Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения. Если в указанную классификацию внести некоторые уточнения, то все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:
а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа;
б) метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;
в) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;
г) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, практические работы;
д) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, практические занятия;
е) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.
Ни одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Практика богаче и сложнее любых самых искусных построений и абстрактных схем.
Поэтому поиски более совершенных классификаций, которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и помогали бы педагогам совершенствовать практику, продолжаются.
Дело в том, что «чистых» методов не бывает. В любом акте учебной деятельности одновременно сочетаются несколько методов.
«Методы взаимопроникают друг в друга, характеризуя разностороннее взаимодействие учителей и учащихся. И если мы можем в данный момент сказать об использовании определенного метода, то это лишь означает, что он доминирует на определенном этапе» (Ю.К. Бабанский).
Таким образом, классификация методов обучения выглядит следующим образом:
Таблица 1. Методы обучения
По источнику полученных знаний | По виду деятельности учащихся | Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности | МетодыКонтроля исамоконтроля | ||
СловесныеНаглядныеПрактические | РепродуктивныеОбъяснительно-иллюстративныеЧастично-поисковыеМетоды проблемногоизложенияИсследовательские | Передача готовых знанийПоискрешений | Ответы на вопросыРешение задачЛекцияРассказБеседаДемонстрационные опытыЭкскурсииРешение, сравнение самостоятельно и частично под руководством учителяПостановка проблемы и поиск решенияПостановка проблемы-инструктаж-самостоятельное изучение - итоги | Методыформирования познавательного интересапознавательные игрыучебные дискуссииситуации успеха |
1.5 Основные методы обучения изобразительному искусству и художественному труду
Методы обучения художественному труду имеют специфические черты, обусловленные познавательной деятельностью младших школьников:
· характером технических процессов и трудовых операций;
· развитием политехнического мышления, технических способностей;
· формированием обобщающих политехнических знаний и умений.
Учитель начальных классов должен отдавать преимущество методам, которые делают работу активной и интересной, вносят элементы игры и занимательности, проблемности и творчества.
Для урока художественного труда и изобразительного искусства характерна классификация методов по способам деятельности учителя и учащихся, т. к. в обучении этим предметам более ясно выступают два взаимосвязанных процесса: практическая самостоятельная деятельность учащихся и руководящая роль учителя.
Соответственно и методы делятся на 2 группы:
1) Методы самостоятельной работы учащихся под руководством учителя.
2) Методы преподавания, обучения.
Методы обучения, которые определяются по источнику полученных знаний, включают в себя 3 основных вида:
· словесные;
· наглядные;
· практические.
Формирование умений и навыков связано с практической деятельностью учащихся. Из этого следует, что в основу методов формирования умений необходимо положить вид деятельности учащихся.
По видам деятельности учащихся (классификация по типу познавательной деятельности И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина) методы подразделяются на:
· репродуктивные;
· частично-поисковые;
· проблемные;
· исследовательские;
· объяснительно-иллюстративные.
Все вышеперечисленные методы относятся к методам организации учебно-познавательной деятельности (классификация Ю.К. Бабанского).
Рассматривая метод стимулирования учебной деятельности на уроках художественного труда и изобразительного искусства эффективно использовать метод формирования познавательного интереса. Также не стоит забывать использовать метод контроля и самоконтроля.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности – группа методов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, выделенная Ю.К. Бабанским и включающая в себя все существующие по др. классификациям методы обучения в виде подгрупп.
1. Словесные методы обучения
Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблему и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.
К словесным методам обучения относят рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его усваивают.
Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. На уроках изобразительного искусства он употребляется учителем в основном для сообщения новой информации (интересные сведения из жизни знаменитых художников), новых требований. Рассказ должен соответствовать следующим дидактическим требованиям: быть убедительным, лаконичным, эмоциональным, доступным для понимания учениками начальных классов.
На рассказ учителя на уроках художественного труда и изобразительного искусства отводится очень мало времени, а, следовательно, его содержание должно быть ограничено коротким, строго соответствовать целям урока и практической трудовой задаче. При использовании в рассказе новых терминов учитель должен выразительно выговаривать их и записывать на доске.
Возможно несколько видов рассказа:
o рассказ-вступление;
o рассказ- изложение;
o рассказ-заключение.
Цель первого – подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, занимательностью и эмоциональностью изложения, позволяющими вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа сообщаются задачи деятельности учеников на уроке.
Во время рассказа-изложения учитель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающемуся плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, с приведением иллюстраций и убедительных примеров.
Рассказ-заключение обычно проводится в конце урока. Учитель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задание для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме.
В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания, логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного.
Условиями эффективного применения рассказа является тщательное продумывание плана, выбор наиболее рациональной последовательности раскрытия темы, удачный подбор примеров и иллюстраций, поддержание эмоционального тонуса изложения.
Беседа. Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа».
На уроках художественного труда и изобразительного искусства рассказ часто переходит в беседу. Беседа имеет цель получения новых знаний и закрепления их путем устного обмена мыслями учителя и ученика. Беседа способствует активизации детского мышления и бывает более убедительной, когда сочетается с демонстрацией натуральных предметов, с их изображением.
В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.
Широкое распространение в преподавании изобразительного искусства и художественного труда имеет эвристическая беседа (от слова «эврика» – нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, приводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.
Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Необходимость в проведении текущей беседы может возникнуть в ходе практической работы. Путем «вопрос – ответ» учащиеся получают дополнительную информацию. Закрепляющие или итоговые беседы применяются после изучения нового материала. Их цель – обсуждение и оценка работ учащихся.