал.
Духовно-эстетическая значимость предметной среды в современных условиях имеет очень большое значение, по этому современных условиях требуется дать детям определенную подготовку в той области человеческой деятельности, к которой относится разработка гармоничной предметной среды в области технической эстетики (дизайна).
В свете современных требований к образованию преимущественная установка на вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими умениями, которые от класса к классу совершенствуются, уже недостаточно. Ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения. Ручной труд должен являться средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил - т.е. общего развития учащегося. Формирование элементов дизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности на материале художественного конструирования. Постановка цели формирования дизайнерских навыков также позволит наметить и реализовать единую образовательную линию от начальной школы к средней и далее. При этом, начиная со среднего звена, профиль дизайнообразования может постепенно локализоваться в зависимости от ориентации учреждения: в отдельных школах могут функционировать программы, например, по дизайну одежды, прически, бытовых приборов, интерьера.
Исходя из анализа теоретической разработанности, практического осуществления и значимости проблемы дизайнерского образования, можно утверждать, что логика педагогической теории и практики на современном этапе выдвигает в повестку дня совершенно специфическую задачу: формирование у учащихся особого типа мышления, которое можно назвать "дизайнерским мышлением".
Именно руководствуясь им как комплексом, состоящим из особой установки сознания, оценочных суждений и способов творческой деятельности, человек может формировать в себе эстетическое отношение к миру вещей. Художественное конструирование-это процесс рационального проектирования изделий с учетом законов гармонии и красоты. Эстетическая выразительность должна достигаться как результат последовательного осуществления конструкторского замысла.
Все вышеизложенное определило выбор темы исследования: «Формирование дизайнерских навыков при отделочных работах керамической плиткой в средней общеобразовательной школе».
Цель исследования: Выявить эстетико-педагогические условия формирования дизайнерских навыков и мышления у учащихся на уроках технологии.
Объект исследования: Обучение ремонтно-строительным работам на уроках технологии.
Предмет исследования: Процесс формирования элементов дизайнерских навыков и мышления в процессе обучения укладке керамической плитки.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме уточнить комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных для формирования элементарного дизайнерского мышления учащихся.
2. Обосновать эстетико-педагогические условия формирования дизайнерского мышления и навыков у школьников при обучении ремонтно-строительным работам, разработать методические рекомендации по их реализации.
3. Разработать и осуществить педагогический эксперимент.
Гипотеза исследования: Формирование у школьников дизайнерских навыков в процессе специально организованных занятий возможно, если будет реализована совокупность эстетико-педагогических условий развития творческого мышления, осуществлена постановка и решение дизайнерских проблемных ситуаций на основе овладения специальными знаниями.
Методологической и теоретической основой исследования являются: диалектико-материалистический, теоретический и системно-деятельный подход к формированию и развитию гармоничной личности, роли трудового обучения, производительного труда в ее становлении как социального субъекта; фундаментальные исследования ведущих отечественных ученых - дидактов, педагогические теории и концепции известных педагогов области трудовой, политехнической подготовки, технологического образования учащихся.
Методы исследования: исследование выполнялось разнообразными принятыми в педагогической науке методами. В их числе: изучение научных работ, анализ опыта подготовки учителей трудового обучения в городских школах, метод беседы, математической статистики, изучение документации.
Структура квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В условиях современного «строительного бума» появилась необходимость в обучении учащихся ремонтно-строительным работам, и не только в связи с о «строительным бумом», но и необходимостью выполнять такие работы в быту. А в быту, как известно нужно уметь произвести практически все виды ремонтно-строительных работ.
К ним мы можем отнести обойные работы, малярные работы, штукатурные работы, отделочные работы.
Обучение данным работам имеет преемственность с восьмого по девятый классы, изучение данных тем проходит в рамках данного учебного времени но формированию дизайнерских навыков в процессе обучения укладке керамической плитки ранее особого внимания не уделялось. Значение таких навыков чрезвычайно важно, ведь в домашних условиях порой бывает просто необходимо владение дизайнерскими навыками. Вот пример. Необходимо положить плитку на пол в комнате 3*4 м. при этом есть плитка белая глазурированая и синяя. Вот каким образом нужно плитку уложить что бы это было максимально красиво. Вот здесь и понадобятся владение дизайнерскими навыками.
Формирование дизайнерских навыков, как и дизайнерская деятельность с одной стороны не возможна без развития у школьников особого вида мышления – дизайнерского мышления, которое является частью продуктивного мышления. Этот вид мышления важен, так как дизайнерская деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью и новаторством обучаемых.
При рассмотрении психолого-педагогического аспекта формирования творческого мышления можно выделить 6 блоков, по которым осуществляется выделение факторов и процессов функционирования творческого мышления:
-восприятие и память;
-мышление;
-воображение и новизна;
-интуиция;
-потребность в самовыражении, самостоятельность;
-эстетические и морально-этические качества личности. [15,с.34]
Самым многочисленным по количеству показателей является блок, связанный с деятельностью мышления.
Обратимся к определению понятия "мышление"
Согласно Леонтьеву А.Н., мышление-процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекта.
Рассмотрим основные виды мышления, тесно связанные с продуктивным, творческим мышлением.
1. Теоретически - понятийное мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств. [15,с.67]
2. Теоретико-образное мышление - отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Оно или непосредственно извлекается из памяти, или творчески воссоздаются воображением. [15,с.72]
3. Наглядно-образное состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. [15,с.83]
4. Наглядно-действенное сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.[15,с.90 ]
5. Элементарное дизайнерское мышление включает основные структурные компоненты зрелого дизайнерского мышления, но в том виде, который соответствует возрастным возможностям учащимся средней школы. Оно формируется через специальную информацию, постановку задач по созданию отдельной среды и поиск способов их реализации.[38,с.14].
Исследования показывают, всецело и гармонично дизайнерские навыки и мышление могут развиваться только в трудовой деятельности. Обретение трудовых навыков непосредственно в процессе трудового воспитания.
Трудовое воспитание направлено на формирование трудолюбия, общественно-трудовой активности, сознательной дисциплины труда и других нравственных качеств человека, необходимых для его трудовой деятельности на общую пользу.