Смекни!
smekni.com

Значение игры в системе обучения дошкольников изодеятельности (стр. 1 из 4)

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы

1.1 Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников

1.2 Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству

1.3 Импровизация в изодеятельности

1.4 Игра как форма коллективной работы на занятиях изодеятельностью

1.5 Значение игры в системе обучения

Глава 2. Разработка игровых занятий в системе обучения

Заключение

Литература

Введение

Содержание педагогического процесса во многом определяется социальным заказом. Общество, развиваясь, диктует насущную потребность в подготовке специалистов, которые могут быть востребованы в новых социально-экономических условиях. Это влияет и на формулировку задач обучения и воспитания, и на определение содержания педагогического процесса, и на выбор адекватных методов и средств. На современном этапе развития общества достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умением системно ставить и решать различные задачи.

Творчество, как важнейший механизм приспособления, в более широком плане можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле.

Следовательно, творческое системное мышление, как важнейшая характеристика творческой личности, - необходимое качество человека новой эпохи, человека XXI века[1]. Успешность формирования творческого системного мышления в процессе профессионального образования во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого мышления на более ранних этапах формирования личности.

В число таких компонентов входят: способность к анализу, синтезу, сравнению и установлению причинно-следственных связей; критичность мышления (обнаружение разного рода рассогласований, ошибок) и способность выявлять противоречия; прогнозирование возможного хода развития; способность многоэкранно видеть любую систему или объект в аспекте прошлого, настоящего, будущего; выстраивать алгоритм действия, генерировать новые идеи и предъявлять решения в образно-графической форме.

Цель исследования: изучение значения игры в системе обучения дошкольников изодеятельности.

Объектом исследования являются дети дошкольного возраста.

Предметом исследования является игра дошкольников на занятиях рисования.

Гипотеза исследования: игра на занятиях рисования помогает формировать творческую личность дошкольников, если содержание учебных заданий будет соединять в себе практическую, интеллектуальную и эмоционально-оценочную деятельность.

Задачи исследования:

1. Изучит условия успешного обучения дошкольников изобразительному искусству

2. Исследовать сущность творческого мышления дошкольников, проанализировать его специфику на занятиях рисования.

3. Изучить содержание и методику формирования творческой личности у дошкольников в процессе игры на занятиях рисования.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы

2. Наблюдение

Практическая значимость исследования состоит в разработке методики формирования творческой личности дошкольников в процессе игры на занятиях рисования. Полученные результаты могут быть использованы в разработке программ по обучению для детского сада, а также для педагогических учебных заведений.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы

1.1 Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников

К четырем годам дети уже знакомы с конструктивным и изобразительным материалами, имеют некоторые навыки пользования ими - делают простые постройки, владеют карандашом, кистью, глиной, ориентируются на листе бумаги, проявляют устойчивое желание - изобразить то, что видят в окружающей действительности.

Изображая предметы, дети четырех лет стараются отразить и свое отношение к ним. Для этого они используют различные средства: определенный подбор предметов для изображения; избирательность цвета; обыгрывание результатов своей деятельности; дополнение словами, рассказом об изображенном предмете или явлении. Обучение детей конструированию, аппликации, рисованию и лепке начинается с их знакомства с окружающими предметами и явлениями. Ребенка учат наблюдать окружающее; целенаправленно рассматривать, обследовать предметы; знакомят с многообразием форм, созданных природой и руками человека, вследствие чего у него развивается образное видение мира. [2]

Кроме предварительных целенаправленных наблюдений, с детьми пятого года жизни необходимо организовывать рассматривание предметов перед занятием и непосредственно на занятии с целью уточнить представления о данных предметах, вызвать к ним интерес, желание перенести воспринимаемые образы на бумагу, в глину.

Следующим этапом формирования изобразительной и конструктивной деятельности у ребенка среднего дошкольного возраста является ознакомление его с многообразием способов изображения предметов и явлений в разном материале, т.е. введение в мир условных и графических образов.

Показ различных способов изображения приобретает в средней группе большее значение, чем в младших. В этом возрасте дети способны замечать некоторые признаки предмета - цвет, общую форму, различать его части и детали, и у них возникает желание передать это в рисунке. Но развитие зрительного восприятия несколько опережает развитие специальной умелости руки. Поэтому ребенок очень нуждается в наглядном показе способов изображения, в процессе которого у него формируются представления о графических и пластичных условных образах. Воспроизводя эти способы по памяти или повторяя по нескольку раз вслед за показом воспитателя, дети упражняют руки и глаз, в результате чего у них развиваются формообразующие движения в рисовании и лепке, совершенствуется зрительно-двигательная координация.

К четырем годам у детей усиливается интерес к результатам своей деятельности. Признание окружающими образа, созданного ребенком, является эффективным воспитательным моментом. Дети удивляются и восхищаются своими изображениями и ждут от товарищей и педагога такого же любования. Критические замечания нередко воспринимаются ими как обида и не дают положительных результатов. Однако самостоятельно они не могут находить и исправлять свои ошибки. Поэтому задача воспитателя - создавать такие ситуации, в которых ребенок наглядно убеждался бы в правильности выполненного задания. Например, в рисунке можно предложить ребенку отнести нарисованный им предмет на специально подготовленное место и поставить в таком положении, в каком ему хочется. [3] Если рисунок помнется или порвется, то ребенок наглядно убедится в небрежности выполненной работы и постарается устранить недочеты.

Формированию у детей оценочного отношения к результатам рисования способствует организованное рассматривание всех детских работ с использованием игровых ситуаций, а также составление вначале воспитателем, а затем и самими детьми рассказов по рисункам. С этой целью воспитатель может заранее подготовить место, где будут висеть рисунки. Закончив свой рисунок, ребенок сразу же относит его и вывешивает в указанном педагогом месте. При этом ребенок может сравнить свою работу с другими, придумать рассказ по особенно понравившемуся рисунку. Когда закончат рисовать все дети, воспитатель организует рассматривание, обращаясь прежде всего к тем, кто уже успел рассмотреть рисунки, оценить их, придумать хотя бы очень короткий, элементарный рассказ.

Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети, рассказывая, не ограничивались простым перечислением того, что нарисовано, или оценивали рисунки только с точки зрения аккуратности выполнения. Необходимо предложить подумать, что делает (делал) изображенный персонаж или что было с нарисованным предметом, куда и зачем его положили и почему нравится именно эта работа. В этом случае дети как бы обыгрывают, оживляют статические элементарные образы, проявляя свое отношение к изображаемому. [4] Именно в такой ситуации у ребенка начинает формироваться устойчивый интерес к предлагаемой тематике, а также замысел и объективность в оценке результатов деятельности

Изобразительная деятельность ребенка среднего дошкольного возраста дает ему возможность самостоятельно применять полученные знания на практике, активно упражняться в художественной деятельности, приобретать навыки индивидуальной и совместной работы, получать удовлетворение от ее результатов.

Однако дети 4-5 лет, как уже отмечалось в главе "Развитие детей", еще сохраняют в своем развитии ряд черт, свойственных младшим дошкольникам. В связи с этим и изобразительная деятельность ребенка среднего возраста все еще зачастую имеет игровой характер. Воспитатель должен учитывать данное обстоятельство при планировании занятий и включать в них игровые моменты и ситуации.

1.2 Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству

Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. По этому поводу с самого возникновения школы среди ученых ведутся споры. Мы придерживаемся классификации методов обучения, разработанной И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, Ю.К. Бабанским и М.И. Пахмутовым. Согласно исследованиям этих авторов, можно выделить следующие общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательский. [5]