Значение Великого Октября как коренного поворота в судьбах всего человечества Шацкий понял не сразу. Но растерянность продолжалась недолго. Весь его предшествующий педагогический путь — отрицание старой школы, поиски новых форм воспитания, работа с детьми и подростками рабочей окраины Москвы, разработка проблем трудового воспитания и детского коллектива — неизбежно подводил его к органическому участию в строительстве новой школы. В автобиографической работе «Мой педагогический путь» Шацкий писал: «Тот способ, которым мы разрабатывали нашу педагогическую практику, изучение реальной действительности, изучение условий, в которых живут и воспитываются дети, сама постановка вопроса о создании опытного учреждения — это была такая идея, которая с неудержимой силой стала развиваться в первые годы революционного строительства; наконец, основное — вопросы детского самоуправления, с которыми мы уже в значительной степени свыклись и считали себя, вероятно, не без основания, пионерами в этой области — делало для нас постановку новых педагогических проблем особенно близкой. Тоже, что мешало нам близко подойти к революционному строительству,— наше культурничество, аполитичность, обычное отношение интеллигента того времени к большевикам как к разрушителям — довольно быстро исчезло, как только мне и моим товарищам удалось ближе подойти к тем планам и способам их выполнения, с которыми мы познакомились в новых условиях работы».
С. Т. Шацкий глубоко изучал произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. На базе теории научного коммунизма он пересмотрел весь свой предшествующий опыт, и на этой основе извлек «глубочайшие основания для развития теории и практики педагогического дела новой исторической эпохи». Огромное влияние на Шацкого имела непосредственная работа с Н. К. Крупской, учеником которой он себя считал.
Став в процессе социалистического строительства убежденным марксистом-ленинцем, С. Т. Шацкий все свои силы, огромный педагогический опыт целиком отдал созданию новой школы. В условиях социалистической действительности с наибольшей полнотой расцвел его талант педагога-новатора. Он стал коммунистом, видным деятелем народного образования. С 1929 г. и до конца жизни он был членом Коллегии Наркомпроса. В 20— 30-е гг. имя Шацкого было широко известно и особенно популярно среди учителей. О его экспериментальной деятельности хорошо знали и прогрессивные педагогические круги за рубежом. С. Т. Шацкий достойно представлял советскую педагогику на международных конгрессах. Особенно следует подчеркнуть выдающуюся роль Шацкого в борьбе за советскую школу в конце 20-х гг., когда сторонники так называемой теории отмирания школы пытались навязать партии и советскому обществу свой «ультрареволюционные», а по сути ликвидаторские позиции по важнейшим направлениям культурного строительства. Выступая в 1928 г. в Коллегии Наркомпроса на дискуссии о спорных вопросах педагогики, Шацкий всемерно отстаивал дело укрепления школы, вооружения учителя научной методикой.
Чрезвычайно интересна и плодотворна, но пока мало освещена в педагогической печати деятельность Шацкого в период социалистической реконструкции народного хозяйства, построения основ социализма, связанная с разработкой проблем дидактики, трудового воспитания, роли школы как воспитательного центра в районе своей деятельности, принципов научного обобщения и распространения педагогического опыта.
Шацкий был исполнен глубокой веры в огромное будущее советской педагогики. Он писал: «Все более и более убеждаюсь я в том, что роль буржуазии и в воспитании сыграна, что она ничего не может дать принципиально ценного, нового, что она может еще заниматься техникой, организационной, методической, а вскопать новые пласты педагогических мыслей и создать систему того воспитания, которое нужно новым социальным слоям, неизбежно приходящим на смену старым,— это работа выпадает на долю коммунистической педагогики. Класть в общую работу социалистического строительства педагогические кирпичи — великое дело для современного педагога. Будем в нем участвовать до конца дней своих» (С. Т. Шацкий: Избранные педагогические сочинения в 2 томах. т. 1, с. 40). И он с честью выполнил эту высокую миссию. Педагогический талант Шацкого многообразен. Трудно назвать область педагогической науки и практики, в которую он не внес своего вклада. Это проблемы коммунистического воспитания, Становления и развития детского коллектива, политехнического обучения и трудового воспитания, дидактики, социальной педагогики. Многое сделано Шацким в области подготовки учителя, в изучении и обобщении передового педагогического опыта. Каждый, кто поглубже вникнет в то, что писал С. Т. Шацкий, подходя исторически к его работам, увидит, как актуальны и сегодня многие его педагогические открытия и наблюдения.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И НОВОВВЕДЕНИЯ ШАЦКОГО
Остановимся только на некоторых сторонах его творчества. Шацкий первым в России создал клубные учреждения для детей пролетарской окраины Москвы — Марьиной Рощи. Конечно, «домик в Вадковском переулке» как внешкольное учреждение общества «Детский труд и отдых» кардинальным образом отличается от современных Дворцов и Домов пионеров. Несоизмеримы условия и размах работы, ее содержание и направленность. Но не утратили своего значения педагогические принципы, применявшиеся Шацким в работе этих внешкольных учреждений, рассчитанные на широкую самодеятельность детей, на применение разумно и интересно организованного труда как средства воспитания.
Шацкий — родоначальник русской и советской дошкольной педагогики. Еще в дореволюционные годы им и его ближайшими сотрудниками была разработана оригинальная, как Шацкий называл, русская система воспитания в детском саду, существенно отличавшаяся от той, что была создана Фрёбелем и современницей Шацкого—М. Монтессори. После Октября, когда дошкольное воспитание впервые в мире стало системой государственной, идеи Шацкого получили свое дальнейшее развитие. Он разработал педагогическую систему работы детского сада в условиях как города, так и деревни. Характерным для него был широкий социальный подход к постановке дошкольного дела. Воспитание в детском саду должно давать ребенку всестороннее развитие и быть тесно связано с семьей, средой, окружающей детей, и по возможности делать эту среду лучше, культурней. В статье «Система русского детского сада» (1921) он писал: «...воспитание есть организация детской жизни, объект воспитания — ребенок, и в нем мы прежде всего ценим то, что он есть организм растущий» (С. Т. Шацкий: Избранные педагогические сочинения в 2 томах, т. 1, с. 267).
Рассматривая содержание воспитательной работы в опытном детском саду, в той же статье С. Т. Шацкий выделяет следующие элементы детской жизни: физическое развитие, искусство, умственная жизнь, социальная жизнь, игра и физический труд (см.: там же).
В дополнение к ранее установленным С. Т. Шацким элементам детской жизни добавляется физическое развитие, в других случаях Шацкий употребляет термин «охрана здоровья». Сочетание этих элементов и составляет содержание воспитания в детском саду.
Выдвинутый С. Т. Шацким принцип определения содержания воспитания по видам деятельности детей получил свое применение сегодня в работе массовых детских садов. Программа воспитания детей в старшей группе современного детского сада составлена по разделам: воспитание навыков культурного поведения и соблюдения правил гигиены, расширение ориентировки в окружающем и развитие речи, труд, игры, рисование, лепка, аппликация, конструирование. Особое значение С. Т. Шацкий придавал игре как важному средству воспитания детей. «Игра,— писал Шацкий,— это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» (там же, т. 2, с. 15). В настоящее время проблема игры в работе дошкольных учреждений, и не только в них, является предметом обстоятельного внимания педагогов и объектом научной разработки. Работа с детьми по видам деятельности переносилась Шацким и его коллегами и на детей школьного возраста.
Всестороннее развитие личности как педагогическая проблема глубоко интересовала передовых представителей общественной мысли в России и за рубежом. Но эта идея оставалась светлой мечтой, невозможной для реализации в условиях эксплуататорского общества. Только марксизм-ленинизм поставил ее на реальную основу. Уже в первых документах, определявших развитие новой школы,— второй Программе партии и Декларации о единой трудовой школе — эти направления были ясно выражены. Для нас программное требование партии о всестороннем развитии личности, закрепленное теперь в Конституции СССР, в педагогическом аспекте означает воспитание высокообразованных, всесторонне развитых строителей коммунистического общества, советских патриотов и интернационалистов, готовых активно участвовать в общественно полезном труде, беззаветно защищать социалистическую Родину. Как важнейшая практическая задача она сформулирована и в декабрьском (1977 г.) Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе.
В деятельности С. Т. Шацкого вопросы всестороннего развития ребенка всегда занимали видное место. Пример тому — его экспериментальная работа, описанная в книге «Бодрая жизнь».