Смекни!
smekni.com

Формирование у младших школьников историко – обществоведческих знаний (стр. 7 из 8)

Представьте, ребята, что к нам сейчас на космическом корабле прилетит ... слонопотам... Что видите на лицах своих одноклассников? Радость, удивление, настороженность? Нарисуйте рот и глаза удивленного человека во втором кружочке.

Озвучьте свое изображение, покажите движениями рук.

Не будем лишний раз расстраивать друг друга, и плохих известий не буду я вам сообщать. Вспомните и нарисуйте лицо плачущего, расстроенного человека.

Озвучьте свое изображение, покажите движениями рук.

Так, что же людям помогает узнать, что происходит с другим человеком, если он сам не рассказывает о своих переживаниях?

Рисуют “мордашки” с выражением разных эмоций

Наблюдения за восприятием детьми и подростками художественных произведений показывают, какие значительные переживания могут воз­никать у них в связи с чтением произведений художественной литерату­ры, слушанием музыки и т.д. Задача воспитания чувств заключается не только в том, чтобы появилось новое содержательное переживание. Такое переживание представляет собой существенное, но лишь первое звено в формировании эмоционального мира человека.

Приведем пример эвристической беседы с опорой на отрывок из ху­дожественной литературы:

Учитель с чувством читает отрывок из повести Горбачева А. «Чудес­ный доктор» о первой сестре милосердия - Даше Севастопольской:

« Ей было семнадцать лет, когда интервенты высадились в Крыму. Даша распродала свое небогатое имущество, купила на эти деньги лоша­денку с бричкой, настирала всякого тряпья для перевозок, и поехала вслед за армией к реке Алме...До позднего вечера девушка перевязывала ране­ных. Над ее головой свистели ядра, то тут, то там с грохотом взрывались картечные гранаты и лопались бомбы... Как завороженная, перевязывала она среди огня и грохота канонады раненых солдат и офицеров...» Вы­держав паузу, учитель обращается к ученикам с вопросами: Что вы чувст­вовали, слушая рассказ? Почему Даша приняла такое решение? Что восхищает в поступке девушки? и.т.д. В ходе беседы детей можно подвести к пониманию того, что ценность поступка Даши в проявлении высших чувств во имя главной ценности - человеческой жизни. Таким образом, беседа выстраивается по принципу: «от явления жизни - к закономерно­сти - закономерность как норма жизни». Проявление милосердия по от­ношению к другому человеку должно утвердиться в качестве ценности, стать «нормой жизни», условием счастливой и достойной Жизни человека.

Одним из важных условий успешности воздействия педагога, П.М.Якобсон выделяет верный тон, правильную экспрессия, отчетливо выявляющееся отношение учителя к излагаемым фактам, экспрессию, ко­торая «дойдет» до каждого ученика, «заразит» его.

При работе с картиной, отражающей различные исторические собы­тия или явления, создать эмоциональную ситуацию на уроке можно с по­мощью приема персонификации.

Например, (при изучении Отечественной войны 1812 года) рассмат­ривая картину А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях», детям предлага­ется рассказать событие от имени офицера Н.Н. Раевского, или адъютанта П.С. Кайсарова, или от имени самого М.И. Кутузова. Такой прием позво­ляет младшему школьнику пережить чувства, состояния героев, понять их поступки, прикоснуться к ценностям той эпохи. Воображаемый диалог, который может происходить между героями изображенными на картине, известен как прием драматизации. Персонажи картины становятся как бы действующими лицами маленького спектакля; слова за них придумывают сами учащиеся. Для «оживления» на уроке истории необходимо подби­рать доступные пониманию младшего школьника сюжеты картин, точно и колоритно отображающие изучаемую эпоху, события. Например, Б.М. Кустодиев - «Школа Московской Руси», A.M. Васнецов - «Новгородский торг», В.И. Лебедев - «Продажа крепостных крестьян», Е.Е. Лансере -«Полтавская победа», Е.В. Ванюков - «Штурм Измаила» и другие. Ис­пользование описанных приемов в работе с произведениями живописи на уроке истории, способствует не только формированию у учащихся уме­ний анализировать изобразительный ряд, критично воспринимать уви­денное, извлекать информацию из сюжета картины, но и решению воспи­тательных задач.

В ролевых играх участники на основе жизненных или художествен­ных впечатлений, самостоятельно или с помощью организаторов, творче­ски воспроизводят социальные отношения или материальные объекты. Игры вносят творческий характер.

Таким образом, продуманная и организованная педагогом ролевая игра на основе изучаемого историко-обществоведческого материала, поможет создать ситуацию эмоционального переживания, способствующую переводу общественных ценностей во внутренний план личности.

В исследовании Махлаха Е.С. замечено, что «для развертывания ро­левой игры необходимо, чтобы дети не только хорошо знали ту область действительности, которая составляет сюжет игры, но чтобы у них было также и определенное отношение к этой области и к характерам тех лю­дей, которых они должны изображать в игре, сопереживание с героями и проникновение в их ценности». [18] Поэтому нужен эмоционально насыщенный, методически грамотный урок с привлечением наглядных и техниче­ских средств обучения. Чем выше уровень интеллектуального развития учащихся, тем более интересны для них ролевые игры. Чтобы участвовать в ролевой игре, учащиеся должны достаточно глубоко владеть знаниями по той или иной теме. Ролевой игре предшествует предварительная под­готовка, несущая большую дидактическую нагрузку. Она включает само­стоятельный поиск и восприятие информации, ее творческую переработку в соответствии с условиями ролевой игры.

Обобщая сказанное, отметим особенности организации ролевых игр на уроках в изучении историко-обществоведческого материала:

1) использование в играх образного и событийного исторического материала;

2) предварительная подготовка к игре, обеспечивающая глубокие знания школьников по темам курса;

3) проявление в игре трех уровней познавательной деятельности (воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый);

4) продолжительность но времени - урок, иногда сдвоенный урок;

5) нечастое применение (3-4 сюжетно-ролевые игры в течение учеб­ного года);

6) сюжетом ролевой игры, организованной на уроке могут быть изу­ченные исторические события или явления, деятельность исторических персоналий.

Игра «Встреча во времени». Может быть организована после изу­чения эпохи, периода правления, крупного события в истории. Класс де­лится на группы и каждая из которых представляет собой определенные слои населения, социальные группы, современников обсуждаемого исто­рического деятеля. Они получили возможность встретиться с потомками, путешествующими на «корабле времени» и рассказать им о своей эпохе. Задача группы «путешественников» - отрезюмировать: что было важным, значимым для людей того времени, какой заметный положительный след в истории оставила обсуждаемая личность.

Например, «встреча во времени» с современниками Петра I. Класс делится на пять групп: (задания для каждой группы можно сообщить предварительно)

1-я группа - путешественники во времени.

Задание: подготовить краткую общую характеристику об эпохе Пет­ра, опираясь на высказывания историков(1-2), а также вопросы к совре­менникам Петра I.

2-я группа - представители Сената.

Задание: подготовить рассказ об основных событиях, делах Петра I, изменениях в управлении страны, расходах государства.

3-я группа - дворянские дети.

Задание: рассказать о новшествах в положении дворянства, их обуче­нии, требованиях царя.

4 -я группа - рекруты-участники Северной войны.

Задание: сообщить об особенностях жизни рекрутов, об участии в Полтавской баталии, в морских сражениях.

5 - группа - крестьяне.

Задание: рассказать о положении крестьян, строительстве города Санкт-Петербурга, об участии в башкирских, восстаниях 1711 года.

Реконструкция прошлого в данной игре позволяет не только развить у учащихся историческое воображение, но и осмыслить содержание ценностей

Жизнь, Человек, Общество, Знания, Любовь к Родине в контексте того вре­мени, сформировать отношение к ним посредством «вживания» в образы.

Прием «ассоциации» целесообразно использовать как на обобщаю­щих уроках, так и иа каждом уроке для рефлексии изучаемого материала.

Учитель называет событие, обсуждаемое на уроке, или исторического деятеля, о котором шла речь. Учащиеся должны подобрать к нему из предложенного набора ценностей (на доске или на экране слова Жизнь, Человек, Права человека, Свобода, Любовь к Родине, Знание, Мир на Земле и др.) одну, с которой ассоциируется данное событие или личность, и обосновать свой выбор. Например, при изучении Киевской Руси, учи­тель указывает на Ярослава Мудрого. Ученики называют слово(ценность) из набора, с которой он ассоциируется. Ярослав Мудрый может ассоции­роваться с ценностью Знания, тогда, как правило дети объясняют, что именно он открыл на Руси до 300 учебных заведений. Другие могут на­звать ценность Права человека или Порядка., обосновывая это созданием первого свода законов «Правды Ярослава» и т.д.

Для успешного выполнения этого задания, дети должны иметь хорошие знания по рассматриваемому материалу. Набор предлагаемых ценностей рассмотрен нами в предыдущей главе. Однако, учитель, вводя на первых уроках понятие «ценность» (то, что значимо для достойной и счастливой жизни человека), в дальнейшем может дополнять список ценностей-условий. Можно предложить учащимся самостоятельно порассуждать: име­ет ли то или иное понятие ранг ценности. Например, законы. Какими они должны быть? Демократия? Свобода? Религия? Терпимость к другим? Лю­бовь? и т.д. И, наоборот, с точки зрения ценности Жизни, Человека, значимо ли то или иное изучаемое событие, поступки людей и почему?