Смекни!
smekni.com

Этапы творческого процесса и их реализация в обучении (стр. 4 из 6)

Программа исходит из того, что становление и развитие личности весьма специфический процесс для каждого индивида как по характеру протекания, так и по возрастным рамкам. Поэтому задачи воспитания творческой личности сформулированы не в соответствии с основными возрастными периодами школьников, а как задачи развития мотивов, возвышения уровня деятельности от репродуктивного до творческого.

В организации учебно-познавательного процесса учитель должен отталкиваться не от возраста и знаний, умений и навыков ученика, а от уровня сформированности мотивов. Причем в программе, хорошо прослеживается преемственность и диалектическая взаимосвязь уровней мотивации. Так, например, если не сформированы учебно-познавательные мотивы, в частности мотив самостоятельного добывания знаний, то формирование мотивов самообразования просто невозможно. Если не сформированы позиционные мотивы, то и не появятся мотивы широкого и разнообразного взаимодействия с другими людьми. Следовательно, воспитательную работу надо строить, исходя из фактически существующего уровня мотивов. Целенаправленно формируя мотивы школьников, педагог выводит индивида на систему или иерархию мотивов, т.е. создает творческую направленность личности, способной к преобразованию внешнего и внутреннего мира.

Урочная и внеурочная деятельность учащихся приводит к выработке соответствующих способов и форм поведения. Очень важно в урочной деятельности следовать рекомендациям программы, ибо существенные отступления от нее, особенно на конструктивном уровне, образуют разрыв между репродуктивным и творческим уровнями и не формируют творческую личность. Поясним.

Практика показывает, что неуспеваемость, не связанная с психопатологией, появляется в основном в старшем подростковом возрасте - 8-9 классе. Во многом это происходит из-за недостатков педагогического воздействия, которые основаны на сохраняющейся в работе педагога мотивации первого уровня (овладение фактами, явлениями, закономерностями) и соответствующей этим мотивам организацией репродуктивной деятельности. Старшим же подросткам свойственны мотивы самостоятельного добывания знаний и необходима деятельность по изучению способов мышления.

Большинство же педагогов продолжают строить свою работу на основе широких познавательных мотивов и репродуктивного уровня деятельности (выучил, рассказал, получил отметку). В результате отсутствия должной мотивации и адекватного уровня деятельности ученики теряют интерес к учебе, тяготятся ею, превращаются в неуспевающего или, в лучшем случае, закоренелого троечника. Аналогичную ситуацию мы имеем и с трудновоспитуемостью, которая опять-таки проявляется в основном в указанном возрасте. Учителя и в первую очередь классные руководители не учитывают трансформацию широких социальных мотивов в узкие или позиционные, в результате чего не предоставляют возможности учащимся самоутвердиться в просоциальной деятельности и они (учащиеся) зачастую ищут средства самоутверждения через асоциальное или антисоциальное поведение.

Система мотивов (направленность личности) и деятельность (способы и формы поведения) личности выводят, как можно видеть из таблицы 2 (см. приложение 2), на формирование и совершенствование качеств личности.

Исследователи творчества высказывают далеко не единые мнения о чертах творческой личности и в концептуальном и в качественном смысле. Так, например, А.Г.Спиркин выделяет восприимчивость к новым идеям, независимость суждений, высокую чувствительность, развитое воображение. Л.Хадсон - откровенность, искренность, приятность в общении, раскованность. Л.Халас - неудовлетворенность, беспокойство, требовательность. Г.Клейн - гибкость, богатство словесного выражения, чувство юмора, широкий круг интересов, хороший вкус. Многие другие указывают такие качества, как выделяющий проблему метод мышления, свобода от тормозящих мышление предрассудков, открытость, готовность к риску, внутренний контроль, высокая мотивация получения результата. Многие исследователи, утверждают, что творческую личность отличает от нетворческой высокий уровень развития "мотива достижения".

Сказанное указывает, во-первых, на широкий разброс мнений о качествах творческой личности, связанной по-видимому с недостаточной изученностью самого феномена творчества и свойств человека-творца, во-вторых, лишний раз подчеркивает огромную важность формирования мотивации творчества. Думается, что творческая личность на выходе из школы должна обладать собственно творческими качествами, перечисленными выше (многие из которых вполне можно обобщить), но в первую очередь - существенными общечеловеческими качествами, которые в неменьшей степени характеризуют творческую личность. А именно. Нравственными: честность, социальная активность, коллективизм и т.д., обеспечивающими отношение человека к окружающему миру, обществу, людям, себе. Интеллектуальными: рациональность, логичность, остроумие, эрудированность, ведущими к осмыслению и систематизации информации, на основе которой формируется мировоззрение, сознание и самосознание, осмыслению жизненных целей. Волевыми: целеустремленность, самообладание, самостоятельность, независимость; направленными на психическую саморегуляцию поведения, изменение деятельности в связи с изменившимися обстоятельствами, связь между внутренним состоянием и средой. Эмоциональными: человеколюбие, оптимизм, способствующими обогащению внутреннего мира человека. Совокупность указанных качеств, их единство ведет к образованию целостности, имя которой творческая личность.

2.3 Научное творчество в учебном процессе

Одной из центральных проблем современной общеобразовательной школы является развитие творческого потенциала учащихся. Как отмечает В.Г.Разумовский, "характерными чертами свободной творческой личности являются самостоятельность мышления и критичность отношения к получаемой информации" . По его мнению, для формирования этих качеств школьники должны освоить современную теорию познания.

Идея ознакомления учащихся с методологией науки не нова. Различные аспекты данной проблемы отражены в исследованиях В.И.Андреева , Г.М.Голина , И.Я.Лернера , А.И.Ляшенко , И.И.Цыркуна , С.А.Шапоринского и других.

В частности, исследование Г.М.Голина показало, что методология науки может стать теоретическим базисом обучения. Однако для этого необходимо выявить инварианты научного познания, которые будут сохраняться в специфической форме в учебных исследованиях школьников.

Научное содержание статьи определяется поиском возможного решения данной задачи.

Нами было выделено два основных объекта изучения: учебно-исследовательская (УИД) и научно-исследовательская деятельность (НИД). Для них общей категорией является "деятельность", в которой выделяются различные составляющие. Однако общепризнано, что непроцессуальными, "субстанциональными" образованиями, неизменными по отношению к любым видам деятельности, могут выступать;, объект деятельности; цель, одновременно являющаяся прообразом её результата; средства воздействия на объект деятельности и её способы, выражающие структуру и порядок осуществления деятельности.

Охарактеризуем основные компоненты НИД и УИД. Объектом научного познания выступает объективная реальность, а также совокупность её связей и отношений. В современной науке размеры объектов исследования варьируются в пределах от микрочастиц до метагалактик. Однако наука может выходить за рамки обыденного опыта и изучать объекты, которые лишь в далёком будущем способно практически освоить человечество.

В ряде случаев объекты науки могут представлять собой идеальные объекты, а также различные логические конструкции, являющиеся результатами определённых процессов схематизации и идеализации.

Исследование объектов науки направлено на достижение основной цели - получение объективно новых знаний для науки, которая стремится исключить из результата своей деятельности всё субъективное. Как отмечает А.Ф.Зотов, "в научном исследовании ведущей является ценность истины, которая заслуживает уважение в силу того, что она истина, а не в силу достоинств того, кто её высказывает".

Исследовательские цели и их правильный выбор неотделимы от средств исследования. К ним относятся научные теории, проверенные практикой, монографии, статьи в научных сборниках и журналах, результаты ранее проведённых исследований.