Реализация традиционных и новых форм внеклассной музыкальной деятельности осуществлялась нами поэтапно, с учетом возрастных и регионально-этнических особенностей учащихся, уровня развития их музыкальных способностей, интереса и потребностей в общении с национальной музыкальной культурой народов Башкортостана.
Например, с учащимися, в рамках деятельности школьного музыкального клуба по интересам нами была проведена серия тематических занятий: «Напевы курая» (музыкальная сказка), «Сэнгелдэк» (колыбельные), Тансулпан (о современной детской башкирской музыке), «Кубаир» (о жанрах народной песни), Сулпылар (о детских башкирских музыкальных коллективах) и др.
Занятия проводились один раз в неделю в течение всего учебного года. На первом этапе в процессе уроков музыки через собеседование, анкетирование, вопросники мы выясняли круг музыкальных интересов и потребностей учащихся (экспериментальных и контрольных классов), их отношение к детской национальной музыке. На втором этапе учащимся было дано домашнее задание: подготовить самостоятельные подборки-сообщения о башкирской профессиональной музыке или музыке своего народа с целью дальнейшего использования этого материала в рамках деятельности школьного музыкального клуба по интересам.
Следует отметить, что учащиеся экспериментальных и контрольных классов приняли активное участие в выполнении данной работы, однако желающих в экспериментальных классах оказалось больше, а подготовленные ими сообщения были более подробными и содержательными, часто подкреплялись наглядно-слуховыми и наглядно-зрительными примерами.
Анализ эмпирических данных показывает, что если до начала формирующего эксперимента, как в контрольной, так и в экспериментальной группах большую часть составляют учащиеся с первым и вторым уровнем развитости отношения к песенному фольклору, то после его окончания различия между ними стали очень существенными: в экспериментальных классах (вторых и третьих) преимущественное наполнение получила группа, представители которой отличаются устойчивым интересом к башкирской музыке, знанием специфических особенностей песни; умением выделить идею, заложенную в ней, понять чувства и переживания ее героев, стремлением передать все это в процессе исполнения; способностью к самостоятельному, оригинальному «видению» произведения и его сценического воплощения.
Реализация программы формирующего эксперимента оказала существенное влияние на воспитание у учащихся нравственных качеств личности.
Близкое знакомство с песнями разных народов и национальностей, работа над ними позволили учащимся при помощи учителя лучше узнать заботы, тревоги людей других республик и стран, понять, что всех людей объединяет общее стремление к миру, мечты о счастье и любви к своему родному краю.
Изучение школьниками произведений народного музыкально- поэтического творчества способствовало развитию у них интереса к историческому прошлому своего народа, страны, стремления ознакомиться с национальными традициями, праздниками, обрядами - всем тем, что составляет его истинно национальную культуру, знание которой, понимание значимости, необходимости и в то же время хрупкости и беззащитности перед будущим отразились на желании ребят сберечь все, что им удалось узнать, не только для себя, но и для других. Поэтому школьники стали охотно выступать с концертами, проводить конкурсы, то есть пропагандировать несправедливо забытую жемчужину народной мудрости.
Занятия в вокальном ансамбле оказали непосредственное влияние на развитие наблюдательности школьников, их мышления. Эстетические переживания, которые испытывали воспитанники при коллективном исполнении песен, их слушании, гордость от осознания своей полезности, внимание слушателей (друзей, родителей, старших) способствовали тому, что в экспериментальных классах более чем в три раза увеличилось количество детей, представляющих группу с третьим уровнем сформированности патриотизма и интернационализма, в то время как в контрольных классах изменений практически не произошло.
Поскольку работа с учащимися носила, как правило, коллективный характер и была направлена на создание атмосферы взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимной ответственности друг перед другом и коллективом в целом, без которых невозможно хоровое исполнение башкирских песен, то это влияло на развитие у них способности сочувствовать и сопереживать окружающим, понимать и принимать их горе и радость как свои (индентифицировать себя с ними), оказывать им посильную помощь, проявлять заботу.
Совместное прослушивание, обсуждение музыкальных произведений, необходимость выбора коллективом, а значит и большинством учащихся определенного отношения к нему, требовало от ребят проявления терпимости к окружающим, умения выслушать мнение другого и высказать свое собственное. А коллективное исполнение произведений народного музыкально-поэтического творчества, восприятие детьми красоты и гармонии звучания всего хора, где каждый понимает, что он лишь маленькая частица целого коллектива, что без единства всех не будет песни, что ошибка одного способна погубить ее красоту, способствовало формированию у младших школьников чувства коллективизма.
Занятия требовали от школьников проявления таких качеств личности, как ответственность, дисциплинированность, исполнительность, уважительное, бережное отношение к башкирским народным и композиторским песням. Разучивание школьниками песен, работа над ними развивали устойчивость их внимания, память, логическое мышление; стремление к достижению поставленной цели - исполнение произведений не только на учебных занятиях, но и перед широким кругом слушателей - требовало от каждого настойчивости, терпения, формировало привычку трудиться не только самому, но вместе со всеми. Понимание детьми необходимости объединения усилий каждого для достижения общей цели, совместное переживание исполнительских успехов и неудач, благодарность аудитории, эмоциональная удовлетворенность не только результатами, но и процессом деятельности в ансамбле - все это существенным образом отразилось на сформированности у учащихся такого нравственно-эстетического качества личности, как трудолюбие.
Таким образом, можно говорить о том, что использование системы педагогических ситуаций при организации учебно-воспитательного процесса с учащимися позволяет получить существенные изменения в поведении и деятельности учащихся, проявлении ими таких нравственно-эстетических качеств личности, как патриотизм и интернационализм, коллективизм, трудолюбие, что нашло свое выражение также в повышении уровня нравственно-эстетической воспитанности школьников, а именно в активном участии учащихся экспериментальных классов в самодеятельно-творческой, художественно-исполнительской деятельности; развитии находчивости, инициативности, самостоятельности, артистичности, выразительности исполнения.
Отличительной чертой учащихся экспериментальных групп стало также и то, что при высказывании своих мыслей, переживаний, впечатлений, проявляющихся в форме эстетических суждений о произведениях народного музыкально-поэтического творчества, литературы, изобразительного искусства, они подключали воображение, фантазию, более глубоко анализировали и оценивали нравственную сущность поступков и поведения окружающих.
Проверка эффективности педагогических условий использования башкирской музыки в практике современной школы была осуществлена на этапе формирующего эксперимента.
Процесс уточнения и реализации педагогических условий строился в соответствии с выявленными уровнями нравственно-эстетической оценки башкирской музыки школьниками и факторами, влияющими на их сформированность.
На начальном этапе названного процесса мы способствовали формированию интереса, потребности и сознательного отношения школьников к башкирской музыке, подчеркивая ее роль в становлении личности в условиях современной этнокультурной и этносоциальной ситуации.
На втором этапе формирующего эксперимента наша задача заключалась в том, чтобы учащиеся через деятельностно-практическое отношение закрепляли и совершенствовали свои знания, умения и навыки в процессе освоения музыкального наследия башкирского народа.
Распределение учащихся экспериментальных и контрольных классов по уровням сформированности национального музыкально-эстетического сознания в конце первого и второго этапов формирующего эксперимента представлено в таблицах 2 и 3.
Таблица 2 Уровни сформированности нравственно-эстетической оценки детской башкирской музыки (результаты начального этапа эксперимента)
Классы | Уровни | |||||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
Экспериментальный класс (20 человека) | 4 | 28 | 10 | 48 | 6 | 24 |
Контрольный класс (20 человек) | 6 | 23 | 9 | 40 | 5 | 38 |
Таблица 5 Уровни сформированности нравственно-эстетической оценки детской башкирской музыки (результаты формирующего эксперимента)
Классы | Уровни | |||||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
Экспериментальный класс (20 человека) | 6 | 33 | 11 | 46 | 3 | 20 |
Контрольный класс (20 человек) | 4 | 21 | 10 | 41 | 6 | 38 |
Анализ данных таблиц 2 и 3 показывает, что число учащихся, отнесенных к высокому уровню сформированности нравственно-эстетической оценки, к концу второго этапа формирующего эксперимента возросло в экспериментальных классах до 6 человек и в контрольных классах до 4 человек, в то время, как число учащихся с низким уровнем нравственно-эстетической оценки сократилось до 3 человек в экспериментальных классах и до 6 - в контрольных.