Уровни | Диапазон баллов | Количество человек | Количество человек (в %) |
Высокий | 32 – 37 | 0 | 0% |
Выше среднего | 24 – 31 | 7 | 17,5% |
Средний | 16 – 23 | 21 | 52,5% |
Ниже среднего | 9 – 15 | 12 | 30% |
Низкий | 0 – 8 | 0 | 0% |
Из таблицы 1 видно, что в экспериментальной группе на констатирующем этапе со средним уровнем развития сенсомоторики 52,5% детей, с уровнем выше среднего 17,5% детей, с уровнем ниже среднего 30% детей. Наглядно полученные результаты отражены на рис. 1.
Рис. 1. Представленность уровней психического развития детей в экспериментальной группе (констатирующий этап)
Таблица 2. Уровни выполнения теста «Нарисуй человека» Гудинаф – Харриса в контрольной группе (констатирующий этап)
Уровни | Диапазон баллов | Количество человек | Количество человек (в %) |
Высокий | 32 – 37 | 0 | 0% |
Выше среднего | 24 – 31 | 10 | 25% |
Средний | 16 – 23 | 18 | 45% |
Ниже среднего | 9 – 15 | 12 | 30% |
Низкий | 0 – 8 | 0 | 0% |
Из таблицы 2 видно, что в контрольной группе на констатирующем этапе со средним уровнем развития сенсомоторики 45% детей, с уровнем выше среднего 25% детей, с уровнем ниже среднего 30% детей. Наглядно полученные результаты отражены на рис. 2.
Рис. 2. Представленность уровней психического развития детей в контрольной группе (констатирующий этап)
Рис. 3. Представленность уровней психического развития детей в экспериментальной и контрольной группах (констатирующий этап)
Из таблиц 1 и 2, а также по рисунку 3 мы видим, что в экспериментальной и контрольной группах нет детей с высоким и низким уровнем выполнения теста «Нарисуй человека» Гудинаф – Харриса. В экспериментальной группе у большинства детей средний уровень развития сенсомоторики (52,5%), в контрольной группе с оценкой выше среднего и ниже среднего практически одинаково (25% и 30%).
Таблица 3. Уровни выполнения гештальт-теста Бендер в экспериментальной группе (констатирующий этап)
Уровни | Диапазон баллов | Количество человек | Количество человек (в%) |
Высокий | 15 – 36 | 5 | 12,5% |
Средний | 37 – 46 | 10 | 25% |
Низкий | 47 – 65 | 25 | 62,5% |
Из таблицы 3 мы видим, что уровень развития зрительно-двигательной координации у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе на констатирующем этапе низкий (62,5%); присутствует значительное количество детей с среднем уровнем (25%); с высоким уровнем 12,5%. Наглядно полученные результаты отражены на рис. 4.
Рис. 4. Представленность уровней зрительно-двигательной координации в экспериментальной группе (констатирующий этап)
Таблица 4. Уровни выполнения гештальт-теста Бендер в контрольной группе (констатирующий этап)
Уровни | Диапазон баллов | Количество человек | Количество человек (в%) |
Высокий | 15 – 36 | 0 | 0% |
Средний | 37 – 46 | 14 | 35% |
Низкий | 47 – 65 | 26 | 65% |
Из таблицы 4 мы видим, что уровень развития зрительно-двигательной координации у детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе на констатирующем этапе, также как и у детей экспериментальной группы, в основном низкий (65%); детей со средним уровнем развития больше, чем в экспериментальной группе на 10% – 35%; детей с высоким уровнем развития зрительно-двигательной координации нет. Наглядно полученные результаты отражены на рис. 5.
Рис. 5. Представленность уровней зрительно-двигательной координации в контрольной группе (констатирующий этап)
Рис. 6. Представленность уровней зрительно-двигательной координации в экспериментальной и контрольной группах (констатирующий этап)
Из таблиц 3 и 4 видно, что в экспериментальной группе на высоком уровне 5 человек, а в контрольной группе нет ни одного. На среднем уровне в обеих группах количество человек незначительно отличается (ЭГ – 10 человек, КГ – 14), а на низком уровне в экспериментальной группе на одного человека меньше (25 человек).
2.2 Содержание работы по развитию мелкой моторики и зрительно–двигательной координации на формирующем этапе
В течение одного года мы проводили с детьми старшего дошкольного возраста (40 человек) естественный эксперимент, задачи которого заключались в следующем:
1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребёнка к овладению письмом:
– развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
– развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Совершенствовать зрительно-моторную координацию в системе «глаз – рука», развивать навыки точного копирования образца.
3. Развивать умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи; контроль за собственными действиями.
4. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики и зрительно – двигательной координации регулярной, выделить для неё оптимальное время в режиме дня, ввести её в систему педагогической работы.
5. Формировать у детей интерес к подобным упражнениям, превратить их в занимательную игру.
Для работы с детьми использовались следующие методы и приёмы работы[7; 8; 52; 69; 70 и т.д.]:
1. Игры с пальчиками.
2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
3. Пальчиковые игры со стихами.
4. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
5. Пальчиковый театр.
6. Театр теней.
7. Пальчиковые игры со скороговорками.
8. Ручной труд (шитьё, вышивание, плетение, оригами, лепка, нанизывание бус из бумаги, рябины, бисера и т.д.).
9. Специальные упражнения по подготовке руки к письму.
10. Движения с мелкими предметами.
В условиях дошкольного учреждения дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Как показывают наблюдения за детьми, начинающими обучение в школе, этого не достаточно для подготовки руки ребёнка к письму, необходима продуманная система специальных занятий и упражненийпо формированию у детей графических навыков не только в дошкольном учреждении, но и дома.
Формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму, является важной задачей подготовки ребёнка к систематическому обучению в школе. Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя вначале перед ребёнком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Соедини точки» и др. Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребёнка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.
В подготовительной группе (седьмой год жизни) перед детьми ставятся собственно графические задачи, сначала простые (обведение элемента буквы по точкам), затем более сложные (написание элемента буквы самостоятельно). При этом важно обратить внимание ребёнка на то, что он уже многое умеет и у него получается значительно лучше,чем в начале. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым взрослый стимулирует интерес ребёнка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.
Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счёт мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Опыт графических упражнений ребёнок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приёмам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур [61, 96].
Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития других учебно-важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно – двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации. Очень полезны для тренировки мелкой моторики рук различные игры и игровые упражнения.Развитию мышц кисти способствует выполнение точных, тонко скоординированных движений пальцев рук: лепка из глины, вышивание, застёгивание мелких пуговиц. Можно использовать игры с мячами небольшого размера, такими, которые можно удержать одной рукой [69].Очень полезны в старшем дошкольном возрасте и вызывают интерес у детей разнообразные «пальчиковые игры» и гимнастика для пальцев. Смысл пальчиковых игр заключается в том, что ребёнку предлагают с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук изображать животных, людей и предметы.Задачей пальчиковой гимнастики является укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением кисти по показу, представлению, словесной команде.
Для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму нами использовалась методика, разработанная Т.В. Фадеевой [61, 79–136].