1.Возраст и возможности учениц, периодизацию спортивной тренировки, этап подготовки.
2.Логическую связь движений, а именно:
• положение тела в конце каждого движения должно служить исходным положением для выполнения последующего;
• все компоненты комбинаций должны помимо самостоятельного значения иметь и дополнительное (функцию связи).
3.Оптимальную трудность композиции. Не следует недооценивать или переоценивать возможности спортсменов и студентов.
4.Элемент новизны и разнообразия. Нужно органично сочетать хорошо знакомые движения с недавно освоенными, не увлекаясь при этом чрезмерным их разнообразием.
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Хореографическая разминка проводится с музыкальным сопровождением. Функции аккомпаниатора - пианиста очень многогранны. Посредством музыкального сопровождения музы кант помогает тренеру организовать внимание занимающихся и воспитывает у них чувство ритма, музыкальность выполнения, передавать характер музыкального произведения пластикой движений, взглядом и поворотом головы. Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, характерным для каждого вида упражнения, где ясно прослушивается музыкальная фраза, укладывающееся количество тактов, соответствующее продолжительности упражнения. Давая определенный темп, метр и ритмический рисунок, музыка выявляет и подчеркивает характерные особенности движения, помогает его выполнению и одновременно приучает спортсменов и студентов понимать соответствие между характером музыки и характер движения. Соблюдение ритмического рисунка в соединении с творческой фантазией аккомпаниатора пианиста (хорошая, разнообразная импровизация) повышают качество урока. Определенный метр, темп рисунок выявляют и подчеркивают технический характер движения: мелодия, разнообразно гармонизированная, создает эмоциональную окраску движений, подчиняет движения музыке и обеспечивает музыкальную насыщенность уроку. Если в композиции мы подчиняемся музыке, передаем ее содержание и форму, то в уроке происходит обратное явление: музыка должна по своей форме подчиняться движению. Все комбинации урока должны строиться с учетом музыкальной фразы (тактовой квадратности), начинаться и заканчиваться вместе с нею. Музыкальные фразы могут быть малые и большие: четыре такта, восемь, шестнадцать, тридцать два и т.д. В повседневном, тренировочном процессе аккомпаниатор пианист творчески участвует в построении урока и музыкальном воспитании студентов, умело подбирая музыкальную литературу в тех случаях, когда задание тренера-преподавателя требует готовой музыкальной формы. Очень важна профессиональная подготовка пианиста, умение перейти в необходимый момент на импровизацию.
Импровизационная музыка должна строго подчиняться рисунку заданной тренером-преподавателем комбинации, иметь определенный ритмический рисунок, соответствующей характеру движений.
Музыкальный размер
Музыкальный размер (м/р) определяет количество долей в одном такте. В хореографии применяется музыка с м/р. 2/4; 3/4; 4/4; реже 6/8.
М/р 2/4 соответствует счет "раз" - "два", а при более дробном делении движений "раз" - "два" - "три" или "раз" - "и" - "два" - "и".
М/р 3/4 следует считать "раз" - "два" - "три" или "раз" - "и" - "два" - "и" - "три" - "и".
Таким образом, на фразу приходится в музыкальных произведениях двухдольного размера 8 счетов. Трехдольного - 12, четырехдольного -16 счетов по тактам 4 счета. Учитывая построение музыкальных произведений, продолжительность отдельных упражнений и учебных комбинаций может составлять 2, 4, 6, 8,16, 32 счета, а при большей длительности - число кратное 32 (в отдельных случаях - 16). Продолжительность упражнений, выполняемых по музыку трехдольного размера, может быть 3, б, 12, 24,48 счетов, при большей длительности - число кратное 48.
Большое значение для проведения успешного урока хореографии имеет мастерство аккомпаниатора - пианиста, обладающего чувством меры и художественным вкусом. Он должен уметь подбирать произведения, которые точно согласовывались бы с учебными заданиями и в то же время были бы отвлеченными, монотонными и примитивными. Общими канонами для подбора музыкальных произведений являются танцевальность, образность, оптимистический характер, завершенность мелодии.
Характер музыкального сопровождения
№ | Упражнение | Музыкальное сопровождение | |
1. | demi pliegrand plie | деми плиегранд плие | 3/4 - вальс4/4 - адажио |
2. | battement tendu | батман тандю | 2/4- полька4/4 - марш |
3. | battement jete | батман жете | 2/4; 4/4 марш полька |
4. | rond de jamb par terre | ронд де жамб пар терр | 3/4- вальс4/4 - адажио |
5. | battement fondu | батман фондю | 2/4- полька4/4 - адажио |
6. | battement frapper | батман фраппе | 2/4- полька4/4 - марш |
7. | battement soutenu | батман сотеню | 3/4- вальс4/4 - адажио |
8. | rond de jamb en l′air | ронд де жамб ан леер | 3/4- вальс4/4 - адажио |
9. | developpeadajio temps lie | девелопеадажиотан лие | 3/4- вальс4/4 - адажио |
10. | grandbattement | гранд батман | 2/4- полька4/4 - марш |
11. | allegro | аллегро | 2/4 - полька4/4 - марш |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
В целях лучшего усвоения изучаемого материала, умения анализировать и зрительно воспринимать составляемую композицию студентам предлагается следующая схема записи, при описании которой необходимо указать вид спорта, разряд, применяемый в постановке классический, народный танец или современный стиль движений.
Запись необходимо производить, применяя следующие условные обозначения (первая и конечная цифры обозначают первоначальную и заключительную позы):
При составлении композиции необходимо учитывать перемещение спортсменов по площадке; ракурс каждого элемента, подбор элементов сложности в зависимости от разряда, сбалансированность выполняемых элементов как на полу, так в положении стоя и в воздухе.
Варианты рисунков композиции, в/у
При описании элементов классификационной программы указывается название элемента без подробного его описания или символическое обозначение, исходя из требований современных правил соревнований.
При описании акробатических пар, тройки и группового мужского выступления необходимо производить запись схемы передвижения каждого, обозначая их заглавными буквами алфавита или различной цветовой гаммой.
Описание движений
№ | Упражнение | ОМУ |
1. | Поза - ИП - упор сидя сзади на левойпятке, правая в сторону на носок, праваярука вверх ладонью вперед пальцы врозь | Осанка прямая,нога прямая,носок натянут |
1а | 1-2 - перекат влево через спину, ноги врозь3-4 - встать в ОС | Ноги врозьс максимальнойамплитудой.Осанка прямая |
1б | 5-6 – ра chasse (па шассе) - левая рукавперед, ладонью книзу, правая рука в сторону7-8 – entrelesse (перекидной) | С натянутого носкаПрыжокс максимальнойамплитудой |
2 | Элемент классификационнойпрограммы | В соответствиис разрядом |
Далее описание элементов производится аналогичным способом.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ХОРЕОГРАФИИ
(указать год обучения)
Задачи:
I.Образовательная.
а) Методика обучения у опоры (указать перечень элементов) и на середине (указать перечень элементов).
б) Совершенствование хореографических прыжков (указать по группам - малая, средняя, большая).
II. Воспитательная.
Воспитание трудолюбия, дисциплины, чувства коллективизма.
III. Оздоровительная.
а) Совершенствование осанки.
б) Профилактика плоскостопия.
Частьурока | Муз.размер | Упражнение | Дозировка | ОМУ |
Подготовительная часть | 2/4,3/4,4/4 | Построение, сдача рапорта,сообщение задач урока.Элементы хореографической подготовки в соответствии с годом обучения | 4-8 раз | Осанка прямая,элементы выполнять четко, выразительно |
Частьурока | Муз.размер | Упражнение | Дозировка | ОМУ |
Основная | 3/4,4/4 | Экзерсис у опорыИП - I позиция ног, рукив подготовительнойпозиции.1-4 - demiplie(полуприсед)5-8 - grandplie (присед)1-2 - стойка на левой,правую согнутьв сторону3-6 - держать7-8 - в ИП | 21 | Осанка прямая,припорасьон -1 - правая рука изподготовительнойпозиции в первую2 - во вторуюпозициюСогнутую правуюдержать "выворотно". Носок уколена |
Далее описание элементов производится аналогичным способом.
Часть урока | Муз. размер | Упражнение | Дозировка | ОМУ |
4/4 | Экзерсис на серединеtempslie(тан лие, маленькое адажио) с подготовкой к пируэту | 2-4 | В 1-й половине года обучения подготовка к пируэту, во II-й половине или по мере усвоения | |
4/4, ¾ | adajio (адажио, медленная часть) с элементами избранного вида спорта: стойки на руках, равновесия, перевороты, повороты и т.д. | - пируэт.В соответствии с требованием классификационной программы. | ||
4/4, 3/4 | allegro (быстрая часть) - сочетание хореографических прыжков с элементами избранного вида спорта | В соответствии с требованием классификационной программы. | ||
2/4, 3/4, 4/4 | этюд – элементы двигательной подготовки в сочетании с элементами избранного вида спорта | В соответствии с требованием классификационной программы | ||
Заключительная часть | 3/44/4 | пор де бра - упражнения для рук, наклоны, растяжкиПостроение и подведение итогов урока | Восстановление кардиореспираторной системы |