Следствием недиференційованості восприятия является отсутствие анализа, сравнения. Память детей с тяжелой умственной отсталостью отличается очень малым объемом и значительными искажениями при воссоздании.
Мышление детей с тяжелой умственной отсталостью является конкретным, хаотическим и бессистемным. Иногда такие дети могут осуществить элементарное обобщение, например, благодаря специальной учебе объединить реальные предметы в группы (мебель, одежда, животные). Оперировать абстрактными понятиями, передать содержание даже самой простой сюжетной картинки они не могут. Некоторые из них овладевают порядковым счетом предметов. Под воздействием учебы у них могут появиться не связанные между собой воображений¬лення, их рассуждения являются обедненными и несамостоятельными.
Экспрессивное вещание при выразительной имбецильности или не формируется вообще, или существуют на уровне бессодержательных ехолалічних повторений, отдельных слов с нарушенной структурой и коротких аграматичних предложений. Подобные высказывания бывает трудно понять еще и через грубые нарушения звуковимови. Однако такие деть часто вместо вещания пользуются жестами. Они понимают свернутое вещание, ориентируясь в основном на интонацию, в ситуациях, связанных с удовольствием основных потребностей.
Типичными чертами личности детей с тяжелой умственной отсталостью являются отсутствие побуждений или хаотическое стремление ко всем окружающим раздражителям, которые привлекают внимание, тенденция к наследованию и воссозданию старых заученных штампов. Эмоциональные реакции являются однообразными, окоченевшими и недиференційо-ваними.
При легкой имбецильности (умеренная умственная отсталость) локомоторные функции развиваются очень медленно. Моторика характеризуется неловкостью, недиференційованістю. Деть с легкой имбецильностью не могут производить действия, которые требуют точности, произвольной регуляции, координированной движений, особенно мелких.
Вещание таких детей аграматичне, обедненное. Словарный запас очень ограничен, в нем нет обобщающих и абстрактных сроков. Предложение простые нераспространены, неправильно построенные. Обращенные к ним инструкции понимают лишь в конкретных ситуациях. Содержание простой сказки или рассказа могут осознать лишь с опорой на наглядность. Сложные грамматические конструкции не понимают вообще.
Внимание непроизвольное, зависит от физических характеристик объектов и внешней мотивации. Стойкость внимания уже измеряется не секундами как при идиотии, а несколькими минутами. В процессе восприятия не оказывается активность, необходимая для получения специфической для определенного предмета информации. Из-за этого ребенок не может выделить деталь, увидеть отличие между предметами. Перцептивная деятельность характеризуется хаотичностью. Объем памяти существенно сужен. При воссоздании заученного часто имеющееся искажение.
К подростковому возрасту память, особенно долговременная, несколько совершенствуется.
У детей с легкой имбецильностью можно развить примитивное наглядно-действенное и образное мышление, которое однако характеризуется конкретностью, нехваткой последовательности, гибкостью. Образование абстрактных понятий есть очень ограниченным найелементарнішими ситуативными обобщениями. Детей можно научить группировать одежду, животных, растений и тому подобное. Они не умеют определять подобие, а отличия замечают лишь на конкретных предметах.
Дети-имбецилы являются очень уязвимыми. их эмоции характеризуются полярностью, реактивностью и лабильностью. Относительная сохраненность их аффективной жизни оказывается в чувствительности к оценке другими людьми. Собственная самооценка у них является неадекватно завышенной: себя они считают наилучшим.
Имбецилы так же, как и идиоты, склонные к "полевому поведению", однако у них уже достаточно часто оказываются и другие формы активности, например, импульсивные акты, которые осуществляются под воздействием непосредственных потребностей индивида и не предусматривают сознательной постановки цели, планирования, анализа средств и возможных последствий. Такие дети могут выполнять простые задания под непосредственным контролем педагога, а также реализовывать автоматизированные навыки.
У детей с легкой имбецильностью можно воспитать навыки самообслуживания. Некоторые из них благодаря длительной специальной учебе оказываются способными овладеть элементами грамоты и счетом в пределах 10-20. С большими трудностями усвоенные знания используются механически. Благодаря учебе путем многократного показа способу выполнения задания с постепенным его осложнением удается подготовить подростков к труду.
Независимое проживание лиц с такой степенью интеллектуальной недостаточности является невозможным. Однако они могут быть физически активными, устанавливать контакты, участвовать в элементарных социальных занятиях, организованных воспитателями. Во взрослом возрасте они способны к простой практической работе под надзором, поддаются руководству.
Деть с умственной отсталостью в степени имбецильности подлежат распределению к домам инвалидов и заведениям социального обеспечения, где за ними присматривают, формируют навыки самообслуживания, а также за возможности учат элементам грамоты.
Дебильность (легкая умственная отсталость) - найлегший степень умственной отсталости, которая возникает в результате этаж невого повреждения коры головного мозга. Наблюдается определенное отставание в развитии локомоторных функций, которое в школьном возрасте может быть выявленным лишь с помощью специального обследования. У таких детей сравнительно хорошо развито бытовое вещание. их можно научить правильно произносить слова, строить предложение, употреблять обобщающие и абстрактные сроки.
Благодаря специальной учебе они овладевают письменным вещанием: учатся читать и писать. Хоть на письме они допускают большое количество грамматических, стилистических и логических ошибок. Трудности понимания обращенного к ним вещания у дебилов можно заметить тогда, когда собеседник употребляет сложные логико-грамматические конструкции, слова и выражения с переносным смыслом. Объем запоминания является суженным. Ограничивает возможности памяти также неумение пользоваться приемами мнемотехники, подчинять память мышлению.
У дебилов можно развить произвольное внимание, которое, впрочем, будет уступать по своим свойствам вниманию ребенка с нормальным психофизическим развитием. В условиях специальной учебы у них формируется наглядно-образное и элементарное вербально-логическое мышление.
Дети-дебилы способны к целеустремленным видам деятельности, могут предусматривать последствия своей активности, если сделать их предметом осознание. Однако достаточно часто под воздействием неотложных потребностей они оказываются склонными к импульсивным необдуманным поступкам. Эмоционально-волевая сфера у детей-дебилов первично сохранена. Поэтому они в доступных их пониманию ситуациях действуют адекватно. Однако характерной при дебильности является незрелость, инфантильность эмоций, слабость воли, сниженная возможность прикладывать волевые усилия.
Деть с умственной отсталостью в степени дебильности могут учиться по программе специальной вспомогательной школы, которая базируется на программе начальной массовой школы, к которой добавляется упрощенное изучение истории, географии, биологии, бытовой химии и физики. Особенное место в школьном образовании умственно отсталых детей занимает трудовая учеба, социально-бытовая ориентация.