Смекни!
smekni.com

Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания (стр. 1 из 2)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Тамбовский Государственный Университет имени Г.Р. Державина

Институт педагогики и социальной работы

Кафедра общей педагогики и образовательных технологий

Конспект статьи

по курсу Педагогика

Е.В. Бондаревская

«Ценностные основания личностно ориентированного воспитания»

Выполнила: студентка 3 курса

М.Ю. Ларина

Проверил: Ю.П. Прокудин

Тамбов 2009


С конца 80-х гг. усилия реформаторов системы образования в нашей стране в значительной мере были направлены на то, чтобы изгнать проблематику воспитания из педагогики. Отечественная культурно-педагогическая традиция свидетельствует, что на всех исторических этапах развития российского образования проблемам воспитания придавалось значение «вопросов жизни». Наряду с официальным взглядом на воспитание как направленное воздействие на личность в российском обществе большую популярность имели концепции «разумного воспитания», гражданского и народного воспитания. В начале XX в. в России получили широкое развитие идеи свободного воспитания в трудах русских философов.

Ценностная иерархия была нарушена в массовой советской школе, которая взяла на вооружение идеи «воспитывающего обучения» и «воспитательного коллектива», основанные на объектном подходе к ребенку и трактовке воспитания как воздействия на него. Пожалуй, лишь В. А. Сухомлинский понимал воспитание как главный труд души ребенка, направленный на интериоризацию общечеловеческих ценностей. Все это убеждает в том, что в современной социокультурной ситуации речь должна идти не об отрицании воспитания, а о переосмыслении его ценностных оснований.

Ценности воспитания – это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека. Ценности можно выбирать. Вместе с тем на практике нередко можно встретиться с такими явлениями, как неосознанные ценностные ориентации или, наоборот, строго заданные нормативные ценностные установки, не предполагающие выбора.

Не будучи ориентированным на соблюдение реальных прав и свобод ребенка, воспитание оторвалось, по существу, от контекста жизненных проблем, что означало его осуществление вне контекста культуры, ибо основная функция воспитания состоит в воспроизводстве культуры через человека, точнее – в человеке.

Абсолютной ценностью воспитания является ребенок, человек как «мера всех вещей». Человек – это и цель, и результат, и главный критерий оценки качества воспитания. Воспитание в человеческом измерении – это гуманистический, личностно ориентированный процесс.

Для выявления сущности личностно ориентированного воспитания важно понять, на какой образ человека оно нацелено. Опираясь на достижения современной антропологии, можно утверждать, что человек являет собой единство трех сущностей: природной, социальной и культурной. Но человек – существо целостное. Недаром основным в его развитии на всех возрастных этапах признается противоречие между социальным и биологическим, природным началом. И единственно правильный путь его разрешения – это «окультуривание» человеческих потребностей. Лишь через культуру происходит естественное вхождение человека в социальную жизнь.

Следовательно, возможно в качестве глобальной цели современного воспитания рассматривать человека культуры. Это означает такой тип личности, ядром которого являются субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества.

Человек культуры – свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. С педагогической точки зрения это означает воспитание у учащихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетаемая с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в ситуациях окружающей жизни, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки и др. Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной системы любых методов и форм давления.

Человек культуры – гуманная личность. Гуманность – вершина нравственности, так как в ней любовь к людям, ко всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, готовностью оказывать помощь, стремлением к миру, умением проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям. Педагогические аспекты воспитания этих качеств состоят в необходимости всесторонней гуманитаризации содержания образования, гуманизации его методов и всей системы воспитательных отношений.

Человек культуры – духовная личность. Воспитание духовности – это путь возрождения русской интеллигенции, создание главной внутренней предпосылки для развития творческой индивидуальности. Воспитание такой личности предполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании, красоте, общении, творчестве, поиск смысла жизни, идеала.

Образование – основа духовности. Но, чтобы стать таковым, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, и включать изучение учащимися основ философии, этики, эстетики, истории религий и других гуманитарных предметов.

Человек культуры – личность творческая, вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым результатом, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию. Творчество проявляется во всех сферах ее жизнедеятельности. Педагогически значимые ориентиры творческой личности сконцентрированы в таких характеристиках, как развитые способности, потребности в преобразующей деятельности, достаточно большой объем усвоенных знаний, умений, сочетание аналитического и интуитивного мышления, способность и стремление к жизнетворчеству.

Цель воспитания человека культуры включает и практическую подготовку его к жизни в определенном культурном пространстве.

Отмеченные качества личности составляют основу идеального образа человека культуры. В нем нашли отражение и природные особенности человека (здоровье, способности мыслить, чувствовать, действовать), и социальные его свойства (быть гражданином, семьянином, тружеником, взаимодействовать с другими людьми), и его свойства как субъекта культуры (свобода, гуманность, духовность, творчество, адаптивность).

Основополагающее свойство целостного человека культуры – его способность к культурной идентификации, т.е. к осознанию своей принадлежности к определенной культуре, принятию ее ценностей, выбору и осуществлению культуросообразного образа жизни, поведения.

Дня ученика русской школы полем культурной самоидентификации является русская национальная культура. К сожалению, деформации, произошедшие в нашем обществе в эпоху тоталитаризма, привели к утрате православных традиций святости, русской народности, интеллигентности, гуманности, духовности, свободомыслия. Возник и развился человек массовый, утерявший черты национальной самобытности.

Социологи отмечают такие его особенности, как авторитаризм, неглубокая историческая память, настороженное отношение к окружающим, агрессивность, страх перед будущим и др. Поистине актуальной становится задача восстановления личности целостной, самобытной, свободной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизводство ценностей русской национальной культуры в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию и культурно-нравственной саморегуляции поведения. Для этого необходимо:

· на основе знания базовых основ русской культуры формировать мотивацию к саморазвитию в ней;

· развивать историческую память, патриотические, гражданские и нравственные чувства;

· формировать национальное самосознание;

· начать воспитание черт русского национального характера, развивать самобытность каждой личности;

· формировать нравственные основания и умения, необходимые для воспроизводства различных элементов русской культуры в жизнедеятельности учащихся в школе, семье, окружающей жизни.

Таким образом, ценностные основания и целевые установки личностно ориентированного воспитания связаны с воспитанием гражданина России, человека культуры и нравственности.

Культур «хороших» и «плохих» нет. Единственно приемлемой формой их сосуществования и взаимодействия является диалог. Но чтобы вести диалог, культуру надо узнавать, знать и понимать. Задача русской национальной школы состоит в том, чтобы помочь всем учащимся как гражданам России узнать, понять и полюбить русскую культуру без какого-либо противопоставления ее другим культурам. При этом естественной будет помощь со стороны школы родителям и детям других национальностей в создании на российской почве «оазисов» своей национальной культуры.

Принцип культуросообразности воспитания означает, что культурное ядро содержания воспитания должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности. Воспитание не навязывает те или иные ценности, а лишь создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор и последующую внутреннюю работу ребенка над своими действиями и поступками.

Основные функции культуросообразного воспитания состоят в создании различных культурных сред, где осуществляется развитие, оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей. Развитие природной и социальной сущностей человека выдвигает в качестве основных принципов гуманистического воспитания, кроме культуросообразности, природосообразность и личностный подход.