Рекреационная ценность.
Березовая роща — прекрасное место для отдыха, восстановления сил и поиска вдохновения. Статистика свидетельствует: березовые леса пользуются огромным успехом у туристов и отдыхающих, многие санатории расположены в березовых рощах.
Внутренняя, самостоятельная ценность.
Кроме всего прочего, березовая роща ценна сама по себе. Она приносит пользу не только человеку, не только многочисленным ее обитателям, но и ценна, полезна сама для себя.
Какая ценность важнее?
В связи с тем, что из-за господствующего в нашем обществе однобокого экономического подхода, приоритет чаще всего отдается экономической, хозяйственной ценности природы, а на неэкономические ценности природы внимания практически не обращается, — происходит широкомасштабное уничтожение природы. На березовую рощу чаще всего смотрят как на склад дров, а не как на храм или место благодати. С позиции экологической этики такой подход неправилен. В природе нужно высоко ценить все ее ценности, и в случае конфликтной ситуации находить такое решение, в результате которого природе был бы нанесен минимальный ущерб. А для этого люди должны хорошо разбираться и высоко оценивать именно неэкономические ценности природы. Ибо, как говорили североамериканские индейцы: «Когда последнее дерево будет срублено, будет отравлена последняя река и будет выловлена последняя рыба, плохо, если только тогда человек поймет, что он не может, есть деньги
2.2 Экологические принципы отношения человека с природой
Экологический идеал.
В экологической этике разработаны основные, базовые принципы отношения человека с природой. Они показывают, какие общие виды действий мы морально обязаны осуществлять по отношению к природе, или наоборот, воздержаться от их осуществления. Наибольший вклад в разработку этих принципов внес американский экофилософ Пол Тейлор.
1. Не навреди
Этот принцип включает обязанность стараться не убивать ни один организм, не губить популяции видов живых существ и экосистемы дикой природы в целом.
2. Принцип невмешательства.
Этот принцип призывает нас воздерживаться от каких-либо ограничений свободы, как отдельных организмов, так и экосистем.
3. Принцип порядочности.
Этот принцип призывает нас не обманывать, не нарушать доверия, не вводить в заблуждение никакое дикое или домашнее животное.
4. Принцип соблюдения прав природы.
Этот принцип призывает нас уважать и соблюдать права природы.
5. Принцип справедливого возмещения.
Вышеперечисленные четыре принципа не являются абсолютными и могут быть нарушены при наличии достаточно серьезных моральных обоснований. При этом человек, причинивший зло какому-нибудь природному объекту, обязан компенсировать нанесенный ущерб. Это может быть создание новых заповедников и заказников, увеличение их территории, помощь животным и растениям, восстановление нарушенного качества окружающей среды.
Экоэтический идеал.
Под экоэтическим идеалом понимаются такие условия жизни на Земле, при которых люди могут преследовать свои личные интересы, в то же время, позволяя многим сообществам живых существ в огромном разнообразии экосистем вести беспрепятственное существование. При этом роль людей состоит в том, чтобы направлять и контролировать свое поведение в соответствии с принципами экологической этики.
Первым шагом на пути к экоэтическому идеалу является внутренняя перемена в нашей морали. Ведь большинство людей воспитывалось в такой культуре, в которой верховенство человека над другими видами и бесправие природы считалось дарованным свыше. Экологическая этика критикует такой подход, провозглашая равноценность и равноправие всех живых существ (включая человека).
Вторым шагом является воспитание у людей добропорядочности, сострадания, сочувствия и заботливости по отношению к природе. Без сомнения, экоэтические принципы не являются абсолютными, и ради пропитания или других важных человеческих потребностей их приходится нарушать. Однако такие действия должны вызывать у людей глубокое сожаление, душевные страдания, желание возместить ущерб тем, кто ущемлен или обижен. Лишь только так возможно продвижение к этическому идеалу.
Я верю, что листик травы
Не меньше сверкающих звезд.
И что не хуже их муравей
И песчинка, и яйцо королька,
И эта древесная лягушка —
Шедевр, выше которого нет...
У.Уитмен
2.3 Прикладные аспекты экологической этики
Экологическая этика и красота
Пропагандируемая экологической этикой идея уважения природы по новому заставляет нас относиться к красоте природы.
С точки зрения экологической этики человек поступает неправильно, когда навязывает природе свое видение красоты, свой порядок и свои идеи. Некрасивые с точки зрения человека лягушки, пауки, червяки, а также ландшафты — болота, пустыни имеют право на эстетическое уважение. Их не нужно украшать по своей прихоти. Может просто человек не способен оценить их красоту.
Научные разработки, в результате которых появляется геномодифицированный кролик со светящейся шерстью, а также фигурная стрижка деревьев — это, по сути, фальсификация и опошление природы.
Особой защиты требует красота дикой природы. Дикая природа — великий мастер. Разве можно улучшить картину Шишкина или симфонию Чайковского? Пусть даже при помощи самых передовых технологий. Никогда ничего нельзя сделать лучше мастера. Расчистите озеро — и лилии исчезнут.
ІІІ. Результаты исследования
3.1 Экологические и биологические экскурсии как метод формирования нового экологического мировоззрения
Вопросы развития образования, биологического в том числе, в современных условиях не могут рассматриваться вне контекста его взаимосвязей с наукой, научно-техническим прогрессом, динамичными процессами, происходящими во всех областях социально-экономической деятельности человека. Одной из приоритетных тенденций в науке по-прежнему остается интеграция различных наук и сфер человеческой деятельности. Интеграция содержания родственных (и не только) учебных предметов представляется весьма перспективным направлением совершенствования всей системы образования, в том числе школьного.
Мы исходим из того, что науки разделены не естественным путем, а лишь из соображений удобства. Природа вовсе не заинтересована в подобном разделении, и многие интересные явления лежат именно на стыке разных областей науки [1, с. 164]. Такой подход требует совершенствования методик обучения на основе философской концепции научных знаний. Ее можно назвать концепцией синтагмы (от греч. — syntagma — нечто соединенное). Синтагма представляет собой особую систему знаний, построенную из разнообразных по своему происхождению подсистем, объединяемых для решения определенного комплекса задач, весьма сложных, неоднородных и не поддающихся решению на основе какой-либо одной научной дисциплины [2]. Образование синтагмы происходит не путем механического сближения различных дисциплин, а путем выделения из них определенных блоков содержания, результатов, средств, форм и методов, которые используются для решения комплекса задач. Возможность формирования синтагмы обусловлена закономерностями ассоциативного мышления человека. Ю.А.Самарин, исследовавший значение ассоциативных процессов в познавательной деятельности человека, отмечал, что ассоциации — это «связи, отражающие объективно существующие отношения реальной действительности» и их значение в познании различно [3, с.218].
Взяв за основу взгляды Ю.А.Самарина о развитии умственной деятельности на базе усложнения ассоциаций: от локальных — к частносистемным, внутрисистемным и межсистемным, мы выделяем уровень межпредметного философского и общенаучного обобщения как предпосылку возникновения синтагмы. Межсистемные ассоциации и связанный с ними высокий уровень обобщения охватывают разные системы знаний, способов деятельности и способствуют обобщению этих систем, как в теории, так и в практике, стимулируя преобразование обобщений во взгляды и убеждения личности. Это способствует формированию у школьников более высокого уровня «современного научно-теоретического мышления», чем тот, на который ориентирует традиционный подход в построении школьного образования.
Постановка данной проблемы во многом вызвана имеющимися в настоящее время противоречиями: с одной стороны — между мощным потоком новой информации и ее слабым отражением в программно-методическом обеспечении образовательного процесса; между традиционным содержанием и методикой обучения и новыми требованиями научно-технического и социально-экономического развития; а с другой стороны — между содержанием современного школьного образования и уровнем знаний, умений и развития учащихся.
Сложившаяся система школьного образования включает значительный объем естественно-научных знаний, формируемых в процессе изучения отдельных учебных дисциплин. Такой подход к изучению природы не позволяет сформировать у учащихся целостное представление об окружающем мире, месте и роли человека в нем, не способствует пониманию глобальных экологических проблем и комплексному подходу к их решению, затрудняет выработку практических умений, необходимых для жизни. Опыт реализации интегрированного курса «Естествознание» оказался недостаточно эффективным, и, несмотря на то, что многие школы страны продолжают его реализацию, проблема по-прежнему осталась нерешенной.
Применение интеграционного подхода в методике обучения биологии сдерживается из-за нерешенности следующих проблем:
• не определены общедидактические и методические подходы к интеграции содержания в рамках цикла естественно-научных дисциплин;
• отсутствует теоретическое обоснование необходимости и возможности интеграции содержания образования по предмету.
Их решение возможно, на наш взгляд, посредством реализации комплексного подхода в школьном биологическом образовании.