Смекни!
smekni.com

Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игр-драматизации (стр. 6 из 13)

· в роле носителя определенного качества выступает сам ребенок («Меня можно назвать добрым. Я никого не обижаю»);

· нравственное качество объясняет как совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жадный тот, кто конфет не дает. Сам все ест», «Жадный тот, кто жадничает. Например, говорит: «Я тебе не дам шоколадки кусочек, жвачки»);

· при ответе нравственное качество соотносит с конкретным действием («Жадный тот, кто не дает попить»);

· ребенок ориентируется на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека», «Жадный…он плохой»);

· у детей недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает все только справедливое»).

Анализируя ответы детей, следует отметить:

1. Обобщенное представление о нравственном качестве сформировано у большинства детей. Такие качества как «добрый - злой» почти все объясняли правильно, то есть «тот, кто со всеми дружит; всем делится; ничего плохого не делает» или «ругается и делает все плохо; кто всех обижает; кто всегда злится… сердится». У троих детей Вовы Ш., Гели П., Насти А. конкретные люди выступают в роле носителя определенного качества («Тимофей всегда злой»; «Дедушка и бабушка злые, когда пиво пьют»). В процессе беседы дети не демонстрировали не правильных формулировок нравственного качества.

2. Нравственные качества «честный - лживый» дети дифференцировали, опираясь на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («кто выполняет обещания; кто никогда не врет; кто не обманывает» или «кто всем врет; всегда обманывает»). Только Настя А. и Вова Ш. закрепляют эти качества за конкретными людьми («Стас… не принес машинку», «Тимофей обманывает детей»). Можно отметить, что все дети правильно дали определение нравственному качеству.

3. Представление о нравственном качестве - «смелый» практически у всех детей сформировано обобщенное. Лишь у Вовы Ш. оно закреплено конкретно за ним самим («Я сам, я тренируюсь, пойду на бокс»).

Обработка данных о сформированности нравственных качеств осуществлялась с учетом следующих уровней:

высокий уровень: сформировано обобщенное представление о нравственных качествах;

средний уровень: нравственные качества объясняют на примере конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации или на примере литературных и сказочных персонажей; также ссылаясь на самого себя или совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта;

низкий уровень: не объясняют нравственное качество или не дифференцируют представление о качестве.

Обработанные данные с учетом обозначенных уровней представлены в таблице 2.

Таблица 2

Имя ребенка Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Итоги
А Б А Б А Б А Б
1 Ангелина Н. В В В В В В В В В
2 Антон Т. В В В В В В В В В
3 Владик С. В В В В В В В В В
4 Вова Ш. С С В С В В С В С
5 Геля П. С С В В В В В В С
6 Данил В. В В В В Н В В С С
7 Даша Ш. Н В В В В В В В С
8 Максим С. Н В В С В В В В С
9 Настя А. Н Н Н Н С В В В Н
10 Света М. Н С С В Н С С В С

Проанализировав ответы детей можно отметить, что:

1) к высокому уровню относятся – 3 ребенка (Ангелина Н., Антон Т., Владик С.), что составляет 30 %;

2) к среднему уровню относятся – 6 детей (Вова Ш., Геля П., Данил В., Даша Ш., Максим С., Света М.), что составляет 60%;

3) к низкому уровню относятся – 1 ребенок (Настя А.), что составляет 10%.

Результаты исследования представлены в диаграмме (рис. 1):


Рис. 1 - Результаты беседы о нравственных качествах

Изучение представлений о нравственных ценностях осуществлялось в ходе двух серий исследования (Кошелева А.Д.). В первой серии детям читали сказку «Заюшкина избушка» (Приложение 1), затем индивидуально с каждым ребенком проводили беседу с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали.

Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Какая в сказке была избушка у зайца? У лисы?

2. Как перехитрила лиса зайца?

3. Кто помогал зайчику? Как?

4. Как бы ты поступил, если бы кто – то нуждался в твоей помощи?

Результаты проведенной беседы представлены в таблице 3.

Таблица 3

Имя 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Вопрос
Ангелина Н. А) Лубяная.Б) Из льда. Её избушка растаяла, она попросилась переночевать, зайчик пустил, а она его выгнала. Петушок выгнал лису, помог зайцу, а собаки и медведь испугались. Помогла, наверное.
Антон Т. А) Из дерева.Б) Ледяная. Попросилась переночевать заяц пустил её и лиса его выгнала. Петушок пришел с косой и выгнал лису, медведь и собачки тоже хотели помочь, но лиса их испугала. Я бы всем помог и не испугался никого.
Владик С. А) Деревянная.Б) Конечно ледяная, она же растаяла. Заяц поверил лисе и пустил в избушку, а она его перехитрила. Собаки и медведь пожалели зайчика и хотели помочь, но побоялись лису, у петуха была коса, и он не побоялся и выгнал лису. Если бы у меня была коса, я бы помог.
Вова Ш. А) Из дерева.Б) Ледяная. Её избушка растаяла и лиса пришла к зайцу попросила пустить, он был добрым и пустил, а она его выгнала из дома. Петух помог своей косой напугал лису, медведь хоть и большой все равно испугался и собаки тоже. Я сильный, я всех спасу.
Геля П. А) Деревянная.Б) Ледяная. Лиса была хитрой и обманула зайца, когда он её пустил в избушку, и выгнала его. Петушок помог, больше ни кто не помог. Я не знаю, наверное, помогла бы.
Данил В. А) Лубяная. Б) Ледяная. Она попросилась переночевать к зайцу и выгнала из его дома. Помог петушок с косой, она острая была, медведь и собачки говорили «сейчас мы её выгоним», но лиса их пугала и они убежали. Я помог бы.
Даша Ш. А) Лубяная.Б) Ледяная. Молчит Петушок помог. Я помогла бы.
Максим С. А) Из дерева.Б) Ледяная. Лиса хитрая, перехитрила зайца. Помог петушок с косой, собаки с медведем тоже говорили что помогут, но лиса их пугала. Я бы не испугался, я бы всем помог.
Настя А. А) Деревянная.Б) Ледяная. Она пришла к зайцу, заплакала и попросила пустить её в избушку, зашла и выгнала зайца. Все хотели помочь, говорили «не плачь, мы поможем» и ходили к лисе, но помог петушок. Я бы помогла.
Света М. А) Из дерева.Б) Ледяная. Заяц поверил лисе, а она его обманула. Все помогали и собачки и медведь и петух, но петушок выгнал лису. Я помогла бы всем.

По итогам проведенной беседы можно отметить, что дети понимают смысл сказки. На вопрос «из чего были сделаны избушки», отвечают точно и без затруднений.

Следует отметить, что 8 детей соотносят такие качества как «коварство» и «хитрость» с тем персонажем, которому они присущи – лисе («лиса была хитрой и обманула зайца», «заяц поверил лисе, а она его перехитрила»). Отвечая на этот вопрос, Даша Ш. молчала и пожимала плечами. Максим С. сказал, что «лиса хитрая, перехитрила зайца», то есть ребенок не может объяснить значение слова «перехитрила».

Необходимо отметить, что 5 детей называют всех героев, которые «помогали зайчику». Ангелина Н., Вова Ш., Геля П., Данил В. сказали, что «помогал только петушок, ссылаясь на то, что медведь и собачки испугались лису, а петушок её выгнал». Лишь одна девочка, Даша Ш. сказала – «петушок помог», не аргументируя свой ответ.

Следует отметить, что на вопрос «как бы ты поступил, если бы кто-то нуждался в твоей помощи?», все дети ответили положительно, они бы помогли. Владик С. уточнил, что «если у него будет такая коса, то он поможет», то есть он закрепляет определенное действие за конкретным образом, в данном случае за петушком с косой.

Таким образом, следует отметить, что дети понимают смысл данной сказки с точки зрения таких нравственных качеств, как взаимопомощь, взаимовыручка и положительно реагируют на просьбу помочь.

На основе анализа делаем вывод:

· правильно понимают смысл сказки – 10 детей (100%);

· правильно определяют, «как перехитрила лиса зайца» - 8 детей (80%);

· правильно определяют, «кто помог зайчику и как» - 5 детей (50%);

· помогли бы, попавшим в беду – 10 детей (100%)

Данные представлены на графике.


Рис. 2 - Результаты изучения представлений о нравственных поступках героев сказки

Во второй серии исследования нами было проведено наблюдение за обыгрыванием русской народной сказки «Заюшкина избушка» с целью изучения особенностей проявления нравственных ценностей в процессе передачи характера, эмоционального состояния сказочных героев (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

Наблюдение проводилось с учётом следующих параметров:

1) подготовка и использование атрибутов;

2) взаимоотношения со сверстниками во время игры;

3) эмоциональная передача нравственных качеств персонажей с помощью вербальных средств;