Существует множество доказательств наличия у природы прав. Наиболее распространенное — такое. Каждое живое существо, экосистема имеет свое благо, свои интересы, потребности и цели. В свою очередь, задача права — защищать, гарантировать эти интересы и потребности, ибо без них живые существа и экосистемы не могут жить и полноценно развиваться. Поэтому право принадлежит тому, кто имеет свои интересы, потребности и цели. Другими словами, если нет интересов, потребностей и целей, то не имеется и соответствующих прав.
Камень, что лежит на дороге, не имеет никаких интересов, потребностей и целей. Поэтому у него нет и никаких прав. Корова, которая проходит мимо, имеет интересы и потребности, например, в пище, в хорошем обращении, в жизни. У нее есть и своя цель, например, жить (любое существо хочет жить и сопротивляется смерти). Поэтому у коровы есть соответствующие права — на жизнь, на пищу, на хорошее обращение. С другой стороны, она не имеет, скажем, никаких потребностей в свободе совести и поэтому у нее нет на это прав (в отличие от человека, у которого есть в этом потребности).
История моральных прав — это история борьбы с рабством и бесправием. Она началась еще в древние века, когда рабы под предводительством Спартака боролись за свою свободу. Постепенно свои права завоевали негры, женщины, дети. Теперь человечеству осталось сделать последний шаг — признать права всех без исключения живых существ, а также экосистем дикой природы, то есть освободить от рабства и бесправия всю природу.
Экофилософы, юристы Питер Сингер, Том Риган, Ричард Райдер, Христофер Стоун разработали около десятка различных моральных прав для живых существ и дикой природы. Назовем основные из них:
Право на жизнь (существование).
Право на естественную свободу.
Право на необходимую для жизни (существования) долю земных благ.
Право на отсутствие ответственности перед человеком.
Право на защиту законом.
Право на защиту от ненужного страдания по вине человека (для живых существ).
Будем надеяться, что вслед за Декларацией прав человека вскоре будет принята Декларация прав природы, куда войдут вышеперечисленные права.
Следует также отметить, что права природы, также как права человека, не являются абсолютными. То есть они могут быть нарушены при веском моральном обосновании. Так, например, защита своей или других людей жизни, здоровья, а также поиск пропитания является важным моральным обоснованием для того, чтобы убить животное. Однако убийство животного ради развлечения, традиции, удовольствия или научного опыта к таким важным обоснованиям, с позиции экологической этики, не относятся.
С каждым годом права природы получают признание все у большего количества людей. Так, президент Национальной Академии Наук Украины академик Б.Е. Патон недавно заявил: «Права природы так же незыблемы, как и права человека» («Зеркало недели», 2002, 50-10 октября №318).
В Новой Зеландии принят первый в мире закон, защищающий права человекообразных обезьян. В 2002 г. в Германии была принята поправка к Конституции страны (ст. 20), обязывающая государство уважать наряду с достоинством людей достоинство животных (то есть впервые в Европе животные признаны в качестве субъектов морали и права). 24 апреля во всем мире отмечается День прав животных. В США и Японии уже существует практика подачи исков в суд от лица животных и экосистем, то есть моральные права природы постепенно начинают признаваться и как юридические права природы.
Так, пернатый обитатель Гавай палила могла исчезнуть, так как на склонах вулкана Килауэа, где она обитала, должны были бурить скважины. В 1978 г. Сьерра-клуб и Одюбоновское общество подали иск в суд в защиту птички от ее имени. Впервые в американской судебной практике истцом стало животное. И птица выиграла. Федеральный суд заставил местные власти отвести для палилы специальные охраняемые территории.
Таким образом, моральные права природы становятся основой для законов, которые будут приниматься в защиту природы в будущем. Они готовят людей к жизни в новой сфере ответственности. Вместе с тем, права природы не претендуют на всеобъемлющую полноту. Не менее важным в природоохране остаются великодушие, уважение, благородство, щедрость, долг, любовь и милость по отношению к природе.
От имени природы говоря:
От имени природы и во славу
Природе возвратим ее права,
Пока Земля на Солнце не упала.
А. Осмолов
Приложение №3
Откуда берутся бездомные животные. Исследования на животных. Экологические проблемы животноводства.
Проблема бездомных животных тесно связана с более глобальной экоэтической проблемой — бесправием природы.
«Осуществляя свое право владеть животным, право хозяина, человек узурпирует это право, совершенно так же, как он делал, превращая людей в рабов», - пишет в своей книге «Биоэтика в высшей школе» известный российский защитник животных Т.Н. Павлова. В отношении к одомашненным животным трагизм ситуации усиливается еще и тем, что одомашненные, прирученные животные без помощи человека уже существовать дальше не могут. Они или гибнут сразу, или становятся бездомными и гибнут от рук живодеров.
«Человек поступает неэтично, если приобретает животное из-за минутного настроения или в качестве игрушки для ребенка, и тем более, когда использует животное в качестве подарка. Животное поселяется в семье до конца своей жизни, для него смена хозяина — тяжелая травма. Отвечает за животное не ребенок, а взрослые в семье. Сама постановка вопроса, когда живое существо приобретается для развлечения, как бы то ни было — не этично. Дарение животных — наихудший вид обращения с животными. Его дарят как вещь, которая оказалась не нужна (или не отвечает вкусам нового владельца), и, как вещь, животное может быть выброшено» — справедливо пишет Т.Н. Павлова. Поэтому каждый, кто хочет приобрести и подарить товарищу домашнее животное, должен прежде хорошо подумать.
Другая проблема, тесно связанная с бесправием природы, и животных, в частности, — это использование животных в различных научных исследованиях. По данным известного американского защитника животных экофилософа Тома Ригана, ежегодно в США для научных исследований используется до 100 млн. животных, большая часть из которых в результате гибнет. Сколько же животных используется для этих целей в Украине, России, странах СНГ, в целом мире — не знает никто.
Есть три главных области науки, в которых обычно используются животные: 1) биологическое и медицинское образование; 2) токсикологические испытания, где потенциально вредные эффекты новых продуктов и лекарств для людей сначала проверяются на животных; 3) оригинальные и прикладные исследования, включая не только изучение причин и лечение различных болезней, но также базовую биохимическую природу и поведение живых организмов. Доктор Р. Шарп из Великобритании в своей книге «Жестокий обман» пишет о том, как страдают и умирают подопытные животные в английских научно-исследовательских лабораториях: «Их обжигают, ошпаривают, отравляют и замаривают голодом, подвергают электрическим разрядам и приучают к наркотикам; их подвергают воздействию низких температур, близких к точке замерзания, содержат в полной темноте с рождения и вызывают у них такие заболевания, как артрит, рак, диабет, инфекции ротовой полости, язвы желудка, сифилис, герпес и СПИД. У них хирургически удаляются глаза, им наносятся повреждения мозга и вызывают переломы костей. В ходе военных исследований животных отравляют газом, цианистыми соединениями, расстреливают пластиковыми пулями и наносят им травмы приспособлениями, движущимися с большой скоростью». Это все происходит из-за того, что подопытные животные рассматриваются учеными как вещь, как часть лабораторного оборудования.
Эксперименты на животных — одно из самых черных пятен на совести человечества, считает Т.Н. Павлова. А действительно, равноценен ли обмен: жизнь на знания? Известный русский художник и деятель культуры Н.К. Рерих считает, что нет. Жизнь важнее знания.
Мальчик жука умертвил
Узнать его он хотел
Мальчик птичку убил
Чтобы ее рассмотреть.
Мальчик зверя убил,
Только для знания.
Мальчик спросил: может ли он
для добра и для знания
убить человека?
Если ты умертвил жука, птицу и зверя,
Почему тебе и людей не убить?
Мнение Н.К. Рериха поддерживал и известный российский ученый-эколог, академик С.С. Шварц, который неоднократно заявлял, что пусть лучше будет белое пятно в науке, чем в природе.
Защитники животных выступают с требованиями ограничения, а в некоторых отраслях исследований и полного запрещения экспериментов над животными. Они полагают, что подобные исследования необоснованно нарушают права животных и способствуют распространению жестокости в обществе. Они требуют разработки альтернатив животному как биологической модели путем использования одноклеточных организмов, эмбрионов яйца, бактерий, культур клеток, компьютерных моделей и т.п. Они считают, что убийство животных во имя науки то же самое, что сжигание людей на кострах во имя религии.
Более того, многие ученые-медики вообще ставят под сомнение саму научную целесообразность проведения экспериментов над животными. Дело в том, что разница протекающих в организме человека и животного процессов делает тестирование лекарств на животных бессмысленным. Так, результатом использования успокоительного для беременных женщин препарата «Талидомида» в разных странах стало рождение 10 тысяч детей с отсутствием конечностей и другими уродствами. Всего современная медицина насчитывает до 150 препаратов, прошедших испытания на животных и оказавшихся опасными для человека. Следует также добавить, что в 2001 г. Совет Европы запретил тестирование на животных косметики.
Следующей проблемой, тесно связанной с бесправием природы, является использование животных в сельскохозяйственной промышленности. Питер Сингер называет все это «адом животноводческих ферм». Особенно это относится к птицефабрикам, где куриц содержат в антигуманных условиях. Содержащиеся в тесноте курицы и цыплята выщипывают друг у друга перья, дерутся, заклевывают и поедают соседей. Им колют антибиотики, чтобы предотвратить каннибализм — отрезают часть клюва.
Умерщвление животных на бойне происходит очень жестоко. Жестоко, без обезболивания умерщвляется птица на птицефабриках. Извлечение икры из осетровых рыб традиционно производится без оглушения рыбы.
Огромные страдания испытывают выращиваемые на фермах пушные животные. На фермах из-за постоянного стресса они также страдают каннибализмом. Пушных животных для производства пушнины убивают очень жестоким способом при помощи удушья.
Особо следует сказать о генной инженерии, которая не только не этична, так как необоснованно нарушает права животных и растений, но и опасна с экологической точки зрения, так как непредсказуемо меняет окружающую среду.
Защитники животных требуют серьезных изменений в сфере использования животных в сельском хозяйстве. Они выступают за гуманное содержание животных на фермах, а наиболее радикальные из них требуют запрета на деятельность агрофабрик, пушных ферм, как необоснованного нарушающих права животных, призывают к переходу на вегетарианство или к уменьшению потребления мясной пищи.