Смекни!
smekni.com

Духовное воспитание подростков в процессе воспитания школьников (стр. 6 из 10)

Основной смысловой стержень содержания музыкально­го образования в седьмом классе — «Музыка и современ­ность» с широким кругом вытекающих проблем: Каков он, современный человек? Что такое современное искусство? Подчиняется ли искусство моде? Зачем людям легкая и серь­езная музыка? В чем секрет нестареющего, вечного искус­ства? Если ценности искусства вечные, существуют ли худо­жественные открытия, новаторство? Что объединяет музыку и религию? Зачем людям нужна музыка и какая музыка нуж­на тебе? И др.

Каждая учебная четверть имеет свою тему, но композиция содержания класса в целом напоминает сонатную форму. Тема I четверти —«Что значит современность в музыке» — яв­ляется экспозицией основных проблем года, но не дает их окончательного решения. Темы II и IIIчетвертей — «Музы­ка серьезная и легкая» и «Взаимодействие легкой и серь­езной музыки» — углубляют процесс решения поставлен­ных проблем на новом художественном материале, разраба­тывают их. И, наконец, финальные темы — «Сегодняшний день белорусской музыки» и «Великие наши современ­ники» — являются своеобразной динамической репризой не только седьмого класса, но и всего предмета «Музыка» в це­лом.

Музыкальный материал.

«Замыкая круг». Музыка К. Келъми, слова М. Пушкиной.

«Мой родны кут». Музыка И. Лученка, слова Я. Купалы.

«Не повторяется такое никогда». Музыка С. Туликова, слова М.Пляцковского.

«Лесная чакона». Музыка Н. Кирилиной, слова Г. Георгиева

«Давайте восклицать!» Слова и музыка Б. Окуджавы.

«Дзецям Чарнобыля». Музыка и слова А. Козловой.

«Песня о друге» из к/ф «Вертикаль». Слова и музыка В. Высоц­кого.

«Этот большой мир». Песня из к/ф «Москва-Кассиопея». Музыка В.Чернышева, слова Р. Рождественского.

«Песня менуэта». Музыка Е. Адлера, слова Л. Дымовой.

Д. Бортнянский. Хоровой концерт № 4 «Воскликните, Господеви вся земля».

И. Бах. Органная Токката и фуга ре-минор. Чакона для скрипки соло. Гольдберг-вариации: «Ария», вариации № 1, 14, 16. «Страсти по Матфею»: ария № 47 (ария Петра), № 78. Ария из Мессы си минор. Прелюдия и фуга № 1 C-dur из ХТК, ч. I (по выбору).

Э. Вилла-Лобос. Ария из «Бразильской Бахианы» № 5. А. Шнитке. Прелюдия для альта с оркестром, ч. П. Кончерто гроссо № 2: Каденция, Рондо, Постлюдия.

«Марш веселых ребят». Музыка И.Дунаевского, слова В. Лебе­дева-Кумача.

«Миша Каминский», «Возвращение» из цикла «Через всю вой­ну». Музыка В. Мулявина, слова В. Тараса, Э. Огнецвет.

A. Корелли. Concerto-grossoop. 6, № 8 («Рождественский»).

Д. Шостакович. Романс из к/ф «Овод». Симфонии № 9, 15 (фрагменты). Музыка к кинофильму «Гамлет». «Песня о встречном». Л. Бетховен Соната № 14 («Лунная»). Соната № 2, ч. И. «К Элизе».

Ф. Мендельсон Концерт для скрипки с оркестром, ч. I. А. Веделъ «Покаяния отверзи ми двери» (хоровой концерт).

Г. Горелова. Хорал из Концерта для гитары, струнных и колоколов.

Гречанинов «Сугубая ектинья» (в исполнении Ф.Шаляпина).

П. Чесноков. «Жертва вечерняя».

Духовные песнопения Православной церкви: "Херувимская песнь" (грузинского распева), "Милость мира" (знаменного распева), «Христос воскресе» (греческого распева). Тропарь Белорусским святым (знаменного распева, обработка Л. Ракитского).

Таким образом, мы видим, что программа «Музыка» в 5-7 классах достаточно насыщена произведениями авторов разных эпох и современности, что поможет подростку лучше понять всю силу настоящей классической музыки, духовных произведений и произведений своего народа, определить главное общечеловеческое содержание искусства и научит видеть мир другими глазами.

Современная программа по музыке хотя и адресована учителю, но направлена на ребенка, и содержание от класса к классу «растет» вместе с ним. Поэтому самая главная задача уроков музыки и созидателя-учителя – создать благоприятные условия для выращивания чувства красоты и духовности, их отзывчивости и стремлении их создать в каждом ребенке. Ибо это самая важная человекотворящая функция музыкального образования.

2.2 Разработка уроков музыки с использованием классических и духовных произведений.

Урок 1.

Тема урока: «Библейские сюжеты в музыке» 7-й класс.

Данный урок выстроен на методе пространственно- временных аналогий и взаимодействия различных видов искусств. Используя прием сопоставления музыки и эпохи, рассматривается музыкальный материал от средневековья до наших дней, анализируется и сравнивается между собой.

Цель урока: духовное развитие детей через постижение духовной музыкальной культуры средствами различных видов искусств.

Оформление доски: тема урока, фамилии, портреты композиторов и исполнителей, нотной текст, листы с названиями произведений, которые приклеиваются к доске по ходу урока.

Используемые источники: Библия, СД диск «Святые лики», СД диск «Лувр» (интерактивная энциклопедия на русском языке), СД диск «Большая художественная энциклопедия», СД диск «Музеи Европы», СД диск «Земле русская» (песнопения Всенощного бдения и Божественной Литургии), СД диск «Органная музыка И.С.Баха», СД диск «Энциклопедия классической музыки», аудиозапись лучших произведений Луи Армстронга.

Ход урока.

(Учащиеся входят в класс под музыку Баха-Гуно «AveMaria»).

УЧИТЕЛЬ: Дорогие друзья, здравствуйте! Кто из вас знает произведение, которое только что прозвучало?

Дети: Это «AveMaria».

УЧИТЕЛЬ: Какое настроение вызывает это музыка? Попробуйте её охарактеризовать.

Дети: Музыка лирическая, нежная, светлая.

УЧИТЕЛЬ: О какой Марии здесь идёт речь? Кто такая Мария?

Дети: Мария – Мать Иисуса Христа.

УЧИТЕЛЬ: Откуда вы про Нее знаете?

Дети: Из Библии.

УЧИТЕЛЬ: Спасибо. А какой композитор написал это произведение?

Дети: Иоганн Себастьян Бах и Шарль Гуно.

УЧИТЕЛЬ: Эти композиторы жили в одно время?

Дети: Нет, в разное.

УЧИТЕЛЬ: Действительно, спустя двести лет, композитор Шарль Гуно дал новое рождение музыке Иоганна Себастьяна Баха. Он как будто вдохнул в нее жизнь заново, и она приобрела краски и многообразие романтической эпохи.

Вернемся к Библии. Вы знаете, что эта книга по статистике является самой читаемой книгой в мире?

Дети: Да.

УЧИТЕЛЬ: Именно поэтому, тема нашего урока «Библейские сюжеты в музыке». Приведите мне, пожалуйста, примеры современных и актуальных выражений, поговорок, которые были взяты из этой книги.

Дети: «Что посеешь, то и пожнешь», «Не судите и не судимы будете».

УЧИТЕЛЬ: «Не от мира сего…», «Фома неверующий…», «Волк в овечьей шкуре». И еще многое другое. Спасибо. В этой книге передается вся палитра человеческих чувств: доброта – злоба, милосердие – равнодушие, щедрость – жадность и др. здесь можно найти ответы на разные жизненные вопросы. Именно поэтому великие мастера обращались к этой Книге и черпали из нее сюжеты для своих произведений в музыке, живописи и литературе.

Издавна на разных континентах мира люди возносили Богу молитвы, и звучали они по разному. Сегодня на уроке мы познакомимся с христианской музыкой разных эпох и народов.

Обратимся к средневековой России и послушаем православное песнопение, которое называется «Богородице Дево, радуйся». Звучит оно на церковно-славянском языке. А вашему вниманию будет предложен ряд слайдов с фотографиями икон Богородицы, именуемых «Умиление». Хочу попросить вас сравнить музыку, которая сейчас прозвучит с той, которая звучала в начале урока. Напомню, что эти два произведения посвящены Святой Марии.

(Звучит песнопение в изложении архимандрита Матфея; исполняет мужской хор Свято-Троицкой Сергеевой Лавры, а на экране телевизора мультимедийной системы меняются слайды, которые были взяты из энциклопедии «Святые лики»).

УЧИТЕЛЬ: Какие чувства у вас вызвала эта православная музыка и эти иконы? Похожи эти чувства на те, которые у вас возникли после прослушивания западноевропейского произведения Баха-Гуно «AveMaria»?

Дети: Чувство печали, скорби, утраты.

УЧИТЕЛЬ: Можно так сказать, потому, что звучит песнопение в миноре.

Дети: Эта музыка отличается от зарубежной тем, что она более печальная и звучит в исполнении мужского хора.

Дети: « AveMaria» звучит легче.

УЧИТЕЛЬ: Попробуйте ответить, почему?

Дети: Потому что она звучит в мажоре, здесь светлая мелодия и аккомпанемент, как у гитары.

УЧИТЕЛЬ: Конечно. Это произведение было создано заново относительно недавно, в XIX веке, композитором романтиком Шарлем Гуно. Оно нам близко по восприятию, а православная песнопение написано строго по средневековым церковным канонам, от которых композитор отходить не имел права. Вы все правильно сказали. Действительно, образ Богоматери очень многогранен, потому что Она самая счастливая и самая несчастная Женщина на земле. Как вы думаете, почему Она самая счастливая?

Дети: Потому что подарила миру Иисуса Христа.

УЧИТЕЛЬ: Верно. А почему самая несчастная?

Дети: Она потеряла Своего Сына.

УЧИТЕЛЬ: Да, уже на 40-й день после рождения Иисуса Христа Мария узнала о том, что Ей суждено пережить Своего Сына, а для Матери это, наверное, самое страшное.

Теперь перенесем наш взор в Западную Европу. В католических и лютеранских церквях звучат фуги, пассионы и мессы. Скажите, пожалуйста, какой композитор работал в этом жанре?

Дети: Иоганн Себастьян Бах.

УЧИТЕЛЬ: И так, снова Иоганн Себастьян Бах. Я поставлю небольшой отрывок из фуги «Ре минор». Может быть, этот фрагмент вызовет какую-нибудь ассоциацию с тем или иным библейским сюжетом. (Учитель включает на 30 секунд фрагмент фуги).