Смекни!
smekni.com

Роль и место музыкальной субкультуры в музыкально-эстетическом развитии подростка (стр. 8 из 8)

- одиночество – 27%;

- непонимание родителей – 24 %.

Среди прочих причин были названы:

· стремление к защищенности;

· обособленность;

· подражание, группирование;

· свобода;

· эмоциональная насыщенность общения;

· стремление компенсировать недостатки традиционных институтов семьи и школы.

Черты характера, которые нравятся им в подростках из группировок:

o умение постоять за себя (54%),

o смелость (40%),

o независимость (35 %).

Во-вторых, отличительной чертой общения подростков во многих стихийных неформальных субкультурах является беспредметность. Когда у коммуникации в группе появляется постоянный предмет, группа переходит в новое качество. Этот постоянный предмет впоследствии, как правило, и определяет тип субкультуры, принятый в группе: романтико-эскапистская или, может, гедонистско-развлекательная, радикально-деструктивная или полуделинквентная, – т.е. определяет ее, группы, ценности и образ жизни. Изменение предмета коммуникации, особенно, – появление постоянного предмета - есть зачастую первый симптом культурных перемен на микросоциальном уровне.

Объединение в субкультуры подростков можно рассматривать как средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения, свойственным отнюдь не только подростковому возрасту. Более того, некоторые неформальные объединения выполняют полезную функцию, направляя и управляя социальной активностью молодежи.[29]

Исследования в этой области педагогики, социологии и психологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. Только тщательные и систематические исследования в области развития социальной работы с молодежью могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная субкультура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи. Также необходимо понять, что молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе.[30] Подтверждением этому может служить следующая цитата Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».

Выводы

-В последние три-четыре десятилетия устойчивый интерес исследователей вызывают молодежные субкультуры. Связано это, как нам представляется, с тем обстоятельством, что молодежные субкультуры, или часть их стали важным средством эволюционного обновления современного общества и трансформации его в постсовременное. Все чаще стали появляться новые молодежные течения, которые привлекают подростков своей оригинальностью, неординарностью, новым способом выделится из «толпы», стать замеченным и значимым в своей группе. Все чаще на этот феномен начинают обращать свое внимание исследователи и педагоги.

-Стихийно возникающие молодежные субкультуры, объединения можно назвать и «альтернативными», так как они часто являются нетрадиционными и выступают с оппозиционной точки зрения по отношению к «академическим» или мэйнстримовским формам культурной жизни.

-Среди отличительных черт подростка-неформала - стремление быть самим собой лишь первое из них. Это именно стремление при отсутствии умения быть самим собой. Подросток озабочен поиском смысла «Я», отделением себя «истинного» от себя «неистинного», определением своего предназначения в жизни – настойчиво увлекает на путь поиска чего-то необычного.

-Объединение в субкультуры подростков можно рассматривать как средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения, свойственным отнюдь не только подростковому возрасту.


[1]Кон И.С. Психология ранней юности. Юношеская субкультура. С.12.

[2] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991

[3] Философский энциклопедический словарь. М., 1997

[4] Негодаев И.А. Информатизация культуры.

[5] Емельянов Ю.Н. Введение в культурантропологию. СПб. 1992. С.25.

[6] Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 416 С.

[7] Культурология: Учебник для студентов технических вузов (Под ред. Н.Г. Багдасарьян). – М.:Высш. школа, 1999.

[8] Щепанская Т.Б. Традиции городских субкультур \ Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003.

[9] Щепанская Т.Б. Традиции городских субкультур \ Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003.

[10] Хомутинников Ю., Субкультуры. Прошлое, настоящее, будущее. 2007.

[11] Фаустле О. Субкультура как регресс индивидуализации личности.

[12] Петров Д. Зависимость принадлежности к музыкальным течениям и социального положения в малой группе. 2007.

[13]www.genon.ru

[14] Обухова Л. Ф., Возрастная психология. Учебник.- М., Российское педагогическое агентство. 1996.

[15] Князева М.М. Влияние музыкально-эстетического воспитания на развитие личности. М., 1992.

[16] Кон И.С. Психология ранней юности. Юношеская субкультура. С. 11-13.

[17] Жуховицкий Л. Что делать с этой молодежью? // Софийские новости. 1987.

[18] Толстой Л. Н. Крейцерова соната // Собр. соч.: В 12 т.— М.: Художественная литература. 1958.— Т. 10.— С. 324.

[19] Кон И.С. Психология ранней юности. Юношеская субкультура. С. 16 – 17.

[20] Мяло К. Уроки Эйзеля//Иностранная литература.— 1987.— № 1.— С. 185.

[21] Кон И.С. Психология ранней юности. Юношеская субкультура. С. 17 – 18.

[22] Левичева В. Неформальные группы: ищем себя // Смена.— 1987.— № 12.— С. 5.

[23] Лисовский В.Т. Советское студенчество: соц. очерки. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 159.

[24] Лисовский, В. Указ. Соч. – С.169.

[25] Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997.- С. 55.

[26] Лисовский, В. Указ. Соч. – С. 169.

[27] Жуховицкий Л. Что же делать с этой молодежью?// Юность, 1988, №9.- С. 120.

[28] Ольшанский Д.В. “Неформалы: групповой портрет в интерьере”- М: Педагогика, 1990г.

[29] Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи / С.В. Косарецкая, Н.Ю. Синягина. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С. 16-21.

[30] Кон И.С. Краткий словарь по социологии. Социология молодежи. - М., 1988г.