3. Массаж грецкими орехами. Предлагается:
а) катать два ореха между пальцами;
б) прокатывать один орех между пальцами;
в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;
г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.
4. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами; удерживать его в определённом положении в правой и левой руке.
5. Массаж «чётками». Перебирание «чёток» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество «чёток» (в прямом и обратном порядке).
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной [19, 168–172].
Первый этап мышления называют наглядно – или предметно – действенным. С полным основанием такое мышление можно назвать «ручным» – ведь только манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.
Чем больший запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт ко второму этапу – наглядно-образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами: «Печенье круглое, как колесо», «Плащ бегемотового цвета», «Дай такую букву, как баранка».
Третий этап – словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью. В итоге приходим к выводу: начало развитию мышления даёт рука. Как писал физиолог И.П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» [68, 76].
Современные педагоги, опираясь на данные физиологии и нейропсихологии, пытаются определить по ручной умелости детской руки особенности развития мозга, центральной нервной системы, а также выяснить степень соответствия возрастным нормам, требованиям и «стандартам», степень и уровень подготовленности руки к школьному обучению [49].
Чаще всего анализируются графические умения детей. Так, английские исследователи Д. Элстон и Д. Тейлор оценивают, соответствует ли норме развитие мозга и руки ребёнка по результатам копирования простейших геометрических фигур [93, 64]. Нормой считается, если в два года ребёнку доступно копирование вертикальной линии определённой длины; в два с половиной года – горизонтальной линии; в три года – копирование круга; в четыре года – пересекающихся линий, с соблюдением размеров и соотношения штрихов; в пять лет – копирование квадрата; в пять с половиной лет – треугольника; в шесть лет – простейших геометрических фигур с соблюдением их размеров и штрихов.
Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдёт в школу, – это развитие точных движений, или, как их ещё называют, тонкой моторики [93, 75]. В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками, причём зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребёнку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить. В головном мозге самые большие зоны «обслуживают» движение руки, особенно кисти и больше всего – большого пальца. Полноценное развитие движений – необходимый этап и условие мыслительной деятельности; известно, например, что глухонемые дети, объясняющиеся посредством жестов, не всегда могут овладеть абстрактными понятиями и достичь высокого уровня обобщения.
Развитие движений ребёнка происходит «от плеча к кисти»: сначала это беспорядочные движения рук младенца, который нередко попадает себе по носу, но промахивается, пытаясь достать погремушку. Затем, в возрасте 1 – 3 лет, это возникновение так называемого «предметного действия», действия согласно основному предназначению предмета: если это ложка, ребёнок должен ею есть, а не стучать, расчёской – причёсываться и т.д.
Примерно с 3 лет возникает интерес ребёнка к изображению предметов, и он пытается овладеть карандашом. И, наконец, в возрасте 6 – 7 лет его моторика уже готова к тому, чтобы учиться писать скорописью. Причём любопытно, что именно в этот момент в созревании центральной нервной системы происходит резкий скачок, и 6 – летки разительно отличаются по своим двигательным возможностям от 7 – леток (на этом, в частности, строится много возражений против обучения с 6 лет).
Очень часто общеинтеллектуальное развитие ребёнка опережает его моторные навыки, и бывает обидно, если обучение в школе осложняется или вообще откладывается на год по этой причине.
Таким образом, изучив исследования многих ученых, мы приходим к выводу, что движения рук, связанные с включением пальцев, необходимы для развития ребёнка. Если это сделать несвоевременно, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением письму в школе и другие проблемы в развитии ребёнка.
Необходимость изучения проблемы готовности детей к школе и подготовки их руки к письму в настоящее время становится очевидной не только узким специалистам, но и широким кругам общественности. Глубокий анализ психического развития дошкольников позволил проследить тесную взаимосвязь между развитием мелкой моторики и функций головного мозга, обеспечивающих ребенку его интеллектуальное развитие.
Развитие мелкой моторики и двигательной координации дошкольников обеспечивается в процессе выполнения разнообразных видов ручной деятельности: рисования, аппликации, лепки, выкладывания узоров из мозаики, конструирования из некрупных деталей. В старшем дошкольном возрасте этому способствуют занятия рукоделием: шитьём, вышиванием, вязанием, макраме.
В результате теоретического анализа мы пришли к выводу, что развитие у детей зрительно-двигательной координации обеспечивает формирование у них навыков письма, крайне необходимых для успешного обучения в школе.
2. Исследование мелкой моторики и зрительно-двигательной координации с детьми дошкольного возраста
2.1 Диагностика уровня развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации на констатирующем этапе
В начале 2008–2009 учебного года в четырех группах детей: двух экспериментальных и двух контрольных были проведены следующие тесты:
1. Тест «Нарисуй человека», предназначенный для оценки психического развития детей 3–7 лет.
Этот тест может быть использован для измерения:
1) зрительной перцепции;
2) тонкой моторики;
3) уровня развития сенсомоторики;
4) примерной оценки уровня умственных способностей;
5) успешности обучения в школе в течение первых лет;
6) определения школьной зрелости;
7) уровня концентрации внимания.
Тестирование проводилось в виде игры. Соблюдалась стандартность процедуры тестирования: подбиралась одинаковая бумага, одинаковые карандаши.
Оценка рисунка проводится по 37 пунктам: 17 содержательным, которые связаны с характеристикой деталей, и 20 формальным, которые касаются пропорций частей тела.
2. Зрительно-моторный гештальт-тест Лоретты Бендер, предназначенный для оценкиуровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей. Гештальт-тест Бендер оценивает развитие способности детей к копированию (перерисовыванию) различных геометрических фигур и их сочетаний. Как показали специальные исследования, незначительное, на взгляд взрослого человека, изменение расположения стимульной фигуры (например, её поворот на 45 градусов) делает еёкопирование крайне трудным для детей одного возраста и не влияет на ответы детей другого возраста. Так, в норме ребёнок двух лет может успешно воспроизвести вертикальную линию; трёхлетний может скопировать окружность и прямой крест, имея перед собой образец; в четыре года – прямоугольник; наконец, в пять лет – квадрат, треугольник и косой крест, а также вполне опознаваемую схематическую фигурку человека; дети более старшего возраста постепенно обнаруживают способность воспроизводить всё более сложные комбинации фигур, учитывая их взаимное расположение, количество элементов и размеры. В сравнении с задачей рисования задача копирования в меньшей степени задействует творческие способности ребёнка, но предъявляет значительно более жёсткие требования к навыкам контроля деятельности.
Эти методики мы использовали чтобы: выявить существование значимых корреляций между степенью сформированности у детей способности к копированию геометрических фигур и интеллектуальными способностями и измерить зрительную перцепцию, тонкую моторику, уровень развития сенсомоторики, примерно оценить уровень умственных способностей, уровень успешности обучения в школе в течение первых лет, определить уровень школьной зрелости и уровень концентрации внимания.
Результаты диагностикипредставлены в таблицах1–4, на рисунках 1–6 (Показатели в баллах – в приложениях 3–6).
Таблица 1. Уровни выполнения теста «Нарисуй человека» Гудинаф – Харриса в экспериментальной группе (констатирующий этап)