Занятия проходили в доверительной обстановке и спокойной атмосфере, где мы стремились к тому, чтобы все дети проявляли себя. В группе ребята рисовали охотно и свободно. Свои работы выполняли увлеченно, непринужденно и ответственно. Необходимо отметить, что при сопоставлении работ формирующего и констатирующего экспериментов видно полную динамику.
2.3. Проверка эффективности разработанной методики формирования в рисунках детей 6-7 лет орнаментального образа на материале Вологодского кружева.
Завершив намеченный план работы, был проведен контрольный эксперимент.
Цель- выявление результатов проведенной работы по формированию орнаментального образа в рисунках детей на материале Вологодского кружевного промысла.
Задачи:
1. Закрепить особенности изображения орнаментального образа Вологодского кружева;
2. Побуждать эмоциональные чувства, удовольствие и радость.
Дети из экспериментальной группы использовали те знания и практический опыт, которые они получили на занятиях в формирующем эксперименте. Результаты представлены в таблице № 3 и № 4.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Знания о текстильных промыслах народного декоративно-прикладного искусства | знания об особенностях орнаментального образа различных текстильных промыслов | Умение рисовать орнаментальные образы в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы | умения украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла | Средняя оценка в баллах | Общий уровень | ||||
Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | ||||
1 | Настя П. | 3 | В | 2 | С | 3 | В | 3 | В | 2,75 | В |
2 | Вова М. | 3 | В | 3 | В | 2 | С | 2 | С | 2,5 | С |
3 | Лиза Т. | 3 | В | 3 | В | 3 | В | 3 | В | 3 | В |
4 | Женя Т. | 2 | С | 2 | С | 3 | В | 3 | В | 2,5 | В |
5 | Настя Т. | 2 | С | 2 | С | 3 | В | 3 | В | 2,5 | В |
Средний рез. | 2,6 | В | 2,4 | С | 2,8 | В | 2,8 | В | 2,65 | В |
Таблица 3 Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе.
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Знания о текстильных промыслах народного декоративно-прикладного искусства | знания об особенностях орнаментального образа различных текстильных промыслов | Умение рисовать орнаментальные образы в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы | умения украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла | Средняя оценка в баллах | Общий уровень | ||||
Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | ||||
1 | Настя Ш. | 2 | С | 2 | С | 1 | НС | 1 | НС | 1,5 | С |
2 | Максим П. | 2 | С | 1 | НС | 2 | С | 1 | НС | 1,5 | С |
3 | Саша Р. | 2 | С | 1 | НС | 2 | С | 2 | С | 1,75 | С |
4 | Катя К. | 2 | С | 2 | С | 2 | С | 2 | С | 2,0 | С |
5 | Коля О. | 2 | С | 1 | НС | 2 | С | 2 | С | 1,75 | С |
Средний рез. | 2 | С | 1,4 | НС | 1,8 | С | 1,6 | С | 1,7 | С |
Таблица 4 Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе.
Проанализировав работу контрольного эксперимента можно сделать следующие выводы:
· У детей контрольной группы отличительные успехи незначительные. Такие результаты говорят о том, что формирование орнаментального образа у детей данной группы проводится без определенной системы занятия с детьми разного уровня развития. Работы детей не смогли достичь высшего уровня, вследствие недостаточного усвоения основ формирования орнаментального образа.
· У детей экспериментальной группы заметно расширились знания. Женя Т. Активно принимал участие на занятиях. Упрочнил свои знания об народных текстильных промыслах. Умело соблюдал композиционное и ритмическое распределение орнамента в рисунках и предложенных силуэтах изделий Вологодского кружева.(- Сделаю такую же скатерть, как у моей бабушки.- сказал мальчик при предложении воспитателя украсить прямоугольник орнаментом. – А какая у бабушки скатерть?- Как паутинка, легкая и воздушная- обобщил Женя). У Лизы Т. успехи значительнее, она стала активнее на занятиях, использовала полученные знания и умения, творчески подошла к работе, правильно использовала ритм и симметрию в построении орнаментов и узоров. Настя П. стала проявлять устойчивый интерес к народному текстильному промыслу, а именно к Вологодскому кружеву (« Оно похоже на волшебные снежинки…»). Умело выделяет характерные особенности орнамента русской вышивки и Вологодского кружева (« - Орнамент вышивки разноцветный, а кружева только белые или черные, редко когда цветные» - констатировала девочка. « Кружево, как волшебство, как фата у невесты, красивое…»). Самостоятельно осуществляет перенос имеющихся знаний и навыков с целью совершенствования изображения орнамента Вологодского кружева. У Насти Т. так же возрос интерес к народным текстильным промыслам, к предметам Вологодского кружева. (При рассмотрении иллюстраций изделий Вологодского кружева девочка увидела кружевную игрушку собачку:– Она, как живая. Как мой белый пудель Тоша. Такая же веселая и белоснежная. Я когда вырасту, то же сделаю такую. -Девочка нарисовала собачку и украсила её почти таким же орнаментом.) Девочка научилась выполнять узоры на треугольнике, квадрате и круге. Умеет украшать предметы с помощью орнаментов и узоров, используя ритм и симметрию. Вова М. знает и правильно называет виды народных текстильных промыслов («- Вязание – это бабушка вяжет варежки, носки спицами и крючком. Вышивка – это мы в старшей группе делали подарок на 8-е марта маме, на тряпочке и пяльцах, я вышил солнышко и слово мама. Кружево – это у мамы воротничок на платье, как паутина тоненькое.» - сделал для себя вывод мальчик), находит отличительные особенности одного вида от другого.
Динамика формирования орнаментального образа детей в экспериментальной и контрольных группах представлена в рис. 2,3.
Рис.2 Динамика формирования орнаментального образа детей в экспериментальной группе (на материале констатирующего и контрольных экспериментов).
Условные обозначения:
Номер в диаграмме | Имя и фамилия ребенка по цвету, соответствующему в диаграмме. |
1 | Настя П. |
2 | Вова М. |
3 | Лиза Т. |
4 | Женя Т. |
5 | Настя Т. |
Рис.4 Динамика формирования орнаментального образа детей в контрольной группе (на материале констатирующего и контрольных экспериментов).
Условные обозначения.
Номер в диаграмме | Имя и фамилия ребенка по цвету, соответствующему в диаграмме. |
1 | Настя Ш. |
2 | Максим П. |
3 | Саша Р. |
4 | Катя К. |
5 | Коля О. |
Все дети в процессе занятий по изобразительной деятельности рисуют самостоятельно, ни прибегая к помощи взрослого.
Таким образом, эффективность проделанной работы подтверждена следующими результатами (таблица 5 и 6)
Фамилия, имя ребенка | Средний результат констатирующего эксперимента | Средний результат контрольного эксперимента | Качественный уровень |
Настя П. | 1,5 | 2,75 | 1,5 |
Вова М. | 1,25 | 2,5 | 1,25 |
Лиза Т. | 1,5 | 3 | 1,5 |
Женя Т. | 1 | 2,5 | 1,5 |
Настя Т. | 1,5 | 2,5 | 1,0 |
Средний результат | 1,35 | 2,65 | 1,3 |
Таблица 5 Сравнительная таблица результатов данных констатирующего и контрольного экспериментов в экспериментальной группе (в баллах).
Фамилия, имя ребенка | Средний результат констатирующего эксперимента | Средний результат контрольного эксперимента | Качественный уровень |
Настя Ш. | 1,75 | 1,5 | - 0,25 |
Максим П. | 1,5 | 1,5 | 0 |
Саша Р. | 1,5 | 1,75 | 0,25 |
Катя К. | 1,75 | 2,0 | 0,25 |
Коля О. | 1,5 | 1,75 | 0,25 |
Средний результат | 1,6 | 1,7 | 0,1 |
Таблица 6 Сравнительная таблица результатов данных констатирующего и контрольного экспериментов в экспериментальной группе (в баллах).
Рис. 4 Сравнительные показатели констатирующего и контрольного этапов эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.
Как видно качественный уровень в экспериментальной группе составил 1,3 балла, а в контрольной 0,1 балл, что подтверждает эффективность и результативность проделанной работы.
Заключение
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
1. Изучив теоретические исследования по проблеме формирования орнаментального образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста, анализируя результаты проведенного эксперимента, можно с уверенностью говорить о необходимости ознакомления детей с народными текстильными промыслами, которые способствуют формированию орнаментального образа в рисунках старших дошкольников.