Смекни!
smekni.com

Школьное религиозное образование в сети Интернет (стр. 2 из 3)

Наиболее последовательными сторонниками внедрения основ религиозного образования в школу являются православные сайты, такие как «Православие.ру», «Русская Православная Церковь» («Официальный сайт Московского патриархата»), «Православная энциклопедия» («Седмица.ру») и др. В целом они уступают новостным сайтам по функциональности, но выигрывают за счет дизайна и особой стилистики, рассчитанной на привлечение внимания пользователей. К тому же они не злоупотребляют рекламой.

Стоит заметить, что именно Русская Православная Церковь первые выступила перед правительством с такой инициативой и постоянно поддерживает его работу в этом направлении. Так, например, оба проекта Министерства Образования, о которых мы говорили, появились с благословения сначала Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, а потом с его преемника Кирилла, при их горячей поддержки и с согласования с руководством Русской Православной Церкви. В резолюции XI Всемирного русского национального Собора православной церкви, проходившего в Москве в марте 2007 года прямо же отмечается, что изучение школьниками «Основ православной культуры» необходимо в нашем государстве, где православные составляют абсолютное большинство населения».

Образцовым в этом смысле является «Официальный сайт Московской Патриархии», где выложены все важнейшие документы, касающиеся данной проблемы. «Православие.ру» носит более общий новостной характер. Наконец у РПЦ есть и специализированный сайт, полностью посвященный проблемам религиозного образования – «Prokimen.ru» («Отдел религиозного образования и катехизации»), издающий информационный сетевой журнал «Православное образование». Здесь же можно найти разнообразные УМК для преподавания «Основ православной культуры» и «Основам религиозных культур». Вообще же православные сетевые издания наиболее активны в обсуждении вопросов религиозного образования и введения каких-то его элементов в школьный образовательный стандарт.

Эта бросающаяся в глаза активность православных организаций, однако, вызывает настороженность и даже неприятие у представителей других российских конфессий. Так, например, представитель Совета муфтиев России Арслан Садриев от имени своей организации высказался резко против существующей модели «Духовно-нравственной культуры». Он убежден, что нельзя сводить эту образовательную область только к преподаванию одного предмета, даже и по выбору учащегося, так как это, в конечном счете, приведет к расколу России по этно-конфессиональному признаку. Чтобы этого избежать, разным религиозным традициям необходимо «изучать друг друга». Совет муфтиев уже не первый год настаивает на преподавании курса религиоведения, где все религии изучались бы в равной степени и в старших классах. Курс «светской этики», который предполагает в рамках «Духовно-нравственной культуры» для атеистов, А. Садриеву «трудно представить», т.к. «нравственность от религии неотделима». Более углубленное изучение каждой религии может осуществляться в рамках воскресных школ и религиозных учебных заведений, отметил представитель Совета муфтиев.

С другой стороны, против попыток вмешательства церкви в науку и школьное образование выступила группа крупных российских ученых, среди которых два Нобелевских лауреата и Президент РАН Ж. Алферов. На страницах «Новой газеты» они разместили открытое письмо Президенту России В.В. Путину, в котором обвинили РПЦ и всех сторонников введения в школах курса православной культуре в «православном шовинизме». Подобное же обращение размещено и на сайте «Scientific.ru» («Междисциплинарный научный и научно-популярный сервер»), где утверждается, что никакой необходимости в обязательном релгиозном образовании в школе нет и что «существующие негосударственные религиозные учебные заведения (воскресные школы, духовные академии, медресе и т.д.) вполне обеспечивают потребность в религиозном образовании для тех, кто в этом нуждается, не вступая в противоречие с Конституцией РФ и не создавая источника напряженности в обществе». При этом всем посетителям сайта предлагается интерактивная возможность принять участие в данном обращении.

Не нужно, впрочем, думать, что все ученые категорически против введения основ религиозного образования в школе. На сайте «Интерфакс. Религия» мы находим совершенно противоположное обращение к Президенту, подписанное 227 докторами и кандидатами наук, в котором уже Минобразования и науки РФ обвиняется в «воинствующем атеизме» [7].

3 ЧТО ГОВОРИТ СТАТИСТИКА?

Основным аргументом в подобных сетевых дискуссиях чаще всего является статистика, на которую ссылаются как противники, так и сторонники религиозного образования в школе. Сейчас достаточно много разнообразных социологических институтов (в том числе и в сети), проводящих подобные исследования. Многие сайты, пользуясь интерактивными возможностями Интернета пытаются собрать свою статистику и таким образом убедить пользователей в правоте собственной точки зрения.

Так, согласно опросу, проведенного фондом «Общественное мнение», на сегодняшний день православные составляют 50% населения, мусульмане - 4%, неверующие - 44%, представители других религий - 1%. То есть, последователями религиозных конфессий считают себя всего только 56% россиян. При этом, если учитывать всю относительность подобных заявлений[3], а также степень вовлеченности в религию, цифры будут уже совсем другие. Очень многие россияне, считающие себя, например, православными на деле имеют достаточно отдаленное представление не только о православии, но и христианстве вообще. Так что по-настоящему верующих (в смысле регулярно совершающих религиозные обряды и посещающих храмы) будет еще меньше.

О чем же говорит статистика? Недавно справочно-информационный портал Религия и СМИ проводил опрос на тему: «Надо ли преподавать религию в школе и как?». Мнения ответивших разделились следующим образом: 42% считают, что в школах нужно преподавать науку о религии; 20% затруднились ответить на этот вопрос; 15% считают, что религию преподавать не нужно; 10% - что нужно, но по выбору родителей и 13% считают, что детям должны преподавать православие. Фонд «Общественное мнение» опросил на эту тему учителей средних школ. Было установлено, что введение религиозного (духовного) образования поддерживают 42%, а не поддерживают 58% учителей. Итак, мнения россиян разделились почти полярно, что, собственно и отражает реальную ситуацию в обществе.

Мы попробовали провести собственное социологическое исследование на базе отдельной провинциальной школы. Насколько совпадут наши результаты с общероссийскими?

Нами было опрошено 125 родителей, учащихся 8 – 11 классов и учителей. Анкеты из 8 вопросов (см. Приложение) составлялись с помощью школьного психолога. Результаты нашего исследования представлены в следующих диаграммах:


1.Считаете ли Вы себя верующим человеком?

2. Где, по Вашему мнению, происходит религиозное воспитание человека?

3. Надо ли вводить занятия религиозного характера в школе?

4. Каким должен быть этот предмет?

5.Как Вы думаете, кто должен проводить такие занятия?

6. Как часто должны проходить эти занятия?

7. Для родителей:

Разрешали бы Вы своим детям посещать эти уроки?

8. Для учеников:

а) посещали бы Вы эти занятия?

б) Всегда ли бы Вы посещали эти занятия?

Выводы напрашиваются достаточно интересные. Озвучим лишь некоторые из них. Во-первых, количество «верующих» (с учетом сделанной нами оговорки) в целом совпадает с данными сетевого опроса – большинство. Во-вторых, как это ни странно (что, опять же, соответствует общероссийской статистике), самыми яростными противниками внедрения религиозного образования в школу являются учителя, притом, что родители относятся к этому достаточно лояльно. Ну и вполне закономерно, что все категории опрошенных выступают лишь за факультативный вариант введения таких предметов. Понятно, в общем, и не особое желание учащихся, при современной перегруженности школьной программы, посещать еще и дополнительные «религиозные» уроки.