Смекни!
smekni.com

Формирование культурного поведения у дошкольников (стр. 6 из 9)

Подобные тенденции можно предотвратить и преодолеть, если время от времени демонстративно делать всем детям одинаковые подарки, вручая их ласковыми словами. Подарками могут стать бантики из ленточек, красивые фантики, кусочки бумаги, перевязанные ниточкой в виде бабочек, пустые коробочки, шишки, простые флажки, бумажные лодочки и самолетики, дольки мандарина и т.п. В такой ситуации все дети понимают: каждый из них является субъектом одинакового доброжелательного внимания воспитателя.

Самое главное, чтобы каждый в присутствии всех детей группы получил такой же подарок, что и остальные, и услышал несколько приветливых слов. Факт внимания к каждому останется в памяти. Постепенно дети входят во вкус этой церемонии, начинают приносить из дома печенье или конфеты, просят разделить их на всех. Проводить эту работу следует три-четыре раза в месяц (можно в понедельник утром, когда все дети уже пришли) [35, 10].

Методика «Пожалеем друга». Формирование сочувствия к сверстникам. Задачи данной методики – постепенно подводить детей к тому, что определенные события, ситуации, а также поступки окружающих могут стать для любого члена группы причиной страданий, страха, обиды и огорчения и потребуют помощи, сочувствия и утешения.

Работа в этом направлении опирается на способность детей откликаться на настроение воспитателя и перенимать его отношение к происходящему в группе. Поведение взрослого в таких ситуациях сводится к следующему. Воспитатель привлекает внимание детей к пострадавшему – тому, кто упал и ушибся, у кого отняли игрушку и т.п. (Костя прищемил палец, и ему больно; у Вики отняли куклу, а она хотела ее полечить и т.п.). Выразительно обрисовав положение пострадавшего, предлагает детям пожалеть его. Необходимо, чтобы объектом сочувствия по очереди становились все дети. Тогда каждому ребенку подобное общее внимание будет оказываться достаточно редко.

Методика «Когда ты был маленьким». Обогащение образа-Я детей сведениями об их прошлом. Методика представляет собой рассказы ребенку – в присутствии нескольких других детей – о том, каким он был, когда был совсем маленьким («родился без волос на голове или совсем светлыми волосиками, а теперь они каштановые; не умел ходить и говорить; сначала только стоял в кроватке, держась за перила, ползал по полу, ел из бутылочки и т.п.»); о том, кого и что он любил или не любил (людей, животных, кушанья, игрушки); о событиях, участником которых он был (ездил на машине, автобусе, поезде, пароходе, впервые фотографировался, удивился, увидев корову или подъемный кран). Все это представляет для детей огромный интерес. Так складывается история их собственной жизни, в которой было столько важных и забавных событий. Они видят себя в динамике – какими были и какими стали. Подобные рассказы всегда привлекают несколько слушателей: они подчеркивают интерес и уважение взрослого и могут положительно влиять на самоуважение детей. Перед началом этой работы желательно расспросить родителей об интересных случаях из жизни их детей [28, 41].

Методика «Домик по заказу зайца». Формирование критической оценки результатов своей продуктивной деятельности. Умение критически оценивать результаты своей деятельности является важной предпосылкой становления в старшем дошкольном возрасте критической моральной самооценки. Она появляется только в старшем дошкольном возрасте, но, к сожалению, не у всех детей. Ее формирование следует начинать уже на четвертом году жизни, хотя в этом возрасте речь идет не о самой моральной самооценке, а только о ее предпосылках.

Основной предпосылкой является способность критически отнестись к каким-то сторонам своей деятельности. Формирование такой способности представляет трудности, так как идет вразрез с тем, что ребенок стремится считать хорошим и себя, и все, что он делает. Дети этого возраста не только не склонны к самокритике, но и достаточно негативно относятся к критике извне. Поэтому для появления элементов самокритики требуется создание таких условий, когда необходимость критического отношения к себе становится очевидной и самому ребенку.

При каких условиях ребенок согласится с объективной критической оценкой и что именно следует критиковать? Подходящими для этого являются результаты продуктивной самостоятельной деятельности детей – конструирования, рисования, лепки. Постройки, рисунки, фигурки из пластилина могут сохраняться в течение достаточно длительного времени. Их видят и сам ребенок, и другие люди. Их можно обсудить и оценить с разных точек зрения. Необходимость в критической оценке вызвана тем, что дети не склонны критически относиться к продуктам своей деятельности и всегда довольны собственным результатом, т.е. внутренний стимул для самокритики у них отсутствует. Замечания взрослых по поводу результатов своей деятельности дети часто истолковывают как плохое отношение к себе.

Так, детям пятого года жизни сказали, что взрослый, увидев в группе нарисованный одним из детей домик, сказал, что он некрасивый. Затем детей спросили, почему так сказал взрослый и какой он – добрый или злой. На первый вопрос все ответили, что у домика, наверно, не было окон, дверей и т.п. При этом дети были уверены, что сказавший это взрослый – злой. И это несмотря на то, что в рисунке были явные недостатки.

Дети четвертого года не желают признавать недостатки своей работы и принимать критику. Основным условием согласия ребенка с критической оценкой взрослого и последующей критической самооценки является различение ребенком общего положительного отношения взрослого к нему лично и критики конкретного результата его деятельности.

В ситуации внешней критической оценки участвуют двое: воспитатель высказывает свое личное положительное отношение к ребенку; второй участник обсуждения делает критические замечания по поводу результата работы. В качестве второго участника могут выступать игрушечные персонажи – зайцы, куклы, ежи, матрешки и др. Критика со стороны игровых персонажей должна восприниматься ребенком как обоснованная и мотивированная. Ее можно использовать и при обучении детей продуктивным видам деятельности. Смысл этого методического приема заключается в том, что игровой персонаж обращается к ребенку с просьбой помочь ему – нарисовать, построить, слепить и т.п. необходимую вещь. По завершении работы указывает ребенку на недостатки и просит их исправить.

Методика формирования критического отношения к результатам своей продуктивной деятельности заключается в том, что воспитатель рассказывает ребенку или группе детей о персонажах, попавших в затруднительное положение и нуждающихся в том, чтобы дети построили, нарисовали или слепили какой-то определенный предмет. Если в работе ребенка имеются какие-либо недостатки, воспитатель от лица персонажа обращает на них его внимание, объясняет, почему он не сможет пользоваться тем, что ребенок для него сделал, и просит исправить недочеты. Затем воспитатель от своего лица вступает в разговор, всячески подчеркивая свое уважение и расположение к ребенку [29,51].

Методика «Плохой заяц – это, кажется, про меня». Формирование критической оценки своих действий. Эта методика направлена на формирование у детей предпосылок моральной самооценки как важнейшего условия морального поведения.

Собственно моральная самооценка возникает у ребенка в возрасте пяти-шести лет. Для ее развития необходимо, чтобы в более раннем возрасте ребенок научился осознавать свои действия и поступки, связанные с другими людьми, в том числе со сверстниками, а также критически относиться к некоторым из них, т.е. оценить их. Ребенок должен сам увидеть себя как бы со стороны. Добиться этого можно, если через некоторое время, показать, как аналогичное действие совершают игрушечные персонажи. Это принципиально важно. Взаимоотношения зайцев, ежей и др. непосредственно не задевают детей, и они могут более спокойно и объективно отнестись к их действиям. Виновники конфликта улавливают сходство с собой. Они получают возможность снова включиться в ситуацию, но уже более спокойно и увидеть себя «со стороны».

Следующий момент – самостоятельная критическая оценка этого действия, потому что оценка взрослого воспринимается ребенком не как критика конкретного поступка, а как недовольство взрослого им самим. Сценки с игрушками нужно показывать всей группе, тогда отношение к ним сверстников-зрителей, осуждение ими действий персонажа могут подвести ребенка к выводу: он в похожей ситуации тоже поступил не лучшим образом.

Взрослому ни в коем случае нельзя указывать на сходство действий персонажей и ребенка. Ребенок должен прочувствовать это сам. Дети-зрители в этом возрасте подобных связей не замечают. Одни не видели, что сделал ребенок; другие не обратили на это внимания; третьи просто про него забыли, четвертые не улавливают сходства. А всех их вместе интересуют события, происходящие с игрушками. Узнать о впечатлении, которое на ребенка, совершившего нежелательные действия, произвела инсценировка, можно только косвенно: по тому, как он смотрит сценку, краснеет, опускает глаза, отворачивается, старается в дальнейшем так не поступать.

Методика позволяет без назиданий, замечаний и осуждения ребенка донести его сознания мысль о нежелательности некоторых поступков. Сначала воспитатель фиксирует для себя поступки, на которые он хотел бы обратить внимание ребенка, а затем с помощью игрушечных персонажей воспроизводит их смысл. Если девочка прячет заколки подруг - заяц прячет яблоко; если мальчик ломает чужую крепость - ежик ломает стол и т.п. Для разных ситуаций можно использовать разные игрушки, при этом один и тот же персонаж может быть в одной сценке хорошим, а в другой плохим.