А вот один из реальных случаев, описанный доктором медицинских наук Г. М. Энтиным. Больной 26 лет после запоя "услышал" угрожающие голоса собутыльников: "Деньги в долг брал, не отдавал, сам пил, нас не угощал, давайте его кончим!" Больной вроде бы понимал, что это ему кажется, что собутыльников нет в его комнате, но тем не менее испытывал сильный страх. Вышел из дома, сел в троллейбус. Здесь опять услышал: "Ну, тут-то он от нас не уйдет, двери закрыты, сейчас его и кончим". Больной бросился к двери, выбил ее плечом, на ходу выскочил из троллейбуса и побежал. "Голоса" кричали вдогонку: "Не уйдешь, все равно поймаем!" Больной забежал в магазин, попросил продавщицу показать ему опасную бритву. Раскрыл ее, приготовился обороняться от "преследователей", которые, судя по голосам, находились где-то рядом. Почувствовав их приближение, больной бросился к двери. Услышал невероятно громкий хохот и голоса: "А вот здесь-то мы его и кончим!" Дверь оказалась закрытой. Не видя выхода, больной в отчаянии перерезал себе бритвой горло.
Белая горячка — наиболее часто встречающийся алкогольный психоз. Она возникает обычно в состоянии похмелья, когда у пьяницы появляются безотчетный страх, бессонница, дрожание рук, кошмары (погони, нападения и т. п.), слуховые и зрительные обманы в виде шумов, звонков, движения теней. Это предвестники белой горячки. Ее симптомы особенно выражены ночью. У больного появляются яркие переживания устрашающего характера. Он видит ползающих вокруг насекомых, крыс, нападающих на него чудовищ, бандитов, ощущает боль от укусов, ударов, слышит угрозы. Он бурно реагирует на свои галлюцинации, обороняется или бежит, спасаясь от преследования.
Днем галлюцинации несколько затухают, хотя больной остается возбужденным, у него трясутся руки, он суетлив и не может спокойно сидеть на одном месте. В медицинской литературе описан случай, когда такого больного, ориентирующегося в реальной обстановке, отправили в больницу для лечения на общественном транспорте в сопровождении жены.
На станции метро ему внезапно представилось, что на него движется группа вражеских солдат с автоматами. Он перепрыгнул через перила мостика над линией и упал на крышу вагона, а с нее — на платформу, где его подхватили пассажиры.
Другой больной поступил в больницу с множеством ножевых ранений. На вопрос врача, как это произошло, алкоголик ответил, что к коже у него прицепились чертики и он срезал их бритвой.
Другой формой психоза является алкогольный бред. Он возникает и после кратковременного пьянства, но в отличие от белой горячки не сопровождается галлюцинациями. Однако таких больных преследуют навязчивые мысли. Чаще всего это бред подозрительности, преследования, ревности. Пьянице, например, кажется, что против него устроен "заговор". Не видя выхода из создавшегося положения, он пытается кончить жизнь самоубийством.
Еще один вид алкогольного психоза описан выдающимся русским врачом С. С. Корсаковым в 1887 году. При корсаковском психозе больной утрачивает память на текущие события и не может восстановить факты последних лет жизни. Начало психоза напоминает белую горячку, но затем возникают своеобразные провалы памяти, хотя у большинства больных сохранены знания и профессиональные навыки периода, предшествовавшего алкоголизму.
Больной может подробно рассказать сюжет кинокартины, виденной 30 лет назад, перечислить фамилии школьных товарищей, но рассказать содержание телевизионной передачи, которую он недавно просмотрел, или назвать имена его соседей по дому он не может. Он даже не помнит, что ел сегодня на завтрак, как зовут его лечащего врача.
Бывают и курьезные случаи. Например, один больной не мог переставить стрелку часов: пока он, узнав по телефону точное время, поднимался к настенным часам, он забывал время. Тогда он возвращался к телефону, снова звонил, быстро бежал к часам, пытался запомнить услышанное от службы точного времени, но тут же путался, и все начиналось заново.
Выявлена форма эпилепсии, которая обусловлена исключительно злоупотреблением спиртными напитками. Судорожные припадки чаще наступают в состоянии похмелья и прекращаются при воздержании от спиртного. Во время приступа лицо больного бледнеет, он теряет сознание и падает. Больной бьется головой об пол, может получить различные увечья. При так называемой малой алкогольной эпилепсии дело ограничивается тем, что больной теряет сознание на несколько секунд: вдруг прекращает говорить, замирает, но, не успев упасть, приходит в себя.
6. История алкоголизма
История изготовления хмельных напитков уходит в глубь тысячелетий. Алкогольные напитки получали из пальмового сока, ячменя, пшеницы, риса, проса, маиса. В Древней Индии приготовляли напиток "сома", игравший большую роль и религии ариев. Описывался и способ его получения: выжатый из растений сок процеживали, затем смешивали с водой, молоком, ячменем, после чего полученная смесь бродила, приобретая особый вкус и оказывая опьяняющее действие. Особый вариант сомы получали выжимкой из грибов (мухоморов и др.). Сому пили жрецы во время ритуальных церемоний, жертвоприношений, она считалась напитком бессмертия. Люди верили, что именно сома давала богам все их могущество. Простому смертному сома дарила будто бы продление жизни, исцеление от болезней. "Мы выпили сомы, мы стали бессмертными, мы достигли света, мы нашли богов",— поется в одном из гимнов "Ригведы", написанном не позднее X века до н. э.
Но особо широкое распространение в древности нашло виноградное вино. В Греции виноград начали возделывать за 4000 лет до н. э. Вино также считалось даром богов. Покровителем виноградарства и виноделия в Греции являлся Дионис, сын Зевса. Другое его имя — Вакх, в латинской форме — Бахус. В честь Диониса проводились специальные праздники — дионисии, или вакханалии. На них устраивались торжественные процессии, игры, состязания поэтов, хоров, приглашались гости из других стран. Постепенно эти празднества приобрели печально известный характер оголтелых пьянок. Недаром слово "вакханалия" воспринимается сейчас как синоним пьяного разгула. Уже тогда было замечено, что неумеренное употребление любых опьяняющих напитков опасно. Поэтому греки, как правило, пили виноградное вино, разбавленное водой, так оно лучше утоляло жажду и человек не пьянел.
Чистый спирт начали получать в VI—VII веках арабы и назвали его "алькоголь", что означает "одурманивающий". Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это и послужило поводом запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама (мусульманской религии) Мухаммедом (Магомет, 570—632). Этот запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов — Коран (VII в.). С тех пор на протяжении 12 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники этого закона (пьяницы) жестоко карались.
Но даже в странах Азии, где потребление вина запрещалось религией (Кораном), культ вина все же процветал и воспевался в стихах.
В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного опьянения алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым.
С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего за счет постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья (картофеля, отходов сахарного производства и т. п.). Алкоголь настолько быстро вошел в быт, что практически ни один художник, писатель или поэт не обходил эту тему. Таковы картины пьянства на полотнах старых голландских, итальянских, испанских и немецких художников.
Описание пьянства проникало даже в детскую литературу. Помните знаменитую песню пиратов из книги "Остров сокровищ", в которой как припев повторялось: "...И бутылка рома..."
Злую силу алкоголизма понимали многие передовые люди своего времени. Известный религиозный реформатор Мартин Лютер писал: "Каждая страна должна иметь своего дьявола: наш немецкий дьявол — добрая бочка вина".
Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: "Веселие на Руси — есть пити". Но это клевета на русскую нацию. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н. И. Костомаров (1817 — 1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5—10 . Чара пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.
Обычай пить из одной чаши означал полное доверие друг к другу и единомыслие, поэтому отказа не могло быть. Из одного так -называемого кругового ковша каждый сидящий обязан был отпить свою долю. При этом все пили за каждого, а каждый пил за всех.