Основой разработки интегрированных уроков является интегративно-тематический подход, обоснованный Г.Ф. Федорцом [37]. Интегративно-тематический подход – такой подход, когда за содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения берётся не урок, а учебная тема (раздел) учебной дисциплины.
Ведущие положения каждой темы, с одной стороны, подчинены ведущим идеям курса, а с другой, раскрывают эти ведущие идеи, т.е. происходит конкретизация ведущих идей предмета в процессе изучения темы.
Ведущие идеи учебного предмета – это такие положения (понятия, законы, принципы, закономерности, теории), которые выражают сущность изучаемого материала, сообщают ему внутреннее единство и органическую целостность. Таким образом, ведущие идеи выполняют функцию системообразующих связей в содержании учебных предметов, являясь «стержнем», «осью» этого содержания, вокруг которых и происходит объединение, концентрация учебного материала, т.е. ведущие идеи как бы «сшивают» узлы знаний (учебные темы) в единую систему.
Интегративно-тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана начальной школы, т.е. в изученной теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно. Так, например, тема «Весна» изучается в природоведении, чтении, музыке, изобразительном искусстве, трудовом обучении. Нужно пересмотреть материал таким образом, чтобы данное природное явление воспринималось учащимися целостно, комплексно, т.е. учесть взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов, позволяющую рассматривать то или иное явление, процесс в его многообразии. При этом учитель планирует систему уроков.
Интегрированные связи большей степенью помогают реализации воспитательного потенциала содержания образования. Результатом таких связей является определённый «конгломерат знаний», который увеличивает свой «вес» не вследствие надмерного накопления информации, а путём выполнения синтеза взглядов, ценностных позиций и даже чувств.
Систематическое использование интегрированных знаний создаёт возможности широкого применения дидактического материала и средств наглядности. Так, на уроке математики вывешивались красочные картины леса, луга, пруда, рисунки детей с изображением бабочек и стрекоз, а на уроке чтения при изучении стихотворения С. Есенина «Черёмуха» на столе учителя стояли распустившиеся ветки, полученные путём «выгонки».
Особое значение для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках имеют проблемные вопросы, которые содержат видимое или подразумеваемое противоречие. Оно может отражать связь знаний из разных предметов и стать интегрированных вопросом. Однако применительно к урокам в начальной школе, с помощью подобных вопросов лучше создавать проблемную ситуацию. При изучении стихотворения С. Есенина «Черёмуха» ученики вместе с учителем выясняли признаки неживого и живого в природе, сравнивали движение ручейка (бежит, струится – признаки живого) и неподвижную черёмуху (признак неживого), искали доказательства для разрешения возникшего противоречия.
Поскольку интеграция – это не самоцель, а определённая система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения. В чём же он заключается?
В повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук.
В изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами.
В эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, литературы и т.д.
В росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время [29].
Во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могли быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Что же касается количества интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Всё зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связать между собой и проводить интегрированный урок без перегрузки детей впечатлениями и не был безладной мозаикой отдельных картин. Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала – нелёгкая задача для учителя.
Наиболее удачно реализуется идея интеграции на уроках чтения и изобразительного искусства, так как литературный текст способствует более яркому и образному восприятию, действительности, а художественное творчество даёт возможность ребёнку выразить своё отношение к литературному произведению в доступной для него форме. (Приложение).
Успешным может быть объединение форм и методов работы на уроках музыки, народоведения и изобразительного искусства. Что активизирует мыслительную деятельность учащихся и содействует формированию их мировоззрения, эстетических чувств.
В программах по музыке, созданных под руководством О.Я. Ростовского, особое внимание уделяется украинской народной музыке, которая должна раскрыться детям как часть жизни народа, целостное явление его духовной культуры. Поэтому программы открывают широкие возможности для включения народоведческих идей на уроках музыки учета опыта народной педагогики. Программы ориентируют учителя на взаимодействие музыки и живописи. Живопись, как и музыка, способна раскрывать сложный мир человеческих чувств, переживаний, характеров, передавать тончайшие оттенки настроения человека. Их взаимодействие на уроках музыки углубляет художественное восприятие, усиливает эмоциональное влияние, обогащает жизненные и художественные ассоциации.
Например, изучение темы «Музыка моего народа» необходимо объединять с формированием у младших школьников представлений о родном народе. Его культуре, обычаях, традициях. Народная музыка входит в сознание ребёнка не формализованными конструкциями, а личностно окрашенными знаниями о родной земле и людях, которые на ней живут. Творческое использование народоведческого и художественного материала украсит любой урок музыки, стимулирует познавательный интерес, вызовет слуховые и зрительные представления, чувства, мысли. Кроме этого, создаётся атмосфера постепенной заинтересованности богатством родного народа.
Приведём фрагмент урока музыки, где реализуются связи музыкального, народоведческого и художественного материала (Приложение ).
Государственный стандарт начального образования предъявляет новые требования к образовательной сфере «Искусство». Доминантными остаются уроки «Музыка» и «Изобразительное искусство», в основе которых принцип объединения различных видов искусства для формирования у учащихся представления о целостной художественной картине культурного пространства. Средствами координации между этими предметами могут быть межпредметные связи, интегрированные уроки, темы и даже курсы. Успешной является также взаимосвязь художественного образования с другими гуманитарными предметами – языками, чтением, природоведением.
Учителю следует помнить о том, что каждый предмет имеет своё «эстетическое поле» [58] и вхождение в него должно наполнять душу ребёнка ощущением радости и наслаждения. Только позитивные эмоции побуждают её к обучению, к новой познавательной деятельности. И только предметы художественного цикла приходят на помощь учителю, так как дают ребёнку целостное представление о художественной картине мира, устанавливают связь искусства с жизнью, наполняют её эмоциональным содержанием.
В основе принципа интеграции лежит синтезирование искусствоведческих предметов вокруг общих для всех дисциплин категорий (темп, ритм, динамика, импровизация и пр.). Поэтому начинать такую работу следует с детального анализа программ отдельных дисциплин с целью выделения общих тем и составления плана интегрированных уроков. Но прежде чем перейти к анализу программ по музыке, чтению, выясним объединение музыки и литературы в общем. Анализ позволил выявить следующее:
І. Музыка в процессе преподавания литературы вводится:
1) как иллюстрированный материал, который имеет конкретную связь с темой;
2) с целью раскрытия общеэстетических категорий языком искусства, усиления эстетической значимости отдельных явлений;
3) как подготовительный фактор – создаёт эмоционально-образное настроение на соответствующий «тон» восприятия.
II. Литература на уроках музыки используется как:
1) подготовительный фактор – вступительная беседа для создания соответствующего эмоционального настроения;
2) вербальная интерпретация музыкальных произведений (раскрытие содержания музыкального произведения);
3) использование отрывков прозы и поэзии с целью закрепления или конкретизации художественных образов музыкального произведения [64].