Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
"Шуйский государственный педагогический университет"
Кафедра химии, биологии и экологии
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
"Зарождение методики обучения биологии в России"
Выполнила:
студентка 4 курса 2 гр.
факультета физической культуры
Ларина Татьяна Викторовна
Преподаватель:
Казакова Татьяна Евгеньевна
ШУЯ-2009
Содержание
Введение
1. Возникновение методики обучения биологии в древности
2. Зарождение методики обучения биологии в России в Средние века
3. Становление методики обучения биологии в Новое время
Литература
Современная методика обучения биологии - это творческий опыт, накопленный многими поколениями ученых, учителей и учащихся. Ее возникновение и развитие тесно связаны с социально-экономической и политической историей нашей страны, развитием общественно-политической мысли, биологической и педагогической наук, средней и высшей школы.
Слово "методика" происходит от греческого "methodos" - путь к чему-либо, путь исследования или способ познания. Значение его не всегда было одинаковым, оно менялось с развитием самой методики как науки с формированием ее научных основ. Методика как научная область имеет богатую и противоречивую историю своего становления. Движимая поставленными целями образования, нарастающим объемом знания, она прошла путь от эмпирических обобщений до познания подлинно научных закономерностей процесса обучения и воспитания. Теоретические достижения методики, проверенные практикой, утвердили ее как науку и способствовали разработке научно обоснованной системы обучения и воспитания по всем учебным дисциплинам. В этом же русле происходило становление методики начальных курсов естествознания. Менялось название и самого предмета "Биология" в соответствии с уровнем развития данной науки в системе естественнонаучных знаний.
Первоначальные элементы методики зародились в практике обучения при осмыслении целей изучения живой природы, в отборе содержания предмета и приемов его изучения.
Кардинальные социально-экономические преобразования во всех сферах жизни России обусловили реформаторские, процессы в общеобразовательной школе. Одним из благотворных следствий этих изменений явились поиски путей воплощения в жизнь идей демократизации и гуманизации образования, создания такой системы обучения, которая обеспечивала бы формирование интеллектуального и духовного потенциала каждого ученика. Исследования и педагогическая практика последнего десятилетия показали, что образование - в массовом педагогическом сознании - уже не сводится к передаче и усвоению знаний, умений и навыков. С этих позиций решаются проблемы принципов конструирования и совершенствования содержания образования, решаются вопросы адекватных форм и методов его усвоения.
С учетом требований дня и достижений науки подвергается пересмотру содержание образования в области начальной естественнонаучной подготовки учащихся. В современной школе представлено более десяти начальных курсов естествознания, т.е. курсов, предшествующих предметному обучению дисциплин естественнонаучного цикла. Данные курсы оформлены в виде программ, представлены в вариантах учебников и учебно-методических пособий. Они призваны обеспечивать не только пропедевтическое, но и мировоззренческое наполнение всех школьных естественнонаучных дисциплин. "Эта проблема, - отмечает А.А. Ульянова, - чрезвычайно важна, т.к. от содержания и характера направленности личности зависят решения социальных и экономических проблем, а, следовательно, и пути развития общества в целом". Идея гуманизации современного образования проявляет себя и в необходимости экологизации содержания, принятии принципа экологизации как определяющего мировоззренческие взгляды личности на мир и свое место в нем. При этом цели и задачи этих курсов, принципы отбора их содержания, а также требования к методам и организационным формам обучения существенно различаются. Отметим в этой связи и расширяющееся инновационное поле деятельности педагогов.
В этих условиях встает вопрос о согласованности целей естественнонаучного образования на начальном этапе обучения и целей авторских программ и учебных пособий этой области знания. Наряду с этим, отход от единообразия учебного материала начальных курсов естествознания, вариативность его наполнения, практика скорейшей выработки и введения в практику новых учебных программ затрудняют отслеживание, анализ и обобщение практического педагогического опыта, на основе которого возможно выявление закономерных связей между спецификой учебного предмета, деятельностью учителя и учащихся. Другими словами, обнаруживается недостаточность методики обучения вследствие сужения границ объекта ее исследования - процесса обучения учебному предмету.
Как показывает историко-педагогический анализ литературы, становление методики начального естествознания остается до настоящего времени недостаточно изученной областью. Некоторые вопросы этой проблемы в различных аспектах становились предметом исследовании Г.Н. Аквилевой, И.Ю. Алексашиной, С.В. Алексеева, В.П. Горощенко, Т.И. Горшковой, НБ. Груздевой, Э.В. Гущиной, И.Д. Зверева, О.В. Казаковой, Г.Е. Ковалевой, Л.Д. Лебедевой, Л.С. Меднис, Н.И. Орещенко, А.Н. Тарфеника, Б.Е. Райкова, Н.А. Рыкова, Л.В. Симоновой, Е.Б. Сгасской, И.Т. Суровегиной, С.В. Телешова, В.Н. Федоровой, Э.О. Швинки, И.К. Шульги и др. Однако работы этих авторов не охватывают широких хронологических рамок этого пути, позволяющих обнаружить тенденции развития методики преподавания начальных курсов естествознания. Необходимо добавить также, что на сегодняшний день не существует исследований, содержащих периодизацию развития методики начальных курсов естествознания.
Становление методики обучения можно проследить с глубокой древности. Это связано с освоением условий окружающей среды, развитием ботаники и зоологии, практическими знаниями и наблюдениями природы, которые накапливались веками. Вопросы относительно природных явлений с давних пор включались в содержание образования. Об этом свидетельствует история школьного естествознания в нашей стране.
На первых этапах содержание школьного естествознания было далеко от науки, имело религиозную направленность. Дело в том, что на протяжении многих веков первоначальные представления о природе на Руси получали из Библии и рукописной литературы преимущественно духовного содержания. В XVI- XVII вв. первоисточниками обычно являлись сочинения византийских авторов. Переводы и многочисленные переписывания их от руки приводили часто к полной потери научности некогда ценного (для своего времени) первоисточника.
На Руси в Средние века школы создавались, как правило, при церкви или монастыре. Так, в 1648 году боярин Федор Ртищев на свои средства открыл в Москве школу при Андреевском монастыре. В 1682 году ученик Симеона Полоцкого Сильвестр Медведев также при монастыре открывает школу. Наряду с грамматикой и риторикой в ней преподавали математику и физику. В школе работали ученые греки - братья Ионнакий и Софроний Лихуды, получившие образование в Венеции и Падуе. Предмет под названием "Физика" рассматривал вопросы естественной философии. На уроках обсуждались положения натуралистического порядка - строение земли и неба, различные метеорологические явления, свойства предметов неживой природы, например минералов, свойства растений, животных и человека.
Одна из первых книг XVвв., по которой обучали детей на Руси, - сборник рассказов "Физиолог" о реальных и фантастических животных. Этот труд был создан в II- III вв. н.э. на основании античных и восточных источников. В Средние века в России и других странах в качестве учебника был популярен "Шестоднев" - сочинение епископа Василия Великого (ок.330 - 379 гг.). В нем автор изложил принципы христианской космологии (библейский рассказ о сотворении мира), дал отдельные пояснения натуралистического плана и привел географические, зоологические и ботанические сведения о разнообразии животных, растений, об их свойствах. Помимо "Шестоднева" в XVв. На Руси имел хождение и другой сборник византийского происхождения - "Толковая Палея", составленный из различных сочинений религиозного характера и произведений античных писателей - Аристотеля, Плиния, Оппиана и др., обработанных в духе религиозной идеологии. При изложении ветхозаветной истории о сотворении мира авторы "Толковой Палеи" приводят много сведений по естествознанию: о солнце, луне, звездах, различных животных и растениях, но, как и в "Шестидневе", объяснение дается на основе библейских традиций.
В XVI в. в Россию попадает переведенная с латинского на русский язык книга "Луцидариус", написанная в XII в. Это диалог между учителем и учеником, которой содержит большой материал натуралистического характера, в том числе о смене дня и ночи, о разных странах, об их животном мире, о воде, воздухе и др. Широкое распространение получили "Азбуковники" и "Алфавиты" как учебники и книги для чтения, особенно в XVI- XVII вв. В них в алфавитном порядке размещались сведения "обо все", в том числе по естествознанию. В качестве источника использовались книги "Физиолог" и "Толковая Палея".
В XVIIв. в России было очень популярно сочинение неизвестного латинского автора начала XVI в. "Проблемата". В этом многотомном трактате с большими искажениями излагались идеи Аристотеля и Гиппократа. Другим памятником этого периода, содержащим только зоологические сведения, был трактат "Бестиарий" греческого проповедника XVI в. Дамаскина Студита. Характерно, что при изложении фактического материала о животных, в "Бестиарии" в отличие от "Физиолога", "Толковой Палеи" нет нравоучительных поучений и сравнений. Однако, как и во всех вышеназванных трудах, предназначенных для натуралистического просвещения, в "Бестиарии" истина очень густо перемешена с вымыслом без анализа и проверки фактов, без соотнесения их с научными данными.