Смекни!
smekni.com

Основные модели реабилитации (стр. 7 из 12)

борьбы с алкогольной интоксикацией путем рвоты и других механизмов защиты.

Как часто некоторые люди с гордостью отмечают у своих товарищей повышенную устойчивость к алкоголю, считая, что это связано с физическим здоровьем. А на самом деле повышенная устойчивость к водке — первый признак начинающегося алкоголизма, симптом серьезного заболевания. Для алкоголика, что рюмка, что стакан, что бутылка вина — все едино. Уже от рюмки спиртного он приходит в состояние эйфории — возбуждения, которое только усиливает его стремление выпить, а затем последующие дозы мало меняют его внешний вид, хотя в организме происходят заметные сдвиги.

Вначале алкоголик проявляет чрезвычайную активность, пытаясь "вне очереди" выпить очередную стопку, начинает буйствовать или дурачиться. Но вот последняя капля переполняет пределы устойчивости, и алкоголик "отключается" от внешнего мира, впадая в забытье. Потеря контроля за количеством выпитого, непомерная жадность к спиртному и сопровождающее это неконтролируемое развязное, нередко циничное поведение — стойкие признаки алкоголизма.

На поздних этапах алкоголизма переносимость спирта внезапно понижается и у заядлого алкоголика даже малые дозы вина вызывают тот же эффект, как и большие порции водки в прошлом. Для этой стадии алкоголизма характерно тяжелое похмелье после приема алкоголя: плохое самочувствие, раздражительность, злобность. Во время так называемого запоя, когда человек пьет ежедневно, на протяжении многих дней, а то и недель, патологические явления настолько выражены, что для их ликвидации требуется медицинская помощь.

Одним из характерных осложнений во время запоя является так называемая белая горячка, о которой мы расскажем отдельно.

Таким образом, независимо от формы пьянства каждый прием алкоголя вызывает выраженные изменения в организме, а последующие и все большие дозы спиртного ведут к психической деградации личности и общему заболеванию.

После употребления алкоголя происходят эмоциональные изменения, динамика которых иная, чем у трезвого человека. Эмоциональные реакции выпившего не обусловливаются реальными внешними причинами, а в большой степени определяются внутренними побуждениями, связанными с алкогольным состоянием. В результате получается, что приподнятое или угнетенное настроение выпившего далеко не всегда согласуется с настроением окружающих. Особенно наглядно это видно на поминках. Когда близкие еще глубоко скорбят об усопшем, какой-нибудь пьяница уже громко смеется или даже затягивает песню, отнюдь не соответствующую печальному событию. Пьяница не в состоянии по-настоящему разделить печаль и горе близких. И если он все же сочувствует, то это сочувствие обычно притворное и за- частую выражается в утрированных, высокопарных фразах.

Правда, после того как человек протрезвеет, он способен (если он не законченный алкоголик) оценить и даже осудить свое неуместное поведение. В дальнейшем развитии пьянства чувство раскаяния пропадает вообще. Это связано с тем, что у пьяницы в мозгу образуется своеобразная установка, когда его психика нацелена на удовлетворение жгучего желания напиться. Его уже не могут интересовать серьезные проблемы и не затрагивают его чувств те события, которые трогают душу каждого нормального человека. Именно поэтому возникает отчуждение между супругами, один из которых злоупотребляет алкоголем. Правда, на первых порах их отношения нарушаются только в связи с очередной бестактностью пьяного, но затем состояние "неустойчивого равновесия" переходит в полное взаимонепонимание. Формируется резко отрицательное отношение к личности пьяницы. И если супруг не перестанет пить, в семье, как правило, возникает разлад, а нередко дело доходит и до развода.

У пьяницы ослаблена воля — и не только к ограничению приема алкоголя, но и по отношению к другим, деловым сторонам повседневной жизни.

Алкоголь вызывает беспричинные изменения настроения, взрывы радости и злобы иногда по самым незначительным поводам и в то же время безразличие к действительно волнующим событиям. Особенно трудно приходится дошкольникам, которые никак не могут понять причину буйности поведения своего родителя, нелогичность оценки их поступков. Это вселяет смятение а чувства детей, путает понятия добра и зла, хорошего и плохого, оказывает негативное влияние на их психическое развитие.

Школьники должны знать о существовании психического разлада у пьющих людей и просить взрослых членов семьи (маму, бабушку, брата или других близких людей) воздействовать на пьяницу, убедить его бросить пить или заставить лечиться. Только полное воздержание от спиртного спасет алкоголика от дальнейшего морального и физического падения, а семью, детей — от пьяных сцен, скандалов, дебошей.

У пьющего меняется круг знакомых, круг интересов. Как правило, происходит концентрация внимания на бутылке. И какая бы тема ни затрагивалась в компании пьющих, рано или поздно она будет переведена на тему о вине и водке.

Почему много пьяниц у пивных ларьков? Отнюдь не потому, что они ценители пива и приходят утолить жажду. Нет, сюда их влечет мысль о встрече с собутыльниками, с которыми можно в дальнейшем продолжить удовольствие, принимая более крепкие напитки. Невозможность избавиться от мыслей о бутылке спиртного, внять голосу разума и отличает личность алкоголика от просто выпивающих людей.

Понятие "личность" включает разнообразные психические качества, черты характера, присущие данному лицу и отличающие его от других людей. Сюда входят некоторые врожденные свойства (подвижность, уравновешенность и сила нервных процессов), а также приобретенные в процессе воспитания, труда, общения. Все эти психологические особенности и определяют внутренний мир человека, его сознательную деятельность, мотивы поведения, а также отношение к другим людям.

Тип личности может изменяться под влиянием психических заболеваний, действия грубых внешних факторов, в том числе нейротоксинов, к которым относится и алкоголь.

Как любому химическому яду, наркотику, алкоголю свойствен собственный тип отравления, специфическое воздействие на личность. При этом у многих людей, страдающих алкоголизмом, появляются сходные черты, подобно тому как это бывает при психических заболеваниях, имеющих характерные симптомы. Для алкоголиков типично ограничение круга их интересов, концентрация внимания на удовлетворении желания выпить. В этом отношении алкоголики похожи друг на друга, как родные братья и сестры.

Для алкоголика характерно огрубение личности, лживость, падение авторитета в семье и рабочем коллективе, психофизиологические изменения. Вначале пропадают те тонкие движения души, которые скрашивают отношения в семье. Пьяница уже не скажет жене ласкового слова, не одарит детей интересным рассказом, прогулкой или забавной игрушкой. В последующем очерствение характера сопровождается грубостью и даже жестокостью. Пытаясь скрыть факт покупки вина, пьяница начинает лгать. Это ведет к потере уважения к пьянице как дома, так и на работе. Будучи раздраженными постоянными конфликтами с пьяницами, члены его семьи и коллектива сами становятся невыдержанными. Пьяница же снова ищет утешения от возникающих скандалов в вине. Образуется как бы порочный круг.

Подведем итоги. Всемирная организация здравоохранения определяет хронический алкоголизм как вынужденное употребление спиртных напитков, обусловленное психической и физической зависимостью от алкоголя, повышенной его переносимостью, наступлением психических и физических расстройств при внезапном прекращении поступления спирта в организм (синдром похмелья). При дальнейшем развитии болезни появляются расстройства деятельности основных органов и психики.

Начав свой разговор, мы уже несколько раз употребляли понятия " П ЬЯНСТВО " и "алкоголизм".

Различия между ними состоят только в количестве выпитого: пьянство является начальной стадией особого болезненного состояния — алкоголизма, развивающегося в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков.

В нашем разговоре, за редким исключением, мы отождествляем эти понятия.

Итак, алкоголизм развивается по такой схеме:

А. Начальная фаза, Опьянение с выпадением памяти, "затмение". Человек постоянно думает о спирт ном, ему кажется, что выпил не-достаточно, он пьет "впрок", у него развивается жадность к алкоголю. Однако он сохраняет сознание своей вины, избегает разговоров о своей тяге к вину.

Б. Критическая фаза. Утрата контроля над собой после первого же глотка водки. Стремление найти оправдание своему пьянству, сопротивление всем попыткам предотвратить его желание выпить. У человека развивается высокомерие, агрессивность. Он обвиняет окружающих в своих бедах. У него начинаются запои, его друзьями становятся случайные собутыльники. Он вынужден уйти с постоянной работы, утрачивает интерес ко всему, что не имеет отношения к вину и водке.

В. Хроническая фаза. Ежедневное похмелье. Распад личности. Помутнение памяти. Сбивчивость мысли. Человек пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон. У него развиваются безосновательные страхи, белая горячка, другие алкогольные психозы.

Белая горячка, "Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты",— писал Л. Толстой. Конечной стадией такой консервации является белая горячка.

Картина белой горячки очень точно передана В. Шишковым в его романе "Угрюм-река": "И вдруг увидал — пересекая простор, к нему быстро полз небывало огромных размеров удав. Черная с желтыми пятнами кожа осклизла лоснилась сыростью. Прохор съежился, замер. Глаза злобного гада взъярились, молниеносно он бросился к Прохору, ...[Прохор], не помня себя, ударил удава по морде и бросился к двери, к другой, к третьей; но все двери мгновенно скрывались; он — к окну, он — к другому, исчезли и окна. А змеища поспешно за ним: вот схватит, вот схватит... с воплем, подобным визгу свиньи под ножом, Прохор кидался на стены, бежал, падал, бежал, опрокидывая мебель. Наконец изнемог, повалился, как падаль, в ряд с мертвецами: весь пол кабинета покрыт смердящими трупами. От трупного запаха Прохору сделалось тошно... Со всех сторон... нарастал потрясающий ужас. Вот топот, и ржанье, и звяк копыт: ворвался табун бешеных коней и скачет по трупам прямо на Прохора..."