Исследование сущности и особенностей нравственной культуры подростков невозможно без рассмотрения системы ценностей подростков.
По общему признанию ценностные ориентации представляют собой одну из центральных характеристик личности и тем самым оказывает существенное влияние на все стороны жизнедеятельности. Принято считать, что ценностные ориентации отражают отношение человека к окружающему миру и выступают в качестве способа дифференциации объектов по степени их субъективной значимости [28, с.89].
Психолого – педагогический опыт показывает, что подростковому возрасту принадлежит особая роль в формировании ценностей и ценностных ориентаций, так как формирующиеся у подростков абстрактное мышление открывает перед нами новые возможности [38,с. 98].
По мнению французского психолога Ж. Пиаже, подросток получает способность рассуждать не только о реально существующих предметах и явлениях, но и потенциально возможных, гипотетических. Кроме того, существенно расширяется его социальный опыт, который дает материалы для анализа ценностей и его последующего обобщения.
Следует также отметить, что формирование ценностных ориентаций – это длительный и сложный процесс, происходящий под воздействием непосредственного социального окружения и общих социальных условий. Таким образом, ценностные ориентации отдельной личности представляют собой специфическое сочетание общественных ценностей, которые человек усваивает из общественного сознания.
Также необходимо выделить определенную возрастную динамику в преобладающем влиянии разных источников на ценности подростка.
Младший подросток ориентируется в основном на ценности, предлагаемые группой сверстников. При этом ценности, предлагаемые семьей, отторгаться. В среднем подростковом возрасте преобладающее влияние начинают оказывать ценности общества в целом, транслируемые через средства массовой информации. В это время подросток начинает осваивать культурные ценности своего народа: литературу, музыку, театр и др. Перед старшим подростком стоит проблема самоопределения, поэтому он вынужден не только формировать для себя свои ценности, но и осуществлять их практическую реализацию в собственную жизнь [38,с. 99].
Система ценностей подростка, находящаяся еще в процессе своего становления, является относительно неупорядоченной и неустойчивой.
Для подростков большое значение имеет присвоение культурных ценностей общества в котором он формируется (развивается). Однако этот процесс сопровождается значительными трудностями.
Одна из важнейших причин этого – разрушение так называемого «защитного пояса культуры». По концепции А.И. Ракитова в структуру культуры входят ее «ядро» и «защитный пояс». Первый компонент содержит в себе нормы, эталоны, правила, стандарты, системы ценностей, которые вырабатываются в реальной истории общества: этнические, профессиональные, религиозные. «Ядро» культуры окружено «защитным поясом», который «фильтрует» информацию из других культур, а также адаптирует достаточно неподвижное стабильное культурное ядро к изменениям социально – технологической среды.
За последнее столетие «защитный пояс» был сильно расшатан резкими культурными переменами и, таким образом, «культурное ядро» теряте свою целостность и стабильность [38,с. 100].
Вследствие этому современному подростку достаточно сложно выбирать «материал» для построения собственной ценностной основы. Он оказывается одиноким в своем жизненном пространстве и практически без помощи общества должен выработать свою собственную жизненную концепцию. Поэтому следует еще раз отметить возрастающую роль семьи в формировании ценностной основы у подростков. Однако семья может помочь подросткам выбрать собственную ценностную основу только в том случае, если имеет ее сама.
Какая же ценностная основа должна являться сущностью нравственной культуры современного подростка? По этому вопросу существуют различные точки зрения, рассмотрим некоторые из них. Так, известный американский психолог Маслоу, рассматривая потребность человека в самоценности в качестве высшей потребности называет самоактуализацию, т. е. движение в направлении выражения своих внутренних ресурсов и возможностей.
Выдающийся ученый А.В. Франкл, выделяет ценности творчества, отношения и переживания, которые реализуются через умение человека внести творческое начало в любую деятельность, которой он занимается.
Ценности переживания, согласно В. Франклу, реализуются в умении воспринимать красоту окружающего мира, природу, музыку и т.п., ощущать свое единство с ними.
Наиболее сложными для понимания являются ценности отношения, т.е. отношение человека к тем аспектам своей судьбы, которые хотелось бы, но невозможно изменить.
Очень важно, чтобы в подростковом возрасте сформировались в той или иной форме духовные ценности и соответственно духовные потребности. Необходимо, чтобы подросток ясно осознавал многообразие исходов человеческой жизни, реализуемых в соответствии с тем или другим человеческим сценарием.
Таким образом, все вышесказанное выражает лишь желаемые ценности у современных подростков. Однако, каковы они у современных подростков?
Условно выделяют несколько групп ценностей:
· Жизнь. Здоровье. Природа;
· Любовь и семья;
· Эротика. Секс;
· Образование и культура;
· Труд. Карьера. Собственность;
· Идеология.
Рассмотрим приоритет группы ценностей, условно названных Жизнь. Здоровье. Природа. Опросы показывают, что по понятным причинам они всегда опережают все прочие. Вместе с тем бедность, рост преступности, сокращение продолжительность жизни, плохое медицинское обслуживание, рост потребления алкоголя и наркотиков, упадок физической культуры и спорта показывают реальное понижение ценностей жизни и здоровья.
И в группе ценностей Любовь и семья. Эротика. Секс положение противоречиво. Согласно опросам, крепкая, дружная, основанная на любви семья по-прежнему ценится. Но влияние средств массовой информации сделало половую мораль весьма свободной, и мы сейчас находимся на последнем этапе давно пройденной Западом сексуальной революции.
В группе ценностей Образование и культура. Досуг отмечается повышение ценности образования по сравнению с ее резким падением в начале и середине 1990-х годов. Но экономические проблемы заставляют реже думать об учебе, чем о деньгах (при условии, разумеется, что совместить то и другое не удается).
Как положительный момент можно отметить только появление весьма доступных видов дополнительного образования, которые смыкаются с досугом.
Структура досуга стала сейчас существенно иной, чем она была в советские и даже в первые постсоветские годы. Эти изменения шли параллельно и в том же направлении, что и в области культуры. Понизилась ценность литературы, акцент в чтении сместился с классики в пользу легкого, развлекательного «чтива» с преобладанием детективов, «бытовухи» с обилием насилия, секса и ненормативной лексики. У большинства обеспеченных подростков, все больше возрастает тяга к азартным игра и посещению разного рода кафе, малодоступных для большинства детей.
В ценностной группе Труд. Карьера. Собственность произошли, конечно, самые кардинальные изменения. Различными средствами и небезуспешно пропагандируется культ богатства с соответствующим рузультатом: согласно опросам, растет число подростков, которые ради денег готовы на все, поскольку «все продается и все покупается». Как уже отмечалось, основной характеристикой привлекательного труда являются деньги.
Положительным в указанной группе ценностей является то, что растет число детей, планирующих свое будущее.
Идеология – последняя группа ценностей. Под идеологией мы будем понимать набор ценностей, разделяемых обществом или достаточно большими группами людей. Основное изменение в идеологическом плане – принятие рыночных ценностей уже достаточно многими (прежде всего молодыми) людьми. Принятие этих ценностей без и до создания адекватной цивилизованной рыночной среды.
В идеологической сфере громко заявили о себе проблемы межнациональных отношений, а осознание своей этнической принадлежности стало пониматься как ценность особого рода.
Обратимся к исследованию М.Е. Миновой педагога СШ №10 г.Минска, которая путем анкетирования и опросов среди подростков определила следующий результат: у многих подростков (от 3,5% до 76,5%) ориентационные ценности характеризуются низким уровнем развития. Многие из них ребята оценивают как «идеальные», и в реальной жизни они могут быть значимыми. Подростки не осознают важность таких нравственных качеств личности, как доброта, милосердие, ответственность, справедливость, способность к сопереживанию, уважение человеческого достоинсва. Это отражается на их взаимоотношениях с окружающими людьми, желаниях и стремлениях [17,c.61].
Оказалось, что среди основных ценностей первостепенное значение придается здоровью, наличию друзей, любви, уверенности в себе. А среди второстепенных они выделяют творчество, возможность приобщения к красоте природы и искусства, счастье и благополучие других.
Таким образом, в полученном результате исследования просматривается стойкая направленность на себя, на собственное благополучие. В современных условиях развития общества сегодняшние старшеклассники рассчитывают, в основном, только на себя и заботятся прежде всего о личном благополучии. Следовательно, молодые люди, вступая в самостоятельную жизнь, имеют размытую ценностную основу, что и подтверждает их низкий уровень нравственной культуры.
Подводя итог проделанной работы по выявлению сущности и особенностей нравственной культуры подростков нами были сделаны следующие выводы: актуальность проблемы, которая показывает низкий уровень сформированности нравственной культуры, остается очень важной как в историческом прошлом, так и в современном обществе. Подрастающее поколение является той движущей силой, которая способна влиять на развитие общества. Поэтому необходимо создание определенных социокультурных условий, которые позволят обеспечить процесс обретения учащимися нравственной культуры. При этом обязательным является владение педагогами и родителями основными психофизиологическими особенностями подростков и только в этом случаи они смогут оказать помощь при формировании нравственной культуры. Огромное значение принадлежит системе нравственной ценностей, которая сегодня доминирует в подростковой среде. Проведенные исследования показали низкий уровень сформированности нравственной культуры подростков и различную ценностную основу [5,c.12].