Смекни!
smekni.com

Математические соревнования в четвертом классе (стр. 2 из 2)

Литературные вопросы

1. Сколько раз нужно было повернуть золотым ключиком, чтобы открыть потайную дверь?

2. Сколько сольдо заплатил Буратино за билет в кукольный театр Карабаса-Барабаса?

3. Сколько мышей потребовалось фее превратить в статных лошадей, чтобы доставить Золушку на бал?

4. Сколько месяцев просидела царица у окна, ожидая царя?

5. Сколько грошей отдала женщина колдунье за зернышко, из которого вырос тюльпан, где оказалась Дюймовочка?

6. Сколько братьев было у оловянного солдатика?

7. Сколько витязей прекрасных «чредой из вод выходят ясных»?

8. Сколько лет прожили старик со старухой у самого синего моря?

9. Какого роста была Дюймовочка?

«Назови произведения»

Ведущий. Вспомните литературные произведения, в названиях которых есть число. Побеждает команда, назвавшая последней произведение.

Итог урока

В конце соревнования жюри подводит общие итоги и вручает отдельным детям и командам медали «Лучший математик» и дипломы.


УРОК «ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ» «ЕСЛИ ВМЕСТЕ, ЕСЛИ ДРУЖНО»

Особенность этой игры – эстафетный характер заданий, когда от вклада каждого, от четкости взаимодействия зависит общий результат.

Задачи:

1. Формирование дружного коллектива.

2. Развитие навыков взаимодействия

3. Развитие логического мышления и воображения, проверка элементарных математических навыков.

Ход соревнования:

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами – соревнование. Соревноваться будем под девизом: Если вместе, если дружно». Для этого разделимся на две команды. Так как соревноваться будем в области математики, то обе команды будут носить имена великих математиков прошлого: «Пифагорики» и «Архимедики» (выдаются эмблемы).

Соревнования будут эстафетными, поэтому будьте готовы проявить взаимопомощь и взаимовыручку.

Эстафета 1. Очень длинный пример

На планшете написаны примеры. Каждый участник командыподбегает, решает один пример и передает эстафету следующему. Кто быстро и правильно решит весь пример?

Эстафета 2. Собери робота

Участники команд берут из корзинок геометрические фигуры: круги, треугольники, квадраты, многоугольники и т.д. и крепят их на доске так, чтобы получился робот. У кого получится лучше?


Эстафета 3. Каждому по примеру

Количество математических примеров на доске соответствует числу участников команды. Участники команд по очереди подбегают к доске и решают по одному примеру (на выбор), побеждает команда, которая быстрее и без ошибок решит все примеры.

Эстафета 4. Без права на ошибку

Команда выстраивается в шеренгу, у каждого в руках листок и ручка. Ведущий читает задачу:

1. Всадник без головы проезжает 72 км за 6 часов. Сколько часов понадобится ему, чтобы преодолеть 54 км, если он будет двигаться пешком с вдвое меньшей скоростью?

2. Два мальчика побежали навстречу друг другу по спортивной дорожке, длина которой - 100 м, а ширина - 60 см. Один мальчик бежал со скоростью 5 м/с, и второй бежал со скоростью 5 м/с. Через сколько секунд они столкнулись лбами?

Каждый участник пишет ответ на листочке и показывает жюри, которое отмечает количество правильных и неправильных ответов. Ответ, не поднятый до сигнала ведущего, считается неправильным.

Затем выстраивается другая команда и решает задачи:

1. С одного дерева сняли 164 груши, а со второго - 5 мальчиков, каждый из которых, сидя на дереве, съел по 27 груш. После этого со второго дерева сняли еще 94 груши. Сколько груш было на обоих деревьях?

2. От морского вокзала в 14 часов отошли одновременно в противоположных направлениях теплоход и пешеход. Теплоход двигался со скоростью 40 км/ч, а пешеход - со скоростью 10 км/ч. Если через 2 часа пешеход повернется и сначала побежит со скоростью 20 км/ч, а потом поплывет со скоростью 160 км/ч, то догонит ли пешеход пароход к 19 часам?

Побеждает команда, давшая большее количество правильных ответов.

Эстафета 5. Математическая сказка

Все участники команды, говоря по предложению, продолжают сказку, которую начинает ведущий.

Первая команда. Однажды в Математическом королевстве случилась беда…

Вторая команда. У Пятерки был день рождения, и она пригласила на него своих друзей…

Итог урока.

Итак, подведем итоги. Какая команда была самая дружная, кому удалось лучше справиться с трудными математическими заданиями?

А еще очень важно, - вы поняли: если вместе взяться за дело, то самые трудные примеры решить легко.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Технология организации всех соревнований базируется на методике и технологии коллективной творческой деятельности, разработанной И.П. Ивановым. В ее основе – активное участие детей во всех этапах и элементах соревнования: от замысла до анализа результатов.

Чтобы соревнования приобретали развивающий характер, их содержание должно выходить за пределы учебных программ и учебников, за пределы известного детям, или, как говорил Л.С. Выготский, располагаться в «зоне ближайшего развития». Деятельность детей должна требовать от них определенных усилий. Проводя познавательные соревнования, учитель ориентируется на уровень общего умственного и социального развития детей, внося в них конкретные коррективы в соответствии с его педагогическими задачами.

Сочетание математического содержания с движением в эстафетах позволит четвероклассникам соединить учебу с реальной жизнью, игрой. Поэтому очень важно, чтобы данная игра меньше всего напоминала урок. В ходе соревнования не стоит устанавливать жесткую дисциплину, но следует вежливо подсказывать правила взаимодействия, напоминать о том, что возможна взаимопомощь. Набор эстафет нужен и для того, чтобы вступил в действие механизм самоорганизации, когда без особого учительского вмешательства от эстафеты к эстафете больше становится порядка и организованности. Состав команд в играх-соревнованиях может меняться в каждой игре, чтобы у учащихся не появился конкретный постоянный соперник, на котором можно срывать свое зло и свою агрессию. Если такое соревнование проводится в классе впервые, то учителю важно подумать о помощниках, которые при необходимости помогли бы снять возникшие конфликты. При подведении итогов важно отметить не столько то, кто победил, сколько факты оказания помощи, проявления дружбы. Важный педагогический момент соревнования – помочь учащимся осознать, что учиться вместе легче, чем поодиночке, что у них такие прекрасные одноклассники, которые всегда помогут.


Использованная литература

1. Бесова М.А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Ярославль. Академия развития, 1997

2. . Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 272 с.

3. Григорий Остер. Сборник. МОСКВА "Спарк-М" 1992

4. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., 1990

5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Ч.1. Практическое пособие для учителей начальной школы. – Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2004. – 151 с.