В конце XVIII века русская портретная живопись развивалась поистине блистательно. Одной из главных ее тем становится образ женщины. Художник должен был прежде всего изображать женское очарованье: женщины на этих портретах кокетливы и обольстительны. В портретах художников- иностранцев в России дамы напоминают кукол: игриво улыбаются, жеманно наклоняют головку и очень этим похожи друг на друга. Но русские художники – Рокотов, Левицкий, Аргунов, а позже Боровиковский – вносят в портрет психологическое оживление, конкретность характера. В их портретах облик дам передает живую картину нравов, моды и вкусов эпохи «женского всевластья», мы находим в них надменную красоту и нежную мечтательность, прихотливое кокетство и скромность, суровую замкнутость и душевное обаяние.
На экране «Портрет А. Струйской» Ф. Рокотова.
Особенно интересна судьба Александры Струйской. 18-ти лет от роду она была просватана за богатого, дикого и сумасбродного помещика. К свадьбе Струйский готовился долго и торжественно. Известнейшему в те годы живописцу Федору Рокотову были заказаны парные портреты – Струйского и его невесты. Она была ангельски мила и приветлива. В отличие от многих известных красавиц того времени, красота Струйской несла в мир добро и любовь.
Звучит 2 часть (Grave) Концерта для скрипки с оркестром ля минор А. Вивальди. На фоне музыки:
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна моей души мерцают
Ее прекрасные глаза.
Н. Заболоцкий
В систему воспитания дворянских девушек как обязательные входят занятия литературой, музыкой, живописью, танцами. Под влиянием идей французского Просвещения Екатерина II сама составила программу воспитания «идеальной дворянки». Портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц кисти Д. Левицкого как бы отражают эту педагогику. По ним можно изучать и воспитательную систему, и характер каждой изображенной, и костюмы эпохи.
На экране «Портрет Алымовой», «Портрет Хрущовой и Хованской» Д. Левицкого. Звучит 1-й полонез О. Козловского. На фоне музыки:
Не нимфы ль богинь пред нами здесь предстали?
Иль сами ангелы со небеси сошли
Ко обиталищу меж смертных на земли,
Что взоры и сердца всех зрителей питали.
Как солнечны лучи, так взоры их сияют,
С красой небесною краса сих нимф равна,
С незлобием сердец невинность их явна,
Конечно, божество они в себе являют…
А. Сумароков
Так описал «смолянок» поэт Сумароков, ставший свидетелем их прогулки в Летнем саду.
В 90-е годы XVIII века в России распространилось стремление художников к героизации и возвышенному стилю в портретах, что диктовалось эстетическими нормами классицизма.
На портретах Ф. Боровиковского женщины уже не носят пышных обольстительных нарядов, а одеты в простые и величественные одеяния античных богинь. В самых его известных портретах М. Лопухиной и Е. Нарышкиной героини вполне соответствуют идеалу времени и в то же время неповторимы в своей красоте и обаянии.
На экране «Портрет Лопухиной» Ф. Боровиковского.
Чередование противоречивых и тонких чувств у Лопухиной отражено нежной живописью, ее мягкой холодной и светлой гаммой. Это создает особую поэзию образа той, которая вдохновляла поэтов на стихи как при жизни, так и после смерти.
Звучит «Вальс» А. Даргомыжского. На фоне музыки:
Она давно прошла – и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали…
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить – страдать – прощать – молчать…
Я. Полонский
Образ женщины за девять веков русского искусства претерпевал значительные изменения во внешнем облике. Но по сути своей, сохранил непреходящие вечные достоинства: материнство, нежность, красоту.
Звучит «Романс» Г. Свиридова.
V. Домашнее задание: подумайте о том, какой идеал женской красоты существует в наше время, сравните его с идеалом 18 века. Постарайтесь описать каким-либо способом идеал настоящего время (рисунок, эссе и т.д. на выбор).
[1] Неменский Б.М. Распахни окно. - М.: Молодая гвардия, 1974. – С.14.
[2] Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М.: Советская педагогика, 1976. – С. 22.
[3] Беляев, А.А., Новиков, Л.И., Толстых, В.И. Эстетика. Словарь. – М.: Политиздат, 1989. – 448 с.
[4] Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 51.
[5] Ильенков Э.В. К беседе об эстетическом воспитании // Школа должна учить мыслить. – М. – Воронеж, 2002. С. 91-94.
[6] Печко Л.П. Эстетическая картина мира и школьного урока // Советская педагогика. – 1976. - №6. – С. 92-102.
[7] Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. – М.: Искусство, 1971. – С. 29.
[8] Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. – М.: Педагогика, 1972. – С. 168.
[9] Лихачев Б.Т. Там же, с. 169.
[10] Дремов А.К. Эстетический идеал современной литературы. – М.: Знание. – С. 42.
[11] Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 20.
[12] Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 51.
[13] Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 20.
[14] Кушаев Н.А. Основы эстетического воспитания. – М.: Просвещение. – 1986. – С. 12.
[15] Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. – М.: Искусство, 1975. – С.20.
[16] Дремов А.К. Эстетический идеал современной литературы. – М.: Знание. – С. 56.
[17] Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 35.
[18] Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 55.
[19] Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. – М.: Искусство, 1971. – С. 29.
[20] Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников. – М.: Педагогика, 1988. – С.52.
[21] Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Работа классного руководителя по нравственному и эстетическому воспитанию школьников 4-8 классов. – Минск: Народная асвета. – 1978. – С. 14.
[22] Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников. – М.: Педагогика, 1988. – С.37-38.
[23] Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. – М.: Педагогика, 1972. – С. 55.
[24] Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение. – 1987. – С.203.
[25] Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение. – 1987. – С. 14.
[26] Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 132.
[27] Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С.133.
[28] Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 134.
[29] Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 135.
[30] Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 135.
[31] Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 136.
[32] Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 137.
[33] Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение. – 1987. – С. 14.
[34] Кушаева Н.А. Основы эстетического воспитания. – М.: Просвещение, 1986. – С. 111-112.
[35] Апанасенко О.Н., Потемкин А.В. Методический аспект творческого воспитания школьников: методическое пособие. – Барн: изд. БГПУ, 2005. – С. 10-12.
[36] Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение. – 1987. – С. 205.
[37] Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников. – М.: Педагогика, 1988. – С.58-59.