Смекни!
smekni.com

Формирование нового экологического мировоззрения на уроке экологии и биологии (стр. 1 из 10)

Костанайский социально – технический университет

имени академикаЗулхарная Алдамжара

Курсовая работа

Тема: Формирование нового экологического мировоззрения на уроке экологии и биологии

г. Костанай 2008


Содержание

Введение. Актуальность проблемы. Цель и задачи работы

І. Литературная справка

1.1 Общее понятие экологической этики

1.2 История экологической этики

1.3 Экологическая этика в религии и народных традициях

ІІ. Материал и методика исследования

2.1 Теория экологической этики. Ценности

2.2 Экологические принципы отношения человека с природой. Экологический идеал

ІІІ. Результаты исследования

3.1 Экологические и биологические экскурсии как метод формирования нового экологического мировоззрения

3.2 Дискуссия как метод формирования нового экологического мировоззрения

3.3 Формирование исследовательского мышления у учащихся

Выводы

Литература

Приложение №1. Исследовательский проект «Зимующие птицы»

Приложение №2. Права природы

Приложение №3. Откуда берутся бездомные животные, исследования на животных. Экологические проблемы животноводства


Введение. Актуальность проблемы. Цель и задачи работы

Под термином «экология» понимают две совершенно разные вещи. Во – первых, экология (ее можно назвать «экологией – 1») – раздел биологии, изучающий надорганизменные биологические системы (популяции, биогеоценозы, биосферу). Во – вторых, «экология» («экология -2») – это огромный комплекс междисциплинарных практических проблем, связанных с сохранением окружающей среды. Экология – 2, разумеется, опирается на экологию – 1, так же как и на физиологию, генетику, химическую технологию, политэкономию и многие другие отрасли знаний. Поэтому в школе разумнее изучать не «экологию», а политэкономию и учиться использовать полученные знания для решения природоохранных проблем.

Что касается самостоятельного курса «Экологии» в средней школе, то совершенно непонятно, кто сможет его преподавать на должном уровне. Ведь для преподавания такого курса, призванного синтезировать всю природоохранную деятельность, требуются поистине энциклопедические знания из самых разных дисциплин.

Использование термина «экология» для обозначения природоохранных проблем вредно тем, что это маскирует очевидный факт: корни кризиса окружающей среды лежат не в природе, а в обществе. Без глубокого изменения общественных отношений в мировом масштабе природоохранные проблемы нерешаемы.

Проблемы охраны окружающей среды требуют пересмотра наших представлений о целях и задачах тех или иных учебных дисциплин и их месте в системе образования. Так, в курсе химии химические производства всегда рассматривались как малоинтересная нагрузка к чисто научному содержанию. Однако сегодня, когда каждый гражданин должен знать, как воздействует на окружающую среду производство тех или иных продуктов, изучение химических производств выходит на первый план.

Необходимо давать ученикам не просто абстрактные понятия о загрязнении окружающей среды, но и конкретные представления, как и чем, воздействует на окружающую среду, например, алюминиевый завод и какие возможные пути снижения такого вредного воздействия имеются в нашем распоряжении. И для этого требуются не только принципиально новые концепции химического образования в школе. Это образование должно быть повернуто, с одной стороны, к химическим технологиям, с другой стороны – к процессам, реально протекающим в живой и неживой природе. По – видимому, третьим (наряду с Периодической системой Д.И. Менделеева и теории строения органических веществ А.М.Бутлерова) логическим стержнем школьного курса химии должна стать концепция химической эволюции Вселенной, разработанная в трудах Ю.А. Жданова.

В общем, я думаю, что проблемы сохранения окружающей среды настоятельно требуют развития школьного образования по политехническому пути. Политехнизация образования – это, по большему счету, не приобретение профессии и не поверхностное знакомство с техникой и технологиями. Это освоение накопленного человечеством опыта решения встававших перед ним проблем. И не только в технике.

Политехнизация образования предполагает совершенно иной стиль изложения материала по многим предметам. Оно должно начинаться не с изложения фактов и формулировки каких-то теоретических положений, а с постановки проблемы. Это, кстати значительно облегчает усвоение сложного материала.


І. Литературная справка

1.1 Общее понятие экологической этики

Экологическую этику можно представить в виде особых, создаваемых человеком сдерживающих моральных клапанов. Они будят совесть человека, мешают ему уничтожать природу, напоминая, что так поступать неправильно.

По подсчетам ученых, человек представляет на Земле только один вид из примерно 4-40 млн. видов живых существ. И поэтому было бы не справедливым думать только о нуждах одного человека, забывая о его соседях на планете.

Экологическая этика учит, что не только к человеку, но и ко всем живым существам, а также к экосистемам и даже, как полагают некоторые экофилософы, участкам неживой природы нужно относиться как к моральному партнеру (субъекту), а не как к вещи.

Другими словами, экологическая этика открывает шлагбаум и включает в человеческое моральное сообщество всех больших и малых наших собратьев — белок, воробьев, китов, бабочек, микробов, а также дикую природу.

Сделать отношения с природой этичными — значит впустить в сферу нашей морали не только «себе подобных», например, высших животных, но и «во многом, а, то и во всем иных»

— растения, реки, горы, звезды и т.п. Растения, реки, горы, звезды — все это самодостаточно, ценно само по себе и само для себя и, следовательно, морально значимо. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в самой природеэтики не существует. То, что волк задрал козу.

— это не хорошо и не плохо. Экологическая этика существует только в моральных отношениях людей к природе, ее предмет — исследование этого морального отношения. Экологическая этика старается сделать так, чтобы живые существа, по возможности, меньше страдали и гибли по вине человека, особенно без серьезного на то морального обоснования. Однако экологическая этика не ставит своей целью уменьшение страданий и смертей живых существ из-за естественных причин.

Экологическая этика направляет природоохранные действия в двух направлениях: 1) люди действуют или избегают действий из соображений и ради блага самой природы, охраняют природу ради нее самой; 2) эти действия совершаются из морального принципа, без каких-либо корыстных интересов человека, а то и ему во вред.

Таким образом, экологическая этика — это учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера (субъекта), равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.

1.2 История экологической этики

Этические взгляды по отношению к природе высказывались в самое разное время в самых разных странах. Будда провозгласил принцип непричинения вреда другим живым существам. Мухаммед защищал животных от жестоких людей. Пифагор и Плутарх говорили о добром отношении к животным. Святой Франциск Ассизский воспринимал животных и растения как своих братьев и сестер. В XYIII и XIX веках в США и Англии появились первые законы о запрете жестокого отношения к животным.

Основателями экологической этики считаются американский эколог Олдо Леопольд (1887-1948) и немецкий врач Альберт Швейцер (1875-1965). В своих классических трудах О.Леопольд («Календарь песчаного графства») и А. Швейцер («Культура и этика») впервые сформулировали идею, что к живым существам и экосистемам нужно относиться не как к вещам, а как к себе подобным. С 1970-х годов экологическая этика как дисциплина стала преподаваться в США, а затем и в Великобритании, Австралии, Канаде, Норвегии, Финляндии и других развитых западных странах. С 1979 г. в США стал издаваться первый в мире экологический журнал «Экологическая этика».

Австралийским философом П. Сингером, американским Т. Риганом и английским экотеологом Э. Линзи в 1970-х — 1980-х годах было сформулировано понятие прав животных, на основе которого вскоре организовалось многомиллионное Движение за освобождение животных. Американец П. Тейлор разработал универсальные экоэтические правила и принципы, а его коллеги Б. Калликот и X. Ролстон III — понятие о ценностях дикой природы.

Параллельно с экологической этикой бурно развивается биоэтика, рассматривающая этические вопросы на грани экологии и медицины.

В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную хартию природы — первый международный документ, утвердивший этический принцип, что всем формам жизни должна быть обеспечена возможность существования.

В Российской империи впервые о гуманном, этическом отношении к животным было сказано в Уставе благочиния Екатерины II, изданном в 1782 г.

«ст. 7. Буде скотина и злодея твоего спотыкнется, подними ее.

ст. 8. Блажен кто и скот милует».

Одним из первых в России экоэтические взгляды стал выражать в середине XIX века поэт Николай Щербина:

...Боюсь раздавить я ногою червя,

Что ползет под травою

Сияньем тепла наслаждаться;

Исполнен вниманьем

До всякой летающей крошки,

И груди сдержав колыханье,

В себя не втяну я дыханьем

В лучах затерявшейся мошки.

Следует отметить И. Тургенева, Ф. Достоевского и особенно Л. Толстого, немало писавших об этическом отношении к природе. А друг последнего, В. Чертков, впервые в России (1890 г.) выступил против любительской охоты, назвав ее «злой забавой» (предисловие к эссе написал Лев Толстой).

В 1899 г. в Санкт-Петербурге вышла книга врача С. Фишера «Человек и животное. Этико-юридический очерк», где впервые в России было заявлено о правах животных. Позже эту идею поддержали известные пионеры охраны природы профессора А.П. Семенов Тянь-Шанский и Г.А. Кожевников, а также Российское общество покровительства животным. А в 1903 г. в Москве вышла книга приват-доцента Московского университета, историка и общественного деятеля П.В. Безобразова, которая так и называлась — «О правах животных».