Смекни!
smekni.com

Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игр-драматизации (стр. 5 из 13)

Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В играх-драматизациях дети могут в определенных рамках изменять отдельные моменты сюжетной линии, т.е. все хорошее, что пережили ребята во время чтения сказки и кукольного спектакля, они могут реализовать в игре, проявить свою активность, преданность, отзывчивость. Эти качества находят соответствующий отклик у детей, исполняющих и положительные, и отрицательные роли.

3. Колесникова [16] обращает внимание на то, что старшие дошкольники смелее и разнообразнее комбинируют в игре свои знания, почерпнутые из наблюдений, книг и рассказов взрослых. Как и малыши, они отражают в любимых играх новые впечатления, но пользуются своими знаниями и наблюдениями более сознательно.

Н. Губанова [14] считает, что особый характер приобретает замысел в играх-драматизациях, которые отличаются от обычной творческой игры тем, что создаются по готовому сюжету, взятому из книги. План игры и последовательность действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание событиям из жизни: требуется хорошо понять и прочувствовать образы героев, их поведение, помнить текст - произведения. Игры-драматизации помогают дошкольникам глубже почувствовать ее художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений.

А.И. Матусик [5] утверждает, что сказки и рассказы по-разному отражаются в играх детей разных возрастов. Малыши обычно воспроизводят лишь отдельные эпизоды. С возрастом дети начинают передавать сказку целиком, иногда внося в нее изменения, используя при этом свой жизненный опыт.

У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В игре часто дети проявляют эмоции, которые в жизни еще недоступны им. А.П. Усова [30] отмечает, что игры-драматизации по сюжету художественного произведения имеют свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка проявляются новые представления и новые эмоциональные отношения.

Таким образом, в играх-драматизациях происходит сближение детей с персонажами произведения, что позволяет не только выявить уровень развития нравственных ценностей, но и создать условия для их формирования - как в отношении своих сверстников, так и в отношении взрослых. Дошкольники получают возможность «дочувствовать» в процессе игр - драматизации то, что было ими пережито во время восприятия художественного произведения.

Изучив теоретические аспекты по проблеме формирования нравственных ценностей средствами игр - драматизации можно отметить её актуальность.

Нравственные ценности присваиваются на индивидуальном уровне в процессе интериоризации. Интериоризация – это переход извне вовнутрь. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей происходит лишь тогда, когда в необходимый момент внутреннего существования человек может четко формулировать цели своей деятельности, видеть её гуманистический смысл, находить эффективные средства их реализации, правильного своевременного контроля, оценки и корректировки своих действий.

Анализ современных комплексных вариативных программ показал, что игры-драматизации являются важным средством формирования нравственных ценностей и выделяются отдельным разделом в программах «Развитие» (под ред. О.М. Дьяченко) [23] и «Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович) [8]. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) [22] игры-драматизации являются частью театрализованных игр и предлагают учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; учить создавать творческие игры для подготовки и проведения спектаклей, концертов; воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей.

Игра-драматизация, как эффективное средство формирования нравственных ценностей рассматривается в трудах: А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, З.М. Богуславской, Е.О. Смирновой, Л.В. Артемовой, Н.С. Карпинской, Л.П. Стрелковой, З. Колесниковой, А.И. Матусик. В играх-драматизациях происходит сближение детей с персонажами произведения, что позволяет не только вызвать эмоциональный отклик ребенка, но и создать условия для формирования нравственных ценностей - как в отношении своих сверстников, так и в отношении взрослых. Дошкольники получают возможность «дочувствовать» в процессе игр-драматизации то, что было ими пережито во время восприятия.


2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СРЕДСТВОМ ИГР – ДРАМАТИЗАЦИЙ

2.1 Изучение представлений детей седьмого года жизни о ценностных нравственных качествах

Исследовательская работа проводилась на базе МДОУ №85 г. Белгорода. Она состояла из трех этапов эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного. В эксперименте принимали участие десять детей седьмого года жизни.

На констатирующем этапе эксперимента проводились беседы, в процессе которых изучалось представление у детей о нравственных качествах (Г.А. Урунтаева), а также изучение представлений о нравственных ценностях в процессе чтения и обыгрывания сказки «Заюшкина избушка» с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали (А.Д. Кошелева).

Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Вначале была проведена беседа. Каждому ребенку задавали вопросы, предложенные автором методики:

1. Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

2. Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

3. Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

4. Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Результаты исследования занесены в таблицу 1.

Таблица 1

Имя Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4
Ангелина Н. А) тот, кто со всеми дружит и не жадничает;Б) тот, кто обижает, всех не любит ни кого, не слушается; А) кто обещает и выполняет обещания;Б) кто всех обманывает и меня тоже; А) делится книжками, игрушками, яблоками ему ничего не жалко дать всем;Б) ничего не дает; А) тот, кто вообще ничего не боится;Б) кто всего боится;
Антон Т. А) кто ничего плохого не делает;Б) тот, кто ругается и делает все плохое; А) кто никогда не врет;Б) кто всех обманывает; А) тот, кто делится со всеми;Б) тот, кто ничего не дает; А) ничего на земле вообще не боится;Б) те, кому всегда страшно;
Владик С. А) кто не кричит и не ругается и вообще ведет себя хорошо; Б) когда кричит человек и ведет себя плохо; А) кто обещает и выполняет обещания; Б) тот, кто не выполняет обещания; А) тот, кто со всеми делится;Б) тот, кто совсем не делится ни чем; А) кто ничего не боится;Б) тот, кто боится всего;
Вова Ш. А) Меня – я же все сразу выполняют, дома даже картошку принесу;Б) Антон – он прям на меня злится; А) кто не врет;Б) Стас – сказал, что принесет машинку, но не принес; А) кому не жалко дать что просят;Б) ничего не дает; А) Я сам, я тренируюсь и пойду на бокс;Б) тот, кто боится и его надо защищать;
Геля П. А) это хорошие люди, всегда смеются;Б) бабушка и дедушка когда пьют пиво; А) кто никогда не врет;Б) тот, кто постоянно всем врет; А) кому ничего не жалко;Б) кто все сразу забирает; А) кто ничего не боится даже ночью ходить;Б) кто всего боится;
Данил В. А) кто всех любит;Б) кто всегда злится; А) кто все обещает и выполняет;Б) тот, кто обманывает; А) не знаю;Б) кто не делится ни с кем; А) кто никого не боится;Б) тот, кто боится медведей и волков;
Даша Ш. А) хороший;Б) кто всегда сердится; А) кто не обманывает;Б) кто всегда обманывает; А) кто все разрешает брать;Б) тот, кто жадничает; А) кто ничего не боится и не трусит;Б) кто всего боится;
Максим С. А) тот, кто улыбается и любит даже плохих;Б) тот, кто дерется и ругается; А) тот, кто не обманывает;Б) настоящих обманщиков; А) кто делится;Б) тот, кто забирает все себе; А) он ничего не боится;Б) тот, кто всех, всех боится;
Настя А. А) Геля она дает поиграть и не толкается;Б) Тимофей всегда злой; А) Света честная;Б) Тимофей обманывает детей; А) тот, кто дает игрушки;Б) тот, кто ничего не дает; А) кто ничего не боится;Б) кто всего боится;
Света М. А) те, кто всегда дружат;Б) все дети, которые не слушают воспитателя; А) все кто дарят подарки, если обещают;Б) кто, всех обманывает; А) кто мне конфеты дает;Б) кто все себе забирает; А) тот, кто никого не боится; Б) кому всегда страшно.

Анализ ответов детей на предложенные вопросы осуществлялся с учетом рекомендованных автором методики положений:

· у ребенка сформировано обобщенное представление о нравственном качестве («Жадные … которые жалеют: все для себя берут и ничего не оставляют бедным»);

· носителями определенного качества в конкретной ситуации выступают конкретные люди («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает… Но я, конечно, быстрее… Никто его не догонит, даже Славик»);

· носителями нравственного качества являются литературные и сказочные персонажи («Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки», «Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»);