Известно, что подростковый и юношеский возрасты – это период высокой сензитивности к формированию мировоззрения и целостной картины мира, в которой ценностные ориентации выступают как психологические новообразования. Самоопределение и осуществление жизненных выборов в профессиональной и идеологической сферах основаны на ориентировке юных людей в системе ценностей, отражающих важнейшие приоритеты жизнедеятельности человека [18].
В юношеском возрасте возникает ярко выраженная тенденция к самоутверждению своей личности. В этом, как утверждает В.А. Крутецкий, проявляется специфическая трансформация чувства взрослости у старших школьников, по сравнению с подростками. У юношей возникает потребность не просто чисто внешне походить на взрослого, а быть признанным, выделенным из общей массы сверстников и взрослых. Все нормы и ценности черпаются юношами из культуры взрослого общества. Усвоение ценностей взрослых способствует достижению определенной внутренней и внешней независимости, утверждению своего «Я» и формированию личностных смыслов [28].
В отечественной психологии понятие смысла наиболее полно освещено в трудах А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. При этом взгляды отечественных психологов на систему личностных смыслов, как и представления о системе ценностей человека, часто перекликаются с идеями представителей экзистенциально-гуманистического направления.
Личностный смысл принято определять как индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которой развёртывается её деятельность, осознаваемое как «значение – для - меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные роли, ценности и идеалы. Еще В. Франкл указывал, что основная задача образования состоит не в том, чтобы довольствоваться передачей традиций и знаний, а в том, совершенствовать способность, которая позволяет человеку находить уникальные смыслы [38].
Выделяется ряд составляющих смысловых систем:
а) побуждающие человека к деятельности смыслообразующие мотивы;
б) реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретшей для него субъективную ценность (значимость);
в) выражающие личностный смысл смысловые установки;
г) регулируемые смысловыми установками поступки и действия личности.
Поскольку смыслам свойственно изменяться, расширяться, необходимо иметь ясное представление о динамике их образования. Эта проблема нашла свое подробное рассмотрение в трудах Д.А. Леонтьева. Он выделил три разновидности смыслодинамических процессов: смыслообразование, смыслоосознание и смыслостроительство [33].
На первоначальном этапе обучения в колледже, студенты достаточно часто не представляют себе смысла и ценности педагогической профессии. Получение образования они чаще всего связывают с наличием диплома, расширением знаний по определенным дисциплинам, встречаются и те, кто овладение педагогической специальностью вообще не соотносят с будущей профессиональной деятельностью. У такого контингента профессиональные смыслы либо отсутствуют, либо носят узко направленный характер. Поэтом, подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности должна включать в себя целенаправленную работу по построению у них иерархии профессиональных смыслов [4].
В контексте исследуемой проблемы, личностный смысл профессиональной деятельности следует рассматривать как субъективный феномен представляющий собой особый уровень развития ценностной позиции личности студента к деятельности и ее ценностного отношения к ней. Личностный смысл как сущностная составляющая ценностного отношения к педагогической деятельности формируется у будущих учителей в процессе качественного освоения базового содержания педагогического образования и развивается в процессе освоения вариативного содержания педагогического образования (семинары, спецкурсы, тренинги и др.).
В формировании ценностно-смысловых ориентаций исключительно важную роль играют эмоции. Как отмечает венгерский философ П. Хайду, "... в отсутствии эмоциональной оценки и переживания знания, индивиды будут принимать позитивные ценности только на словах, на вербальном уровне" [41, с 86]. По мнению Б.И. Додонова, ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания, т.е. положительной оценки - рациональной или эмоциональной.
Таким образом, только эмоционально принятые явления и активное, деятельное отношение к ним индивида создают условия для интериоризации ценностей.
В процессе интериоризации ценностей наряду с умственными и эмоциональными факторами необходимы и волевые компоненты. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Процесс познания ценности, ее принятие и включение в личную систему ценностей предполагает наличие волевого акта.Р.С. Немов характеризует включение воли в управление деятельностью человека как активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели в начале.
Усвоение ценностей происходит также в процессе идентификации.В.Г. Леонтьев отмечает, что базовым компонентом механизма идентификации является переживание значимых для человека ценностей, и развитие личности происходит через специфическое подражательное усвоение личностных смыслов.
Необходимо отличать идентификацию от подражания, поскольку это более тонкий процесс восприятия общих образцов мышления и поведения. Как отмечают американские психологи П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган и А. Хьюстон, идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, "роль" которого субъект принимает, ставя себя на его место.
Идентификация - это процесс отождествления субъектом себя с другим индивидом или группой, на основании установившейся эмоциональной связи и включение в свой внутренний мир, и принятие как собственных норм и ценностей окружающих.
Сложным механизмом процесса принятия и освоения ценностей является также интернализация. Интернализация - сложный процесс, предполагающий сознательное и активное восприятие окружающего мира, а также активное воспроизводство принятых норм и ценностей в своей деятельности. Кроме того, интернализация предполагает принятие на себя ответственности, интерпретацию значимых событий как результат своей собственной деятельности.
По мнению Я. Гудачека, пропуск некоторых этапов приводит к редуцированию интернализации и, как следствие, к механическому принятию чужих образцов и стереотипов поведения. Это может породить обратную интернализацию, т.е. замену ценностей предметами потребностей, деградацию ценностей до чисто внешнего импульса к действию [41].
Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности тесно связано с формированием ценностных ориентаций у будущих учителей. Н.А. Асташова выделяет следующие этапы формирования и становления ценностных ориентаций студентов:
Предъявление ценностей может осуществляться как в специально созданных условиях взаимодействия, так и в повседневном общении. Основной путь предъявления ценностей – каждодневная образовательная деятельность в условиях аудиторных и внеаудиторных занятий, в рамках взаимодействия "педагог-студент" во всевозможных проявлениях и сочетаниях. При этом следует отметить, что главным лицом, предъявляющим ценности образования и человеческих отношений, может быть педагог, внутренний мир которого, профессиональная культура, компетентность пронизаны ценностным духом и выступают образцами деятельности в профессиональной сфере.
Осознание ценностей начинается сразу после их предъявления и осуществляется постепенно, включая в себя постижение содержания ценностных ориентаций, способов осуществления действий на их основе и возможных результатов. Таким образом, формируется осознанное побуждение, стимул, вызывающий необходимые проявления личности, развитие профессионально значимых качеств, являющихся стержневыми для педагогической деятельности. Ценностные ориентации уже на этом этапе приобретают свойство осознанности и направляющую функцию при выборе приоритетов деятельности. Но для того, чтобы ценностные ориентации стали мощной побуждающей силой, они должны быть внутренне приняты субъектом.
Принятие осознанной ценностной ориентации осуществляется в условиях ее идентификации с ценностно-смысловыми образованиями личности, в процессе соотнесения ценностных ориентаций с иерархией субъективно значимых личностных ценностей. Очень важным на этом этапе является процесс включения ценностной ориентации в структуру значимых отношений человека. В этом случае ценностная ориентация приобретает смыслообразующую функцию и является серьезным основанием для организации деятельности (в том числе и профессиональной).
На этапе реализации ценностные ориентации уже обладают свойствами побуждения, осмысленности, осознанности, и вполне закономерно проявление такого свойства, как действенность. В рамках этого этапа ценностная ориентация должна отразить такие свои функциональные особенности, как насыщенность гуманистическим потенциалом, удовлетворение личностных (профессиональных) интересов.
Особое внимание должно уделяться закреплению ценностных ориентаций. Для того чтобы ценностная ориентация стала свойством личности, человек должен многократно осмыслить сущность ценностной ориентации, постоянно, вариативно реализовывать ее в деятельности и поведении. Возвращение к ценностной ориентации в различных жизненных и профессиональных ситуациях дает возможность простимулировать ее способность актуализироваться в сложившихся социокультурных условиях.