1. показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей:
-Искренность, непосредственность, увлеченность, эмоциональность.
-Интерес к изобразительной деятельности.
-Способность вхождения в изображаемый образ
2. показатели творчества, характеризующие способы творческих действий:
-Создание новых комбинаций из усвоенных ранее элементов.
-Дополнения, изменения, преобразования знакомого материала, нахождение оригинальных приемов изображения.
-Самостоятельное нахождение новых способов, быстрота реакций и ориентировки в новых условиях.
3. показатели творчества, характеризующие качество продукции детской художественной деятельности:
-Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для воплощения образа.
-Соответствие результатов творчества элементарным художественным требованиям.
-Индивидуальный «почерк» деткой продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего исполнения.
Далее, на этапе формирующего эксперимента, нами был разработан цикл занятий по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник для проведения с детьми, проявившими предпосылки к развитию высокого уровня изобразительного творчества. Цикл занятий включал следующие занятия: « Бабочки на полянке», « Наши черепахи на прогулке», «Мои любимые рыбки», «Весенние цветы для моей мамы», «Мои игрушки».
На этапе контрольного эксперимента нами было проведено занятие по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник « Мое любимое дерево в разные времена года» со всеми детьми группы и снова определены уровни творчества детей, определено влияние использования нетрадиционных техник в сюжетном рисовании на развитие изобразительного творчества детей.
На заключительном этапе исследования нами были сделаны выводы и разработаны рекомендации воспитателям по развитию изобразительного творчества у детей, подобрана информация для родителей на тему «Как развивать изобразительное творчество детей» (Приложение 4)
2.2 Выявление условий для развития изобразительного творчества детей в семье и детском саду и уровней изобразительного творчества у детей исследуемой группы
Констатирующий эксперимент был проведен в несколько этапов. Первым этапом было выявление условий для развития изобразительного творчества детей в семье и детском саду. С этой целью нами были разработаны анкеты для родителей и отдельно для воспитателя группы.
Анкета для родителей включала вопросы, ответы на которые предполагали определенное отношение родителей к изобразительному творчеству ребенка, их участие в занятиях с ребенком, в создании определенных условий для занятия ребенком любимым видом художественной деятельности и т.п. Проанализировав ответы, данные родителями, мы сделали следующие выводы:
-в большинстве семей созданы хорошие условия по развитию у детей творчества
-родители чаще всего активно участвуют в жизни и деятельности своих детей
-большая часть детей группы имеет достаточное количество художественных впечатлений
-среди детей есть такие, которые очень любят рисовать (Иман М., Карина Н., Саша С., Настя Ш., Даша М., Олег Г., Ника П., Алиса А. и др.)
-некоторые дети хорошо составляют рассказы, но рисовать не умеют, а, следовательно, не могут и отобразить созданный воображением художественный образ с помощью изобразительных средств
Анкета для воспитателя была ориентирована на выявление форм работы воспитателя с детьми по изобразительной деятельности, методов, используемых в работе. Также в нее были включены вопросы, ответы на которые предполагали отношение воспитателя к детскому изобразительному творчеству и осознанию влияния изобразительной деятельности на развитие личности ребенка в целом. В данной анкете воспитателем также могли быть высказаны предложения по улучшению методической и предметной среды в организации художественной деятельности в детском саду.
Изучив ответы воспитателя, мы сделали следующие выводы :
-работа по изобразительной деятельности в детском саду ведется
-педагог использует различные возможности изобразительного искусства для развития личности детей
-детям предоставляется самостоятельность в изобразительной деятельности
-привлекается внимание родителей к изобразительной деятельности детей
-однако, по прежнему в детском саду в большинстве своем используются традиционные материалы по изобразительной деятельности.
Второй этап был направлен на выявление предпосылок изобразительного творчества у детей и проходил в виде занятия со всей группой на тему «Снег, снег кружится, белая вся улица…».
Программное содержание: учить передавать несложный сюжет, включать в рисунок знакомые предметы; замечать красоту в сочетании белого цвета с другими красками; продолжать учить выполнять рисунок в указанной последовательности; упражнять в ритмичном нанесении точек концом кисти по всему листу бумаги.
Оборудование: 2-3 иллюстрации с изображением снегопада; листы бумаги серого цвета размером А4, кисти, краски гуашь.
Ход занятия
Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением снегопада. Спрашивает, что нарисовано на картинках.
Обращает их внимание на то, что во время сильного снегопада снег покрывает все предметы вокруг. И крыши домов, и ветви деревьев, и столбики забора, и скамейки и т.д. снежинки летят повсюду. Мы видим все предметы как бы сквозь летящие снежинки на сером небе, на предметах (темно-зеленых елях, черных стволах деревьев и др.).
- Сегодня вы будете рисовать картинку к песенке «снег, снег кружится, белая вся улица». Решайте сами, что вы нарисуете на улице: один или 2 дома, деревья или другие предметы (снеговик, забор, скамейки, ворота).
- Сначала вы нарисуете дома, деревья и другие предметы, кто что захочет, потом снег, лежащий на земле и на всем, а в конце кончиком кисти нарисуете везде маленькие снежинки.
Путем вопросов педагог закрепляет представления детей о последовательности выполнения рисунков. Спрашивает нескольких человек, что они нарисуют на своей улице, и предлагает всем приступить к работе.
В процессе работы надо следить, чтобы дети сначала изображали крупные предметы (дома, деревья), потом предметы меньшего размера (изгородь, снеговик, скамейки). Напоминает, что надо дождаться, пока высохнет одна краска, и только потом накладывать на нее другую(окна на домах и т.п.).
Педагог также напоминает, что ветки у деревьев следует рисовать концом кисти. Советует рисовать их белой краской, так как в сильный снегопад снег покрывает ветки целиком. На ветвях ели нападавший снег можно изобразить приемом примакивания. Когда дети приступают к рисованию снежинок, следит, чтобы их изображали по всему листу бумаги.
В конце занятия педагог выставляет рисунки на стенд для просмотра. На верхнюю полочку помещает два-три рисунка с наиболее удачным изображением снегопада, говорит: «дети, посмотрите на эти рисунки, они очень подходят к песенке «снег, снег кружится, белая вся улица». На рисунках больше всего белого цвета: белый снег на крыше дома, на деревьях и заборе. Все предметы видны сквозь падающие снежинки. Кто найдет среди других рисунков похожие на эти и поставит их рядом?» приглашает нескольких детей к доске. Спрашивает: «почему ты считаешь, что этот рисунок тоже подойдет к песенке «Снег, снег кружится…» ?».
Отобранные рисунки сдвигают вместе и все любуются на заснеженную улицу.
В ходе занятия были использованы следующие методы: беседа, показ, объяснение, указания, напоминание, поощрение, анализ. Также была использована наглядность в виде иллюстраций, на которых изображен снегопад, заснеженная улица и т.п.
Положительным в занятии было то, что часть детей справилась с поставленной целью.
Большая же часть детей не справилась с работой, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети стремились создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее опыта, но цель не была достигнута, в связи с тем, что дети не умеют передавать задуманный художественный образ. Итог констатирующему эксперименту подведен в виде таблицы.
Имя ребенка | Показатели процесса и качества продукции детского художественного творчества | ||||||||
Отношения, интересы | Способы творческих действий | Качество результатов творчества | |||||||
искренность, , увлеченность, эмоциональность | Интерес к изобраз. деятельности | Способность «вхождения» в изображаемый образ | Создание нового из ранее усвоенного | Дополнения, изменения, преобразования | Самостоятельное нахождение новых способов | Нахождение адекватных изобр.-выразит. средств | Индивидуальный «почерк» | Соответствие элементарным худож. требованиям | |
1. Алиса А. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2. Арсений Б. | - | - | - | + | - | - | + | - | + |
3. Вова Б. | + | - | - | - | + | - | + | - | + |
4. Дима В. | - | + | + | + | - | - | + | - | + |
5. Олег Г. | + | + | + | + | - | + | + | - | + |
6. Оля Д. | + | + | + | + | - | - | - | - | + |
7. Алина К. | - | + | - | - | - | - | + | - | + |
8. Андрей К. | - | + | - | + | - | - | + | - | + |
9. Максим К. | + | + | + | - | - | - | + | - | + |
10. Кирилл К. | + | + | + | + | - | + | + | + | + |
11. Антон К. | - | - | + | + | - | + | - | - | - |
12. Иман М. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
13. Саид М. | - | + | + | - | - | - | + | - | + |
14. Валик М. | - | - | - | - | - | - | - | - | + |
15. Маша М. | + | + | + | + | - | - | + | - | + |
16. Карина Н. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
17. Алина П. | + | + | - | - | - | - | + | - | + |
18. Ника П. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
19. Саша С. | + | + | - | - | - | - | + | + | + |
20. Никита Т. | - | - | - | - | - | - | + | - | + |
21. Саша Ш. | + | + | - | + | - | - | - | - | - |
22. Настя Ш. | + | + | + | + | - | + | + | - | + |
23. Саша М. | - | + | - | - | - | - | + | + | + |
24. Даша М. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
25. Даша Б. | - | + | - | + | - | - | - | - | + |
Наличие определенного критерия отмечено знаком «+», отсутствие – знаком «-».