Смекни!
smekni.com

Контроль знаний на уроках мировой художественной культуры (стр. 5 из 10)

Проверка помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

Таким образом, в главе 1 я рассмотрела сложившееся на сегодняшний день понимание контроля, а также сформулировала некоторые свои замечания по этой проблеме. Тем самым, в этой главе я выполнила первые две задачи, поставленные передо мной при написании этой работы, а именно: 1)определены цели проведения контроля знаний и умений учащихся на уроках МХК;

2) систематизированы накопленные сведения по проблеме контроля знаний учащихся;

Результаты моей работы в главе 1 можно кратко изложить в следующей таблице:

Цели контроля знаний и умений учащихся -диагностирование и корректирование знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой по МХК, а именно: определение уровня приобретённых знаний в области основных видов и жанров искусства , направлений и стилей МХК, особенностей языка различных видов искусств;а так же уровеня полученных навыков (знание изученных произведений и соотнесение их с определённым стилем, эпохой, направлением ; установка стилевых и сюжетных связей между произведениями различных видов искусств).-учет результативности отдельного этапа процесса обучения; -определение итоговых результатов обучения на разном уровне;-обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формирование потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.
Методы контроля на уроке МХК - Устная проверка. - Проверка письменных работ. - Проверка практических работ.
Виды контроля и их назначения Предварительный контроль (сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерить «прирост» знаний, определение степени сформированности умений и навыков;Текущий контроль (регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка);Периодический контроль (позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета);Итоговый контроль (направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения Мировой художественной культуры).

Изучение предмета Мировая художественная культура в школе помогает эстетическому и нравственному воспитанию школьников, развивает их творческих способности. Учащиеся приобщаются не только к отечественным, но и мировым ценностям, учатся ценить и понимать искусство, быть толерантными. В современном мире нельзя забывать историю и культуру прошлого. Это опыт наших предков, то, что мы должны знать и изучать.

Следует также помнить, что МХК – самый объемный предмет в школе. Перегруженность информацией на уроках не вызывает положительной реакции ни у учащихся, ни у самого педагога. Поэтому необходимо учитывать возраст и психологические особенности учащихся. Чтобы учащимся дать широкое представление о развитии мировой культуры во всем ее многообразии, нужно обращаться к тому материалу, который они изучают на уроках общественно-гуманитарного цикла, к знаниям и умениям, полученным на занятиях по истории, литературе, ИЗО, музыке.

В процессе обучения учитель использует различные виды деятельности учащихся. Важно постоянно развивать все богатство видов деятельности, обеспечивающих всестороннее развитие личности. Знание видов деятельности, характерных для определённого возрастного периода, позволяет педагогам более активно использовать их в обучении и воспитании.

Практическая часть «Методика проведения контроля знаний, умений и навыков на уроках Мировой художественной культуры».

2.1 «Специфика контроля на уроках Мировой художественной культуры»

При рассмотрении данного вопроса, я постараюсь дать оценку целесообразности использования определённых форм контрольных мероприятий на уроках Мировой художественной культуры и определить, какая именно деятельность скрывается за тем или иным названием формы контроля знаний, умений и навыков учащихся. Следует отметить, что осуществление текущего и итогового контроля на уроках МХК тесно связано со спецификой предмета, творческим характером его освоения, что предполагает дополнение традиционных форм и способов контроля специфическими.

Предмет «Мировая художественная культура» является частью области искусства. Контроль на уроках МХК связан как с оценкой фактологического материала, так и с творческой деятельностью учащегося. Усвоение предлагаемого материала для ребенка невозможно без эмоционального и чувственного восприятия. Только то, что тронуло душу и сердце, становится важным, повышает мотивацию и интерес к предмету. В связи с этим возникает противоречие: учитель стремится вызвать эмоциональный отклик у учащихся, но ему необходимо в то же время оценить их знания. Методы опроса учащихся многообразны, но в методической литературе встречаются в основном материалы по конкретному наполнению тестов или вопросников. Однако, поскольку программы не унифицированы и один и тот же период изучается детьми разного возраста, интерес представляет не наполнение проверочной работы, а ее форма, причем с учетом психологических возможностей учащихся.

Предмет МХК является комплексным, интеграционным, поэтому система проверки знаний впитала в себя различные методы контроля и самоконтроля, которые встречаются в практике российской школы. Рассмотрим их.

Тестовые задания позволяют диагностировать уровень усвоения знаний и степень их осознанности. Кроме этого тесты способствуют накоплению новой информации, формируют интеллектуальные умения и систематизируют знания. Здесь учащимся предлагается несколько, обычно 2-3, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта форма контроля тоже имеет свои преимущества, неслучайно это одна из наиболее распространенных форм контроля во всей системе образования. Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время. Несмотря на все очевидные достоинства, тестовые задания имеют ряд недостатков. Главный из них – это трудность формулирования вариантов ответов на вопросы при их составлении. Если ответы подобраны учителем без достаточного логического обоснования, большинство учащихся очень легко выбирают требуемый ответ, исходя не из имеющихся у них знаний, а только лишь из простейших логических умозаключений и жизненного опыта. Поэтому учителю бывает трудно или даже невозможно составить удачный тест без теоретической подготовки. Рассмотрев работы учителей и методистов по созданию тестов , я сделала вывод, что идеология составления подобных заданий примерно одинакова у разных авторов: "на каждый вопрос приведено от двух до пяти ответов, среди которых один (реже два) являются правильными, а остальные - неполные, неточные или неверные, большая часть неверных ответов - типичные или вероятные ошибки учащихся". [№ 22, с.3] Однако, существуют тестовые задания, отличающиеся от привычной схемы их построения, например: составить текст из фрагментов, рассудить спор на уроке МХК1. Последнее задание мне показалось наиболее интересным, т.к. ученик, прослеживая доводы разных учеников в споре и пытаясь выяснить, кто прав, а кто ошибается, сам проводит похожие рассуждения. Трудность состоит в том, что доводы обеих сторон достаточно правдоподобны: здесь тоже прослеживается общая идея составления тестов, следовательно найти ошибку в рассуждениях подчас бывает очень нелегко.

Следует однако отметить, что тестовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний и умений учащихся, оставляя в стороне практическую деятельность. По результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения учащихся применять полученные знания, например, при анализе художественного произведения, а так же способности построения логически связанного ответа в устной форме.

Задания с выбором ответа целесообразно применять в тех случаях, когда эта форма контроля знаний имеет преимущества перед другими, например, они особенно удобны с применением различного типа контролирующих машин и компьютеров. Авторы тестовых разработок сходятся во мнении, что тесты не могут заменить других форм контроля, однако что они открывают много новых возможностей перед учителем, проводящим в классе контрольный урок, т.к. снимают трудности, характерные для устных и письменных ответов учащихся на поставленный вопрос. Отмечается один из основных недостатков этого метода: тестовый контроль не проверяет умение учащихся строить ответ, грамотно и логично выражать свои мысли , рассуждать и обосновывать свои суждения, проявлять творческий подход. В этой связи многие авторы предлагают после проведения тестового контроля проверять, насколько правильно учащиеся могут устно обосновать ответы, которые они дали в тестовых заданиях, причем на это должен отводиться еще один контрольный урок. [№ 22] Я не согласна с таким решением проблемы, т.к. при этом теряется основное преимущество такой формы контроля: возможность проверить большой объем знаний за небольшой промежуток времени. По-моему, решение этой проблемы может быть только одно: сочетание тестовых заданий с другими формами контроля, которые смогут проверить области, недоступные тестам, не дублируя их результаты.

При всей заданности формы тестов их составление предполагает учет специфики предмета: не рекомендуется давать тесты на репродуктивное воспроизведение информации, следует ограничить тесты, направленные на перечисление дат жизни, имен творцов искусства, названия произведений.

Зачет – одна из форм обобщающего итогового повторения. Цель – систематизировать пройденный материал, создать у учащихся целостное представление о каком-либо блоке изучаемого материала. Это одна из основных форм контроля в старших классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся, показывает реальный потенциал учащихся, способствует самопроверке знаний, приучает к самостоятельной работе, повышает ответственность школьников за процесс обучения. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачет от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Подготовка к зачету прививает опыт самостоятельной исследовательской работы как с разнообразными источниками информации, так и с реальными объектами культурного наследия. Порядок проведения зачета может быть различен. В основном это объясняется стремлением учителей уложиться в отведенный для контроля урок или два. Зачёт- это единственная форма контроля, где происходит непосредственная проверка знаний и умений учащихся учителем, идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ученику. Поэтому, по моему мнению, зачет надо проводить в его традиционной форме, как беседа учителя и ученика, но для МХК наиболее приемлемы те, которые используют элемент игры. в методической литературе сложились некоторые принципы подготовки и проведения зачета по теме: